Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Концепции современного образования

Педагогика
29.10.2024
1072
Поделиться
Библиографическое описание
Зинченко, А. С. Концепции современного образования / А. С. Зинченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118749/.


В статье рассматриваются ключевые аспекты современной образовательной парадигмы, включая ее философские основы, сущность и преимущества. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования образовательного процесса и методов обучения.

Ключевые слова: педагогические концепции, образование, ассоциативно-рефлекторная концепция, концепция поэтапного формирования умственных действий, концепция проблемно-деятельностного обучения, концепция программированного обучения.

В современном мире образование выступает ключевым фактором общественного прогресса, способствуя формированию гибкого и компетентного интеллектуального потенциала подрастающего поколения, а также развивается в условиях глобализации и цифровизации [2]. Его задача не ограничивается лишь передачей знаний, но включает развитие широкого спектра навыков, способностей и критического мышления обучающихся. Динамично меняющиеся условия и новые вызовы диктуют необходимость непрерывного обновления и совершенствования образовательных концепций.

Изучение актуальных педагогических исследований указывает на то, что постоянно эволюционирующие требования к образованию обуславливают потребность в непрерывном повышении эффективности и качества учебно-воспитательного процесса [1]. Это предполагает регулярную адаптацию методов обучения, содержания образовательных программ и подходов к организации образовательного пространства с целью соответствия современным реалиям и потребностям общества.

Современная система образования опирается на несколько фундаментальных концепций обучения, выявленных педагогическими науками. Среди них выделяются: ассоциативно-рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения.

Особое внимание заслуживает ассоциативно-рефлекторная концепция, в основе которой лежат открытия И. М. Сеченова и И. П. Павлова в области условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Эта теория постулирует, что формирование ассоциаций и рефлексов является ключевым механизмом в процессе усвоения новых знаний и обучения.

Основные принципы ассоциативно-рефлекторной концепции включают: формирование ассоциативных связей между различными элементами информации; развитие способности выстраивать логические цепочки и устанавливать причинно-следственные связи; стимулирование мыслительной активности обучающихся через решение теоретических и практических задач

Ассоциативно-рефлекторная концепция подчеркивает важность активного участия учащихся в образовательном процессе, стимулируя их к самостоятельному поиску связей между различными аспектами изучаемого материала. Применение этой концепции в современном образовании позволяет создавать более эффективные методики обучения, учитывающие естественные механизмы работы человеческого мозга [5].

Концепция поэтапного формирования умственных действий представляет собой инновационный подход к обучению, разработанный выдающимися советскими психологами и педагогами: А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и Н. Ф. Талызиной. Эта теория направлена на оптимизацию процесса усвоения знаний, развитие навыков и умений, а также совершенствование интеллектуальных способностей учащихся.

Согласно данной концепции, формирование умственных действий происходит через последовательность взаимосвязанных этапов: мотивационно-ориентировочный; построения ориентировочной основы действия; материализованных действий; внешнеречевых действий; внутренней речи; умственных действий [3].

Концепция поэтапного формирования умственных действий имеет важное значение для образовательного процесса, так как она создает условия для индивидуализации обучения и развития самоуправления у учащихся.

Концепция проблемно-деятельностного обучения, разработанная коллективом педагогов под руководством А. В. Барабанщикова в конце XX века, представляет собой альтернативный подход к образовательному процессу. Ее ключевая особенность заключается в создании специальных условий, позволяющих учащимся самостоятельно выявлять и исследовать научные проблемы, а также искать пути их теоретического и практического решения [2].

Концепция проблемно-деятельностного обучения способствует развитию новых умений, интеллектуальных способностей и навыков решения научных задач как теоретическим, так и практическим путем.

Концепция программированного обучения, разработанная американским психологом в 1950-х годах, направлена на повышение эффективности усвоения знаний через структурированную подачу информации и контроль. Д. Краудер развил эту идею, создав разветвленные программы.

Программированное обучение представляет собой управляемый процесс получения учебного материала с помощью «обучающего устройства». Существует четыре основных типа программ: линейная (последовательные блоки материала с контрольными заданиями после каждого); разветвленная (при неверном ответе предоставляется дополнительная информация); адаптивная (позволяет самостоятельно выбирать сложность и последовательность материала); комбинированная (сочетает элементы предыдущих типов) [4].

Таким образом, обзор современных образовательных концепций показывает их постоянное развитие и адаптацию к меняющимся потребностям общества и учащихся. Понимание и применение этих концепций критически важно для создания эффективных образовательных систем.

Успешная реализация современных образовательных подходов требует тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, создания благоприятной образовательной среды и сотрудничества всех заинтересованных сторон.

Изучение и внедрение современных образовательных концепций — ключевой шаг в развитии системы образования, способной отвечать потребностям современного общества и молодежи. Это способствует повышению эффективности обучения и общему прогрессу в сфере образования .

Литература:

1. Алексеева П. М. Роль научно-исследовательской работы студентов вуза в подготовке будущих специалистов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–1. С. 10–12.

2. Алексеева П. М. Непрерывное профессиональное образование: современные подходы к определению // Современные методы и инновации в науке. 2022. С. 10–12.

3. Голованова Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 372 с.

4. Коджаспирова Г. М. Общие основы педагогики: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 151 с.

5. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник и практикум для вузов / под редакцией П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 408 с.

6. Подласый И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для вузов / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 404 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагогические концепции
образование
ассоциативно-рефлекторная концепция
концепция поэтапного формирования умственных действий
концепция проблемно-деятельностного обучения
концепция программированного обучения
Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 322-324):
Часть 5 (стр. 303-375)
Расположение в файле:
стр. 303стр. 322-324стр. 375

Молодой учёный