Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание на уроках английского языка

Педагогика
22.10.2024
150
Поделиться
Библиографическое описание
Шарикова, Л. В. Патриотическое воспитание на уроках английского языка / Л. В. Шарикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118554/.


В статье рассматривается проблема патриотического воспитания. Автор раскрывает приемы работы и формы проведения занятий на уроках английского языка.

Ключевые слова : патриотизм, Родина, история и культура

В наши дни роль образования, как инструмента формирования личности и адаптации к постоянно меняющимся реалиям, становится критически важной. Образовательные институты стоят перед непростой задачей: подготовить подрастающее поколение не только к профессиональной деятельности, но и к жизни в сложном, многополярном мире. Это требует переосмысления целей и методов обучения. Образование должно формировать критическое мышление, способность к анализу информации, умение адаптироваться к неизбежным изменениям и решать сложные проблемы. Именно поэтому так важно уделить особое внимание патриотическому воспитанию, но не в пропагандистском, а в конструктивном ключе. Важно научить детей не только ценить свою культуру, но и уважать культуру других народов, понимать их традиции и ценности, способствовать межкультурному диалогу и сотрудничеству. Кроме того, важно формировать у молодежи гражданскую позицию, понимание своих прав и обязанностей, умение активно участвовать в общественной жизни, отстаивать свои интересы и защищать права других.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, в национальном проекте «Образование», в которых указано: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Патриотическое воспитание школьников, таким образом, выходит на первый план как одно из важнейших направлений в развитии успешной личности и высоконравственного гражданина Российской Федерации.

Но что же на самом деле означает патриотизм? Этимология слова прослеживается к греческому «patriotes» — соотечественник, от «patris» — родина. Словари дают определение патриотизма, как любовь к родине, к отечеству, подчеркивая глубину и историческую укорененность этого чувства, формировавшегося на протяжении тысячелетий. Однако, современное понимание патриотизма выходит за рамки простого чувства привязанности к месту рождения. Оно включает в себя осознанное участие в жизни страны, готовность защищать ее интересы, знание и понимание ее истории, как побед, так и трудностей, а также критическую оценку своего места в этом историческом контексте. Это не слепое поклонение, а активная гражданская позиция, основанная на знаниях и критическом мышлении. Гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием, так как оно является той средой, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь, духовная культура семьи. Воспитание нужно начинать со знакомства ребенка с историей своего рода и семьи. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что школа обеспечивает гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание детей. Школа играет ключевую роль в формировании патриотического сознания. Она является не только источником знаний, но и важнейшим институтом социализации, где закладываются основы моральных качеств личности. Воспитание патриота — это сложная и многогранная задача, требующая комплексного подхода. Она включает в себя развитие таких качеств, как ответственность, чувство долга, уважение к старшему поколению, умение работать в команде и достигать общих целей. Особое внимание следует уделить развитию критического мышления, способствующего нестандартному творческому подходу к решению проблем и формированию собственного обоснованного мнения.

В современном мире, характеризующемся глобализацией и информационной доступностью, патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование гражданской идентичности, основанной на знании, понимании и критическом анализе. Задача образовательных учреждений — не просто воспитать патриотов, а вырастить граждан мира, ответственных и активных членов глобального сообщества, глубоко любящих свою Родину и уважающих другие культуры.

Преподавание иностранного языка в современной российской школе предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, в рамках которого обучающиеся знакомятся с бытом, обычаями, традициями и, прежде всего, языком другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка и открывает перед школьниками новые горизонты, расширяя их кругозор и позволяя сравнить различные культурные традиции и политические системы.

Современные методики преподавания, включая использование интерактивных технологий и проектной деятельности, способствуют более глубокому усвоению материала и вовлечению учащихся в процесс обучения. В процессе изучения зарубежной литературы, истории и культуры формируется более взвешенное и объективное понимание как собственной страны, так и мира в целом. Грамотно организованный образовательный процесс может способствовать развитию гражданственности, патриотизма и правовой культуры, формируя у учащихся понимание своих прав и обязанностей. Однако, важно помнить, что патриотическое воспитание — это постоянная работа над формированием критически мыслящей, активной и ответственной личности, способной вносить свой вклад в развитие страны и общества. Это воспитание чувства причастности к истории и культуре своей Родины, уважение к ее достижениям и понимание ее проблем.

Патриотическое воспитание учащихся на уроках английского языка — задача, требующая комплексного подхода, выходящего за рамки традиционных методов преподавания. Эффективность такого воспитания напрямую зависит от умелого сочетания игровых, научно-познавательных и литературных форм деятельности как в рамках урочной, так и внеурочной работы.

Урочная деятельность включает в себя игровые формы, такие как творческие игры, квизы, викторины и т. п. на английском языке, посвященные истории, культуре и достижениям России. Такие уроки стимулируют интерес к изучению родной страны и одновременно совершенствуют языковые навыки. Научно-познавательные аспекты могут быть реализованы через подготовку и презентацию докладов и исследовательских работ на английском языке о выдающихся личностях, исторических событиях или современных достижениях России в различных областях науки, техники и культуры. При этом важно не ограничиваться поверхностным изложением фактов, а побуждать учащихся к анализу, сравнению и формированию собственного суждения. Интегрированные уроки, сочетающие английский язык с историей, географией или литературой, позволяют глубже погрузиться в тему и обеспечить междисциплинарный подход. Литературная составляющая может включать создание стихов, рассказов и эссе на английском языке, посвященных России, ее природе, культуре и людям. Создание стендов с фотографиями, рисунками и информацией о родном крае на английском и русском языках — это ещё один способ продемонстрировать изученное. Важно использовать аутентичные материалы — статьи из зарубежных СМИ, отрывки из книг и фильмов — чтобы показать образ России глазами иностранцев и дать возможность сравнить различные перспективы.

Внеурочная деятельность играет не менее важную роль. Для эффективного закрепления знаний и развития коммуникативных навыков необходимо проводить различные внеклассные мероприятия. Это могут быть дебаты на английском языке на актуальные социальные темы, творческие конкурсы (сочинения, видеоролики, презентации) и проекты. К примеру, проект, посвященный русской литературе в английском переводе, может способствовать более глубокому пониманию как литературы, так и языка. Особое внимание следует уделить клубу любителей английского языка, где в непринуждённой обстановке (например, за чаепитием) учащиеся могут обсуждать пройденный материал, делиться впечатлениями, отрабатывать навыки устной речи и развивать критическое мышление. В рамках клуба можно организовать просмотр и обсуждение англоязычных фильмов о России, дискуссии о русской культуре и её влиянии на мировую культуру. Важно подчеркнуть, что в таких клубах речь идёт не только о практике языка, но и о формировании толерантности и уважения к другим культурам. Кроме того, повышается мотивация к изучению английского языка.

Использование современных технологий — интерактивных досок, презентаций, видеоматериалов, онлайн-ресурсов позволяет сделать уроки более интересными и наглядными. Онлайн-платформы позволяют узнавать о международных проектах и взаимодействовать с учащимися из других стран. Виртуальные экскурсии по российским музеям и достопримечательностям, доступные на английском языке, расширяют географические горизонты и повышают интерес к изучению родной страны.

Патриотическое воспитание неотделимо от формирования толерантности и уважения к другим культурам. Изучение английского языка способствует развитию межкультурной компетенции, позволяя учащимся понимать и ценить разнообразие культурного мира. Важно показать, что патриотизм не исключает, а наоборот, дополняет и обогащает чувство толерантности. Умение аргументировано излагать свою позицию на английском языке — важный аспект формирования гражданской позиции.

В заключение, патриотическое воспитание на уроках английского языка — это сложная, но достижимая задача. С помощью разнообразных методов, приемов и современных технологий можно воспитать у учащихся глубокое уважение к своей родине, способность объективно оценивать её историю и культуру, а также способность достойно представлять Россию в международном сообществе. Ключевой момент — формирование критического мышления и способности к самостоятельному анализу информации, получаемой из различных источников. Только такой подход позволит вырастить истинно патриотичное и граждански активное поколение.

Литература:

  1. Климова М. В. Большой этимологический словарь русского языка. — М: Славянский Дом Книги, 2023
  2. Клюева Н. Н. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в кадетских классах. [Текст] / Н. Н. Клюева — Педагогическое обозрение. -2012 — № 1–2
  3. https://edu.gov.ru/national-project
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотизм
Родина
история и культура
Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 336-338):
Часть 5 (стр. 287-353)
Расположение в файле:
стр. 287стр. 336-338стр. 353

Молодой учёный