Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Получение взятки как коррупционное преступление

Научный руководитель
Юриспруденция
23.10.2024
14
Поделиться
Библиографическое описание
Малышева, Е. Н. Получение взятки как коррупционное преступление / Е. Н. Малышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118547/.


В статье автор проводит анализ категории взятки, в части ее криминализации в России, а также признаков коррупционного преступления. Автор рассматривает категорию должностного лица как обязательный признак коррупционного преступления, в частности получения взятки, раскрыв особенности преступлений коррупционной направленности как наиболее общественно опасных деяний в отношении дестабилизации государственного управления.

Ключевые слова: взятка, коррупция, лоббизм, коррупционное преступление, должностное лицо.

История криминализации получения взятки в России берет свое начало с периода появления лиц, имеющих те или иные властные полномочия, в частности, бояре, воеводы и др. (9–10 вв.). Первой формой взятки были подношения, которыми злоупотребляли лица, желающие получить от уполномоченных властью конкретные услуги. Первым нормативным закреплением данного явления можно считать нормы Псковской и Двинской грамоты. Дальнейшее развитие антикоррупционного законодательство шло по пути ужесточения ответственности за получение взятки, что связано с осознанием реальной общественной опасности данного правонарушения. Среди нормативных актов, закреплявших ответственность за получение взятки, можно выделить:

— Белозерскую уставную грамоту (1488 г.), закрепившую категорию должностного лица;

— Судебник 1497 г., запрещающий получение взятки с незначительной мерой ответственности, поскольку «подношение» считалось общественной нормой того времени;

— Судебник 1550 г., вводивший категорию государственного преступления и повышающий меры ответственности за получение взятки [1].

На протяжении истории криминализации взяточничества состав лиц, которых признавали должностными как субъектами коррупционных преступлений, менялся: от расширительного толкования — чиновники, в том числе церковные и общинные, лица, осуществляющие общественную деятельность; до узкого толкования — лица, находящиеся на установленной законом должности.

В целом, основным признаком должностного лица как субъекта получения взятки, можно назвать наличие у него публично-правовых полномочий, исполнение которых дает лицу особое положение относительно государственных, общественных и частных интересов, что может причинить вред или поставить в опасность последние [1].

Дальнейшая криминализация получения взятки связана с нормативным закреплением категории должностного лица в УК РСФСР 1922 г., в котором отсутствовал такой критерий как осуществление властных полномочий, что давало возможность расширительной трактовки субъектов получения взятки и соответственно фактически не ограничивало объект с включением в него общественных отношений, возникающих вне деятельности органов государственной власти.

Дальнейшее уточнение субъекта получения взятки произошло с редакцией УК РСФСР 1926 г., где выделялась группа общественных отношений и соответственно субъектов, которые могли быть привлечены к уголовной ответственности как должностные лица — должностные лица профессиональных союзов.

Кроме того, следует отметить, что с расширением сфер участия власти в общественных отношениях, расширялся и круг субъектов получения взятки. Так, по УК РСФСР 1961 г. должностным лицам стало присуще выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, то есть непосредственное участие в управленческой деятельности.

В настоящее время категория должностного лица закреплена в Кодексе РФ об административных правонарушениях (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) и в УК РФ (примечание к ст. 285 УК РФ). При этом в КоАП РФ регламентируется должностное лицо с как субъект, к которому применяются иные меры или размер ответственности, нежели к не являющимся таковым лицам [3]. Когда, как в УК РФ должностное лицо является криминообразующим признаком совершенного деяния, например, получение взятки. В УК РФ уточняются категории лиц, занимающих государственные должности РФ или субъектов РФ и государственные (муниципальные) служащие, которые несут уголовную ответственность по статьям УК РФ в специально предусмотренных случаях [2].

Таким образом, наличие специального субъекта — должностного лица является основным криминообразующим признаком получения взятки, наряду с иными признаками коррупционных преступлений, к которым оно, в частности, относится, а именно:

— корыстная или личная заинтересованность виновного;

— нанесение непосредственного вреда авторитету государственной власти (службы);

— умысел на совершение деяния, объективно причиняющего ущерб государственной власти, службы;

— нелегальный характер получаемых должностным лицом благ [2].

Однако, законодательно закрепленного понятия коррупционного преступления в России нет, также, как и нет единой главы в УК РФ, в которой обозначены все преступления коррупционной направленности, что некоторые авторы называют упущением законодателя в рамках снижения эффективности борьбы с коррупцией. Однако, теория права требует закрепления конкретной дефиниции в законе лишь в целях правильного его применения [4]. Само по себе коррупционное преступление как общественно опасное, противоправное, виновное, умышленное, наказуемое деяние отражается в конкретных действиях лиц, за которые предусмотрены различные меры ответственности, регламентируемые отдельными статьями УК РФ. То есть фактически дефиниция «коррупционное преступление» отражается в тех преступлениях, которые имеют аналогичные ему признаки. Следовательно, законодательное закрепление категории коррупционного преступления нецелесообразно, поскольку оно раскрывается через признаки преступлений, имеющих признаки закрепленной в законодательстве коррупции [5]. Объединение подобных преступлений в единую группы с законодательным закреплением такового является, по нашему мнению, чрезмерной регламентацией, поскольку несет в себе смысловое содержание только для целей статического учета.

На сегодняшний день взяточничество в России имеет и свою легитимную форму давления на власть — лоббизм, который, к слову сказать, легально никак не определен в нашей стране как вид деятельности групп давления/групп интересов. Формально данный функционал закреплен за политическими партиями, общественными организациями и ассоциативными союзами, однако правового регулирования лоббистской деятельности указанных субъектов в России нет. Здесь автору видится главное правило перетекания лоббирования в коррупцию, демонстрирующее латентный характер данного преступного явления, которое гласит: «Пока не поймали — лоббируем интересы, когда поймали — коррупция», с которой необходимо бороться. Однако, насколько затраченные ресурсы в борьбе с коррупцией будут оправданы, сказать нельзя, а исходя из статистики несоизмеримости штрафов и размеров взятки, игра не стоит свеч. Невозможно бороться с исторической «традицией» без кардинальной перестройки общественного сознания и развития институтов представительной демократии.

Литература:

1. Куликов А. В., Петрак Н. А. Историко-правовой анализ понятия должностного лица как субъекта получения взятки в отечественном законодательстве // Российский следователь. — 2024. — № 3. — С. 64–68.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ. — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.10.2024).

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 10.10.2024).
  2. Михайлов В. И. Доктринальные основы определения понятия «коррупционные преступления» с позиций междисциплинарного подхода // Российский следователь. — 2022. — № 7. — С. 43–50.
  3. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/ (дата обращения: 10.10.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 232-234):
Часть 4 (стр. 215-285)
Расположение в файле:
стр. 215стр. 232-234стр. 285

Молодой учёный