Модели сотрудничества науки и производства в пищевой промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Модели сотрудничества науки и производства в пищевой промышленности / С. А. Скляренко, О. А. Суворов, А. А. Мастихин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7403/ (дата обращения: 19.04.2024).

На рубеже 2000–10-х гг. тематика научных работ, посвященных анализу уровня взаимодействия научно-образовательной среды и предприятий реального сектора экономики, всё так же остается в мейнстриме научной экономической мысли в России [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Данный спектр научной мысли является на сегодня актуальным и для работников научной сферы, специализирующихся по профилю пищевой промышленности [7, 8, 9, 10, 11, 12].

В 2012 году, временным творческим коллективом сотрудников Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) была проведена работа по разработке и анализу моделей сотрудничества в сфере исследований и разработок компаний пищевой промышленности и профильных российских вузов. Основные результаты были доложены на ряде научно-практических конференций и освещены в статье рецензируемого журнала [13]. В рамках данной статьи, коллектив авторов представляет обобщающий результат проведенной работы и появившиеся наработки постфактум к ней.

В первом квартале 2012 года, на основании обобщенного материала и статистических данных Северо-Западного научно-методического центра Минобрнауки России нами была сформирована диаграмма по общероссийской динамике изменения количества заключенных хозяйственных договоров между вузами и предприятиями, которая представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Общероссийская динамика изменения количества заключенных хоздоговоров между вузами и предприятиями пищевого профиля

Как видно из графика, по сравнению с 2007 годом, общероссийские показатели объемов взаимодействия предприятий и вузов на хоздоговорной основе снижались ежегодно в среднем на 22 % (Рис. 1). При анализе статистических данных по пяти наиболее крупным технологическим вузам пищевой отрасли России (Московский государственный университет пищевых производств, Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Институт холода и биотехнологий, на момент исследования имевший статус отдельного юридического лица, и именовавшийся Санкт-петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий), была выявлена аналогичная тенденция. За пятилетний период зафиксировано снижение объемов заключенных договоров в среднем на 29 %. И, не смотря на промежуточный рост объемов хоздоговорных отношений в период с 2008 по 2010 г., показатели 2011 года упали в сравнении с предыдущим годом на 57 %. (Рис. 2).

Рис. 2. Динамика изменения количества заключенных хоздоговоров между предприятиями и крупными технологическими вузами пищевой отрасли России

Глубокий общероссийский анализ за 10 лет от ведущих специалистов в области анализа внутренних затрат на исследования и разработки в РФ, дают в целом аналогичные выводы [14].

Стоит заметить, что несмотря на снижение объемов финансирования хоздоворной тематики между вузами и предприятиями в России продолжает оставаться огромный научный потенциал, который при этом хронически недоиспользуется — спрос на результаты научно-технических достижений значительно ниже предложения. Проблемы отсутствия спроса имеют общероссийский характер и присущ каждому региону. Главная причина — бездействие механизмов привлечения средств в научно-техническую, инновационную и образовательную сферы. Также серьезными факторами сниженного спроса на инновационные разработки являются отсутствие учета результатов научно-технической деятельности и плохо организованный обмен информацией о них [15]. Уменьшение уровня взаимодействия вузов и предприятий в определенной мере обусловлено отсутствием точек соприкосновения в отношениях между образованием и бизнесом. Главная цель бизнеса — прибыль. Если вузы и наука поймут цель бизнеса, а бизнес поймет их, то, возможно такое сотрудничество будет иметь перспективы. И это улучшит перспективы развития сторон [16].

На втором этапе работы по государственному заданию, для определения актуальных на текущий момент направлений и точек взаимодействия профильных вузов и предприятий пищевой промышленности, была поставлена задача получения ответа на вопрос — «какие услуги представители предприятий пищевой промышленности готовы приобретать от ВУЗов для развития собственного предприятия?». Ответ на вопрос было принято решение получать путем проведения двухступенчатого полевого исследования в начале среди выпускников пищевых вузов, работников предприятий пищевой промышленности, и далее среди руководителей и специалистов ведущих предприятий пищевой промышленности. Анкета при работе с респондентами состояла из четырех разделов, соответствующих сферам деятельности предприятий, потребности которых могли бы быть удовлетворены профильными вузами: инновации и технологические решения, экономико-маркетинговая деятельность предприятия, техническое и кадровое обеспечение предприятия.

Некоторые из результатов по итогам анкетирования, в котором приняло участие 382 респондента, получились следующие: (Рис.3)

Рис. 3. Потребности предприятия в инновационных и технологических решениях

Согласно полученным данным, 68 % респондентов обозначили свою потребность в разработке, внедрении, наладке либо эксплуатации одного или нескольких видов технологических процессов, в зависимости от направления деятельности предприятия. Как видно из диаграммы, наибольшее количество респондентов нуждаются, прежде всего, в разработках.

На вопрос о том, какие услуги для развития собственного предприятия по технологии и созданию нового производства необходимы предприятию большой удельный вес респондентов отметили необходимость разработки системы качества — 48 %, а также новые технологические решения — 37 % (Рис.4).

Рис. 4. Потребности предприятия в решениях по созданию нового производства

На следующем этапе работы — на основе полученных данных, и путем экспертного мнения выполнялись мероприятия по рекомендательной части поставленной задачи. Ряд первичных, а потом и основополагающих выводов легли и в параллельно проводимую работу направленную на формирование инновационно-образовательного кластера. Аналитические и методологические работы по связующим звеньям данных двух проектов легли в ряд научных работ [17, 18, 19, 20, 21, 22, 23]. Параллельно с этим, профессорско-преподавательским составом МГУПП совместно с научными сотрудниками иных вузов РФ в этот период времени выполнялись также ряд интересных работ по тематике развития кластерных формирований в регионах РФ [24, 25, 26, 27].

На выходе, наиболее рациональной и прогрессивной на сегодняшний день методикой взаимовыгодной совместной работы предприятий и научно-образовательных организаций среди разных вариантов (прямая дотация государства, технологическая платформа и пр.) была определена форма — кластера.

В заключении стоит отметить, что в 2013 году исследовательско-методологическая и прикладная часть по данному направлению в стенах МГУПП также продолжает развиваться. Результатам данной работы будут дано описание в последующих статьях.

Литература:

1.                  Харин А. А., Рождественский А. В., Коленский И. Л., Зарайская И. М. Высшая школа России и инновационная система// Инновационный менеджмент. 2011. № 3. С.7

2.                  Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е. Стратегия 2020: Новые контуры российской инновационной политики//Форсайт. 2011. Т.5. № 4. С.8–30

3.                  Куликова Ю. П. Эффективность управления научно-образовательным комплексом в высшем образовательном учреждении РФ// Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. С. 234–240

4.                  Куликова Ю. П. Межрегиональные особенности интеграции высших учебных заведений с целью организации стратегических консорциумов (на примере Томского государственного университета)// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С.48–51

5.                  Сафаралиева С. Г. Правовые проблемы интеграции науки и высшего образования в Российской Федерации// Мир юридической науки. 2011. № 7. С. 4–11

6.                  Сафаралиева С. Г. Важнейшие парадигмы системы образования// Мир экономики и права. 2011. № 2. С.42–46

7.                  Иванова В. Н., Серегин С. Н., Куликова Е. А. Модернизация отраслей пищевой промышленности в реализации программных мероприятий технологической платформы «Хранение и переработка — 2030»// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 5. С.15–20

8.                  Минко И. С., Шамина Л. К. Переход на принципы открытых инноваций в пищевой промышленности// Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С.299–304

9.                  Рокотянская В. В. Императивы формирования модели взаимодействия образования и промышленного производства// Пищевая промышленность. 2013. № 2. С. 48–50.

10.              Еделев Д. А., Майорова Н. В. Экономические отношения и мотивы в развитии системы высшего образования// Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2012. № 4. С. 91–97.

11.              Майорова Н. В. Мотивационная составляющая развития системы высшего образования// Terra Economicus. 2010. T.10. № 4–3. С.238–241.

12.              Майорова Н. В. Реформа высшего образования: от новых организационных форм к новым экономическим отношениям// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 4. С.261–266.

13.              Строев В. В., Скляренко С. А., Суркова Н. Ю., Ростовцева Н. П. Взаимодействие предприятий пищевой промышленности и профильных высших учебных заведений// Пищевая промышленность. 2012. № 7. С.37–39.

14.              Харин А. А. Формирование инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса/ Москва: изд-во Пензенского фил. ФГБОУ ВПО «РГУИПТ». 2011. С.29

15.              Баснина Т. Д. Научный потенциал — важнейший фактор в формировании региональной инновационной структуры российской экономики С. 83–88

16.              Гумаргалиев И. Е. Проблемы взаимодействия науки и образования с коммерческим сектором в рамках реализации НИОКР С. 408–411

17.              Савватеев Е. В. Разработка модели образовательного кластера как инструмента взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования и предприятий пищевой отрасли Москвы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. С.70–76

18.              Рокотянская В. В. Анализ экономического состояния и развития пищевой промышленности г.Москва// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. С. 87–92

19.              Афанасьева Г. А. Теоретические основы кластерного взаимодействия образования, науки и производства на региональном уровне // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. С. 77–81

20.              Скляренко С. А., Мастихин А. А., Филиппова М. Г., Каппушева Ф. М. Формирование инновационного кластера взаимодействия образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и предприятий пищевой отрасли г. Москвы // Пищевая промышленность. 2013. № 3. С. 58–59

21.              Плесенкова Н. Ю., Аштаева О. А. Кластеры — сложение возможностей// Профессиональное образование. Столица. 2012. № 8. С.21–22.

22.              Еделев Д. А., Тарасов Н. А. Кластеризация регионального экономического пространства// Вестник института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2012. № 3. С.5–10.

23.              Еделев Д. А., Тарасов Н. А. Кластеризация региональной хозяйственной деятельности в условиях глобализации экономики// Инженерный вестник Дона. 2012. № 3. С. 302–307.

24.              Нагоев А. Б. Шадуева Э. Ч. Разработка и внедрение системы антикризисного управления промышленным предприятием на основе кластерного подхода// Экономические науки. 2012. № 97. С.23–27.

25.              Нагоев А. Б. Организационно-экономические аспекты прогнозирования промышленности региона// Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. № 1. С.34–38.

26.              Пахомов Р. И., Нагоев А. Б. Повышение роли региональной экономической политики в процессе создания единого экономического пространства// Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. № 1. С. 49–54.

27.              Новоселов С. Н. Методология становления новых и совершенствования развивающихся региональных рынков (на примере аграрных, продовольственных, экологических товаров и услуг)// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1. С. 93–100.

Основные термины (генерируются автоматически): пищевая промышленность, вуз, Московский государственный университет, предприятие, Россия, Общероссийская динамика изменения, пищевая отрасль России, потребность предприятия, собственное предприятие, создание нового производства.


Похожие статьи

Особенности развития и роста предприятий мясной отрасли...

Мясная промышленность, одна из наиболее крупных отраслей пищевой промышленности, осуществляющая комплексную переработку

Ежегодно возводятся новые и реконструируются старые мясоперерабатывающие предприятия, с целью увеличение мяса и мясопродуктов.

Применение автоматизированных информационных систем...

пищевая промышленность, Предприятие, возможность, Россия, АИСА управления, готовая продукция, система, производственная программа, агропромышленный комплекс, Федеральная служба.

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности...

Белгородская область, пищевая промышленность, инновационная деятельность, пищевая продукция, предприятие, Россия, инновация, производство, ассортиментное направление, пищевое производство.

Сетевое оборудование для предприятий пищевой...

Сегодня предприятия пищевой промышленности все шире внедряют информационные технологии, такие как автоматические управляемые линии производственного цикла, специализированное оборудование для решения определенных задач производственного цикла.

Лёгкая промышленность как многопрофильный...

Сложившаяся ситуация в производстве товаров легкой промышленности в 90-е годы не позволял говорить даже о возможностях выполнения задачи, поставленной перед отраслью — удовлетворение потребностей населения России в товарах народного потребления.

Эволюция производственных коллективов в России и ее...

Рассмотрены изменения базовых характеристик трудовых коллективов промышленных предприятий под влиянием экономических

В январе 1910 г. в России функционировали около 150 синдикатов в 50 отраслях промышленности [5, с. 626], в 1913 г. -- 2263 [6, с. 238].

История, современность и перспективы развития рынка пищевых...

Московский государственный университет пищевых производств (Россия). Ключевые слова: пищевые стабилизаторы, маркетинг, БАД.

Современные проблемы кондитерской промышленности в России

Проблема анализа качественных показателей кондитерской продукции предприятий пищевой промышленности региона. Научно-техническое развитие производства — один из главных факторов экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности.

Обзор текущих проблем развития пищевой промышленности...

Разнообразные производства пищевой промышленности призваны удовлетворять потребности населения в ряде важнейших продуктов питания, в силу чего они имеют исключительно важное социально-экономическое значение. Состояние этой отрасли в...

Похожие статьи

Особенности развития и роста предприятий мясной отрасли...

Мясная промышленность, одна из наиболее крупных отраслей пищевой промышленности, осуществляющая комплексную переработку

Ежегодно возводятся новые и реконструируются старые мясоперерабатывающие предприятия, с целью увеличение мяса и мясопродуктов.

Применение автоматизированных информационных систем...

пищевая промышленность, Предприятие, возможность, Россия, АИСА управления, готовая продукция, система, производственная программа, агропромышленный комплекс, Федеральная служба.

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности...

Белгородская область, пищевая промышленность, инновационная деятельность, пищевая продукция, предприятие, Россия, инновация, производство, ассортиментное направление, пищевое производство.

Сетевое оборудование для предприятий пищевой...

Сегодня предприятия пищевой промышленности все шире внедряют информационные технологии, такие как автоматические управляемые линии производственного цикла, специализированное оборудование для решения определенных задач производственного цикла.

Лёгкая промышленность как многопрофильный...

Сложившаяся ситуация в производстве товаров легкой промышленности в 90-е годы не позволял говорить даже о возможностях выполнения задачи, поставленной перед отраслью — удовлетворение потребностей населения России в товарах народного потребления.

Эволюция производственных коллективов в России и ее...

Рассмотрены изменения базовых характеристик трудовых коллективов промышленных предприятий под влиянием экономических

В январе 1910 г. в России функционировали около 150 синдикатов в 50 отраслях промышленности [5, с. 626], в 1913 г. -- 2263 [6, с. 238].

История, современность и перспективы развития рынка пищевых...

Московский государственный университет пищевых производств (Россия). Ключевые слова: пищевые стабилизаторы, маркетинг, БАД.

Современные проблемы кондитерской промышленности в России

Проблема анализа качественных показателей кондитерской продукции предприятий пищевой промышленности региона. Научно-техническое развитие производства — один из главных факторов экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности.

Обзор текущих проблем развития пищевой промышленности...

Разнообразные производства пищевой промышленности призваны удовлетворять потребности населения в ряде важнейших продуктов питания, в силу чего они имеют исключительно важное социально-экономическое значение. Состояние этой отрасли в...

Задать вопрос