Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 10726 раз

Библиографическое описание:

Чиркова, А. Н. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли / А. Н. Чиркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 260-263. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7379/ (дата обращения: 09.12.2024).

Проведен анализ теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли, исследованы существующие подходы к оценке конкурентоспособности машиностроительного предприятия.

Ключевые слова:конкурентоспособность, предприятие, методика, анализ.

В современных условиях рыночной экономики повышение конкурентоспособности является одной из основных целей промышленного предприятия, поскольку именно от уровня конкурентоспособности в значительной степени зависит финансовое благополучие организации.

Машиностроительная отрасль российской экономики является в настоящее время одной из наиболее проблемных областей с точки зрения стратегий дальнейшего развития, поскольку продолжает испытывать влияние «планового» образа хозяйственного мышления [3]. В современной же России в условиях развития рыночных отношений следует применять мировой теоретический и практический опыт ведения конкурентной борьбы. К сожалению, на сегодня большинство отечественных предприятий машиностроения еще не готовы к активному ведению конкурентной борьбы с зарубежными компаниями не только на мировом, но и на внутрироссийском рынке.

Кроме того, несмотря на большое количество научных разработок отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления конкурентоспособностью, многие аспекты данной проблемы на сегодняшний день остаются изученными недостаточно.

Это подтверждает актуальность изучения конкурентоспособности, поиска наиболее точного и функционального инструментария ее оценки и эффективных механизмов ее повышения в условиях деятельности машиностроительного предприятия.

Цель проведённого исследования — изучение теоретико-методологических основ конкурентоспособности машиностроительного предприятия.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.                 Исследовать теоретические аспекты конкурентоспособности машиностроительного предприятия;

2.                 Проанализировать существующие подходы к оценке конкурентоспособности машиностроительного предприятия.

Поскольку понятие конкурентоспособности является относительно новым для российской действительности, в литературе дается большое разнообразие подходов к толкованию данного понятия в зависимости от целей и задач исследования, изучаемых объектов, требований субъектов рыночных отношений (таблица 1) [8].

Таблица 1

Определения категории «конкурентоспособность предприятия»

Автор

Определение

1. Определения, базирующиеся на внутренней и внешней деятельности фирмы

1.Баринов В.

Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели

2.Блинов А. О., Захаров В. Я.

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей

3.Куприянова Т.

Борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах

4.Яшин Н. С.

Конкурентоспособность предприятия — это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции

5.Завьялов П. С.

Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка

2. Определения, базирующиеся на товарной составляющей конкурентоспособности

6.Миронов М. Г.

Конкурентоспособность предприятия — способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише

7.ФатхутдиновР.А.

Конкурентоспособность организации — это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу

8.М. Эрлих и

Дж. Хайн

Конкурентоспособность — способность страны или фирмы продавать свои товары

9.ВасильеваЗ.А.

Конкурентоспособность предприятий (для потребителей) — способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров

10. Рове М.

Конкурентоспособность — это способность страны или фирмы продавать свои товары

3. Определения, сочетающие товар и производственную деятельность субъекта

11. Донцова Л. В.

Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности

12.Сергеев И. В.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал

13.Зайцев Н. Л.

Конкурентоспособность предприятия — это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными техникоэкономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции

     

Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т. е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей [6].

В условиях рыночной экономики, когда возможность дальнейшего развития организации непосредственно зависит от осуществления эффективной хозяйственной деятельности, приоритетным направлением является управление ее конкурентоспособностью посредством постоянного анализа и оценки.

Основными задачами, решаемыми при оценке конкурентоспособности организации, являются:

-          определение уровня конкурентоспособности на настоящий момент времени;

-          выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности за исследуемый период;

-          определение «узких» мест, отрицательно влияющих на конкурентоспособность организации;

-          выявление резервов, которые организация может использовать для повышения своей конкурентоспособности [2].

Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. На сегодняшний день существует ряд методик оценки конкурентоспособности предприятия, предложенных российскими и зарубежными авторами.

Среди многих подходов можно выделить два принципиальных — количественный и качественный.

Количественные методы оценки конкурентоспособности, как правило, связаны с расчётом индексов, прежде всего интегральных, призванных оценить состояние ряда ключевых показателей, отражающих отдельные аспекты конкурентоспособности, с последующим объединением их в агрегированный показатель. Они основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т. д. При этом показатели, принимаемые тем или иным автором в качестве основных для оценки конкурентоспособности, достаточно разнообразны.

Так, Таран В. А. в своей работе за основные показатели конкурентоспособности машиностроительного предприятия предлагает принимать: экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль); уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности); производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику и т. д.); научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т. д.); финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала –отношение собственного капитала к общей сумме активов и т. д.)

Отечественный экономист М. Г. Миронов предложил комплексный метод оценки конкурентоспособности предприятия, основанный на оценке следующих групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия: эффективности производственной деятельности предприятия; финансового положения предприятия; эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; конкурентоспособности товара; деловой активности предприятия. Коэффициент конкурентоспособности предприятия

рассчитывается как сумма произведений значения того или иного критерия на коэффициент его весомости. Недостатком данного метода является достаточно жесткая заданность критериев эффективности [3].

Конкурентоспособность организации Фатхутдинов Р. А. предлагает оценивать по четырем основным группам показателей: 1) преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура региона, микросреда); 2) преимущества во внутренней среде (технологии, организация процессов, ресурсы); 3) преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств (товары, новшества, услуги); 4) преимущества рынков (по объему рынков, по количеству конкурентов, по оперативности и надежности финансовых операций, по безопасности торговли). Предлагаемые автором показатели учитывают все аспекты деятельности предприятия.

Для интегральной оценки конкурентоспособности предприятий в статике Фатхутдинов Р. А. предлагает формулу, учитывающую весомость товаров и рынков, на которых они реализуются:

                                                                                            (1)

где аi — удельный вес товара в объеме продаж за анализируемый период; bj — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.

Для промышленно развитых стран значимость рынка рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5.

Однако недостатком данной методики является то, что конкурентоспособность организации отождествляется конкурентоспособностью его товара, что некорректно. Конкурентоспособность продукции является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Кроме того, в данной методике субъективность определения значимости рынка снижает достоверность оценки [6].

В работе Шальминовой А. С. для оценки конкурентоспособности предприятия предлагается выбирать систему показателей эффективности производственной деятельности предприятия, финансового положения предприятия, эффективности организации сбыта и продвижения товара, конкурентоспособности товара и эффективности инновационного проекта. Интегральный показатель конкурентоспособности автор получает методом теории желательности. Общий показатель конкурентоспособности предприятия рассчитывается в виде средней геометрической взвешенной:

                                                      (2)

где α1,α2,α3,α4, α5–коэффициенты весомости показателей эффективности;

е12345–частные показатели эффективности деятельности предприятия.

В данной методике учитывается большое число факторов, влияющих на конкурентный статус предприятия. Однако методика не лишена субъективизма. Достоверность оценки конкурентоспособности по данной методике в значительной степени зависит от квалификации эксперта, т. к. интегральный показатель рассчитывается с использованием весов, определяемых экспертами [6].

Качественные методы не связаны с количественными расчётами, а основаны на экспертных оценках. Самым универсальным и оперативным методом оценки конкурентоспособности предприятия является SWOT-анализ, позволяющий наиболее полно сопоставить индикаторы конкурентоспособности субъекта рыночных отношений с аналогичными индикаторами соперников, выявить и оценить собственные сильные и слабые стороны, равно как сильные и слабые стороны своих конкурентов. Указанный метод оставляет предприятию свободу в выборе индикаторов конкурентоспособности [3].

Группа так называемых матричных методов базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия с использованием построения матрицы конкурентных стратегий [1]. Преимуществом данного метода является то, что при наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки. Однако исключается проведение анализа причин происходящего, что осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации; это влечет необходимость соответствующих исследований.

Широкое распространение на практике получила методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на концепции ценностной цепи М. Портера. Методика анализа конкурентоспособности предполагает использование ценностной цепи предприятия в качестве основы для конкурентного анализа. Оценка конкурентоспособности предприятия осуществляется экспертным путем. Экспертная группа оценивает состояние организации путем ответа на вопросы, сгруппированные по ценностным блокам. Полученные результаты позволяют оценить реальное положение дел в компании, определить точки возможного роста, блоки неэффективного использования капитала, ценностные действия, которые определяют конкурентное лицо компании и ее конкурентные преимущества. Основным требованием данной методики является предельная честность экспертов без преувеличения собственных возможностей и возможностей конкурентов [7].

Заключение

Исходя из выше проанализированного, можно констатировать, что к настоящему времени в России отсутствует единая методика комплексной количественной оценки конкурентоспособности предприятия, необходимость в которой приобретает все большую актуальность. Каждая из перечисленных групп методов может применяться в качестве оценки конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли. Однако следует констатировать, что совершенных методов не существует и выбирать тот или иной необходимо исходя из целей, ради которых проводится оценка.

Количественные методы позволяют объективно оценить конкурентные возможности машиностроительного предприятия, однако в большинстве случаев в основе их лежит анализ факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, перечень которых носит сугубо субъективный характер и является исчерпывающим. В то же время система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов этой системы — нечетким, что свидетельствует о недостаточной адекватности оценки. Кроме того, как правило, происходит сведение различных по природе технико-экономических показателей в единый показатель конкурентоспособности с присвоением каждому из оцениваемых факторов коэффициентов, определяющих их весовое значение. Вместе с тем, влияние различных экономических факторов в конкретной экономической ситуации на конкурентоспособность предприятия различно.

Качественные методы не отличаются особой научной строгостью, но чувствительны, гибки и, при условии анализа достаточно достоверной информации, позволяют оценить факты, а не абстрактные цифры. Основным недостатком данной группы методов является существенная субъективность и условность, однако в некоторых случаях применение их необходимо и весьма продуктивно.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли представляет собой достаточно сложный в силу своей новизны процесс. Тем не менее, актуальность и необходимость подобного анализа очевидна. Несмотря на имеющееся к настоящему времени большое количество работ, посвящённых оценке конкурентоспособности промышленных предприятий, среди них не предлагается методики, отличающейся своей надежностью. Поэтому для подхода к магистерской диссертации основной задачей ставится выбор методики оценки конкурентоспособности, наиболее приемлемой для объекта исследования, включающей в разумной пропорции как качественную, так и количественную составляющие.

Литература:

1.         Григорьева М. С. Методы оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/120412/metody-ocenki-konkurentosposobnosti-predprijatija.html

2.         Замураева Л. Е. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности организации. [Электронный ресурс] — режим доступа: http://perspectives.utmn.ru/2008_8/2.1.htm

3.         Отт А. В. Повышение конкурентоспособности как программная задача технического перевооружения машиностроительного предприятия/Двигатель, № 46, 2011 — режим доступа: http://engine.aviaport.ru/issues/75/page46.html

4.         Уляхин Т. М. Методологические подходы к выбору направлений разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности промышленного предприятия/ Университет им. В. И. Вернадского, № 2(12), 2008 Том 1. — Режим доступа: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2008/02g/36g.pdf

5.         Фасхиев Х. А. Определение конкурентоспособности предприятия/ Маркетинг в России и за рубежом № 4, 2009 — режим доступа: http://www.dis.ru/library/market/archive/2009/4/4960.html

6.         Фасхиев Х. А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? [Электронный ресурс] — режим доступа: http://referent.mubint.ru/8/2287

7.         Хасанов Р. Х. Методика оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.moderncompetition.ru/general/upload/articles_preview/sk0409–99_fs.pdf

8.         Чайникова Л. Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие/ Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2007. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, машиностроительное предприятие, машиностроительная отрасль, оценка конкурентоспособности, конкурентоспособность, конкурентоспособность организации, методика, конкурентная борьба, производственная деятельность, рыночная экономика.


Похожие статьи

К вопросу выбора оптимальной структуры капитала компании

Рассмотрены вопросы выбора оптимальной структуры акционерного капитала как составной части собственного капитала компании. Проведен анализ основных подходов к оптимизации структуры капитала и приведено обоснование необходимости применения методов экс...

Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях

В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов, влияющих на работу организации в режиме эффективного функционирования.

Повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных промышленных предприятий: проблемы и направления развития

Основной целью статьи является демонстрация результатов анализа ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий и компаний, относящихся к ведущим игрокам на рынках машиностроения, нефтегазовой и атомной отраслях, а также определение проблем...

Исследование надежности технологических процессов виброобработки в абразивной среде

В данной статье представлен анализ работ по исследованию надежности технологических процессов. Определен круг проблем, связанных с исследованием надежности технологических процессов виброабразивной обработки. Технологический процесс описан как сложна...

Оценка компетенций работников организации как основа формирования системы развития персонала

В статье определено значение построения системы развития компетенций персонала организации в повышении эффективности деятельности организации. Представлена методика оценки компетенций персонала организации. Приведен пример ранжирования некоторых мето...

Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг

В статье рассматриваются специфика и особенности конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Представлен процесс формирования инновационного поведения в целях обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, изложены пути решения проблем...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Похожие статьи

К вопросу выбора оптимальной структуры капитала компании

Рассмотрены вопросы выбора оптимальной структуры акционерного капитала как составной части собственного капитала компании. Проведен анализ основных подходов к оптимизации структуры капитала и приведено обоснование необходимости применения методов экс...

Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях

В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов, влияющих на работу организации в режиме эффективного функционирования.

Повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных промышленных предприятий: проблемы и направления развития

Основной целью статьи является демонстрация результатов анализа ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий и компаний, относящихся к ведущим игрокам на рынках машиностроения, нефтегазовой и атомной отраслях, а также определение проблем...

Исследование надежности технологических процессов виброобработки в абразивной среде

В данной статье представлен анализ работ по исследованию надежности технологических процессов. Определен круг проблем, связанных с исследованием надежности технологических процессов виброабразивной обработки. Технологический процесс описан как сложна...

Оценка компетенций работников организации как основа формирования системы развития персонала

В статье определено значение построения системы развития компетенций персонала организации в повышении эффективности деятельности организации. Представлена методика оценки компетенций персонала организации. Приведен пример ранжирования некоторых мето...

Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг

В статье рассматриваются специфика и особенности конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Представлен процесс формирования инновационного поведения в целях обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, изложены пути решения проблем...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Задать вопрос