Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 5457 раз

Библиографическое описание:

Левагина, О. Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О. Б. Левагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7340/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Ключевые слова: рефлексия, поведение, саморегуляция.

Современная педагогическая наука сегодня все чаще обращается к понятию «рефлексия», большинство исследований сегодня происходят на стыке педагогики и психологии, при этом разные авторы вкладывают разные смыслы и предполагают построение различных классификаций.

Рассмотрим виды (типы) рефлексии. Степанов С. Ю. и Семенов И. Н. [3] выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

1.                  Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма

2.                  Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется Бодалевым А. А. как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную и развития. Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

3.                  Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Орлова Ю. М. [3], личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

4.                  Предметом интеллектуальной рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих разработку проблематики рефлексии в психологии и педагогике в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, исследователи выделяют также экзистенциальную, культуральную и саногенную. Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности. Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т. п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Орловым Ю. М. как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Гуткина Н. И. [3] при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии: логическая (рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида), личностная (рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания), межличностная (рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации).

Отечественные ученые Кондратьева С. В., Ковалев Б. П. [3] предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:

1.                  Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

2.                  Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я — глазами других»).

3.                  Личностная рефлексия — осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Лушпаева Е. В. описывает такой тип рефлексии, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия». Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»: личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»); социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»); рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия. [3]

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

В контексте нашей работы особый интерес представляют исследования личностной рефлексии. Мы согласны с мнением Степанова С. Ю., Семенова И. Н., а также Орлова Ю. М. о важной роли рефлексии в деятельности личности.

Напомним, чтоРефлексия (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с собой и окружающими, осознание своих задач, назначения и т. д.

Рефлексивные механизмы лежат в основе саморегуляции деятельности личности. Саморегуляция основана на самооценке школьника и обеспечивается формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, оцениванием ребенком своих поступков, своего поведения. Роль оценивания в становлении рефлексии учащегося чрезвычайно велика, ведь все действия ребенка направляются, регулируются и оцениваются со стороны взрослых и со стороны сверстников, вместе с тем ребенок по мере приобретения опыта и развития рефлексии, учится самостоятельно оценивать свои действия.

Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Многие педагоги школ отмечают, что нынешнее поколение школьников не способно подходить к своему поведению критически, школьники не готовы к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, не ориентированы на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, то есть можно сделать вывод, что у данных детей в достаточной степени не сформирована рефлексия.

Такие дети систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе. И, как нам кажется, многие нарушения поведения у этих детей нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов. Не проходит и дня без сотни жалоб от них:

-        беспокойный класс

-        срывают уроки

-        привлекают внимание…и т. п.

Но кто привлекает внимание? Кто является «нарушителем»? Это ученик или ученица, или их поведение, или их отношение друг к другу? В чем причина плохого поведения? Ведь все зависит от ситуации…в разных ситуациях одно и то же поведение учащихся может рассматриваться как «нарушенное» или как соответствующее нормам. [7]

Мы считаем, что в большинстве случаев (исключая медицинский аспект) нарушение правил и норм поведения в школе происходят по причине нерефлексивного отношения к ним ребенка, то есть не в достаточной степени сформированности рефлексии, как механизма саморегуляции.

Таким образом, овладение рефлексивными механизмами поможет школьнику в дальнейшем соблюдать правила и нормы поведения в обществе, поможет в обучении, самообразовании, жизни в постоянно меняющемся обществе.

Психологи утверждают, что рефлексия появляется у человека примерно с 1,5 лет. Окончательно она бывает развита у человека к 20-ти годам. Но самое главное, что если не воспитывать потребность в рефлексии, желание рефлексировать, то у человека потребность в рефлексии практически не возникает, т. е. он так и не научится отслеживать, что с ним происходит, какая именно мысль или эмоция спровоцировала его на определенные поступки и каким образом он их совершает.

Для старшеклассников рефлексия рассматривается как необходимое условие самообразования и самосовершенствования, как индивидуальная способность человека, основа его сознательного поведения.

В этом смысле, очень важно в определенном возрасте сформировать эту потребность.

Продуктивная рефлексия возможна только в том случае, если человек уверен в себе, знает, что хочет добиться в жизни, комфортно ощущает себя в социальных ситуациях и разных социальных ролях. Для становления этой способности личности необходимо постоянно решать новые для нее задачи в неординарных ситуациях, условиях.

В качестве таких условий может выступать игровая деятельность, тем более что игра — неотъемлемая часть жизни любого человека. Она может выражаться в большей или меньшей степени в зависимости от особенностей личности, возраста, среды. Приведем примеры игр, направленных на развитие рефлексии: «Комиссионный магазин», «На какой я ступеньке?» и т. д. [3]

Еще одним способом, актуализирующим рефлексию учащихся, являются вопросы, которые задает учитель, например: «Что помогло тебе выполнить задание правильно? Что нового ты узнал на уроке? Что тебе понравилось / не понравилось на уроке?», также помогает в формировании рефлексии выполнение учащимися действий контроля и оценки. Предлагайте учащимся самим оценивать свою работу на уроке, не только качественное выполнение заданий, но и свое поведение на уроке. Выбор варианта «оценки» тоже предоставляется учащемуся, большинство, конечно же, выбирает уже привычный для них пятибалльный вариант оценивания, но есть и другие варианты, например, оценка с помощью цвета, «смайликов», замечание или похвала себе и др.

Также эффективным методом является объяснение ученику причин, по которым следует делать одно и не следует делать другого. Необходимо обосновывать требования, стараться рассуждать вместе с учеником, чтобы сделать его более понимающим, почему желательно одно и нежелательно другое поведение.

Важно помогать ученику выстраивать четкую и непротиворечивую систему понятий о мире и о месте человека в этом мире. Порой используются поведенческие техники. Создаются условия, в которых ученик предстает перед окружающими как хорошо соблюдающий правила и нормы поведения, что подкрепляется вниманием, одобрением, похвалами. Противоположное поведение при этом игнорируется. Например, девочку-неряху, вместо того чтобы ругать и наказывать, красиво одевают, причесывают, приводят в порядок. Затем приглашают гостей, которые ее хвалят: какая она чистая, аккуратная, как приятно с ней общаться. Впоследствии девочка и дальше стремится быть аккуратной, чтобы еще раз получить похвалу. У нее закрепляется соответствующая модель поведения. [2]

Ученик учится видеть свою позицию сквозь призму взаимодействия с взрослыми и сверстниками, поэтому необходимо создавать условия для более эффективного взаимодействия участников образовательного процесса, необходим целостный подход, создание определенной модели формирования рефлексивных способностей у учащихся в учебной деятельности.

Мы можем сказать, что формирование рефлексивной культуры школьника является одной из тенденций современного образования.

Поэтому, мы считаем, что участникам образовательного процесса необходимо признать активную роль учащегося в своем обучении, признать, что ответственность за свое поведение учащийся несет сам. Такое отношение приведет к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не будет рассматриваться как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а начнет выступать как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. [5] Именно принятие ответственности учащимися за себя, свое поведение, является основой для достижения целей современного обучения.

Поэтому, учащимся должны быть предоставлены условия для формирования рефлексивных способностей — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свои знания и незнание и др. так как способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Мы считаем, что формирование рефлексивных способностей способствует успешному усвоению знаний, личностному развитию, саморазвитию и самосовершенствованию учащихся, отсутствию трудностей школьной адаптации, высокой интеграции учащихся в современном обществе.

И, как нам кажется, на современном этапе развития образования и введения ФГОС формирование рефлексивных способностей необходимо начинать с самых первых шагов обучения, так как по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало, поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы уже с первого класса у учащихся рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно.

Литература:

1.         Вартазян К. А. Способы формирования рефлексии. Педагогика и психология, теория и методика обучения.

2.         Интернет ресурс: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0010.shtml — Дошкольник. Статьи по детской психологии.

3.         Интернет ресурс: http://vashpsixolog.ru — Ваш психолог. Работа психолога в школе.

4.         Интернет ресурс: http://translate.google.ru — переводчик Google

5.         Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

6.         Электронный словарь «ABBYY Lingvo»

7.         Franz Sedlak. Verhalten verstehen, Verhalten verändern. Schulpsychologie Bildundsberatung. Juli 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): рефлексия, поведение, вид рефлексии, личностная рефлексия, норма поведения, отношение, учащийся, ученик, Коммуникативная рефлексия, образовательный процесс.


Ключевые слова

рефлексия, поведение, саморегуляция., саморегуляция

Похожие статьи

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

Дан анализ уровням и видам педагогической рефлексии. Предложены методы, которые способствуют формированию рефлексивной культуры личности.

Выделяют следующие функции рефлексии в педагогическом процессе [1]: диагностическая

Рефлексия как этап современного урока | Статья в журнале...

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы...

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

рефлексия, начальная школа, процесс обучения, учебный процесс, учебная деятельность, учащийся, умение, совместная учебная деятельность, развитие, шкала успеха.

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных...

учебный материал, учащийся, начальная школа, рефлексия, групповая работа, рефлексивная способность учащихся, процесс рефлексии, учебный процесс, личностный рост, групповая форма.

Рефлексия как психологическое условие формирования...

При этом рефлексивный процесс включает следующие мыслительные действия: 1) осознание наличия затруднения; 2) осуществление рефлексивного выхода, т.е

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка. Психологическое здоровье во время беременности.

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста

Наиболее эффективное руководство процеccом развития рефлексии у младших школьников осуществляется при использовании педагогических рекомендаций, позволяющих учителю продуктивно проводить рефлексивную деятельность в образовательном процессе.

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Изучение особенностей личностной рефлексии подростков с необходимостью потребовало обращения к философским и психологическим исследованиям в области рефлексивных процессов и механизмов.

Условия рефлексивного развития младшего школьника в игровой...

Ключевые слова: рефлексия, условия развития, рефлексивное развитие младших школьников, игровая деятельность.

Еще одним немаловажным условием развития рефлексии является создание особых коммуникативных отношений между обучающимися...

Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя СПО

рефлексия, собственная деятельность, профессиональная деятельность, рефлексивная деятельность, рефлексия учащихся, современная педагогика, категория, продукт деятельности, педагогический процесс, учебное...

Похожие статьи

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале...

Дан анализ уровням и видам педагогической рефлексии. Предложены методы, которые способствуют формированию рефлексивной культуры личности.

Выделяют следующие функции рефлексии в педагогическом процессе [1]: диагностическая

Рефлексия как этап современного урока | Статья в журнале...

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы...

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

рефлексия, начальная школа, процесс обучения, учебный процесс, учебная деятельность, учащийся, умение, совместная учебная деятельность, развитие, шкала успеха.

Влияние групповой работы на формирование рефлексивных...

учебный материал, учащийся, начальная школа, рефлексия, групповая работа, рефлексивная способность учащихся, процесс рефлексии, учебный процесс, личностный рост, групповая форма.

Рефлексия как психологическое условие формирования...

При этом рефлексивный процесс включает следующие мыслительные действия: 1) осознание наличия затруднения; 2) осуществление рефлексивного выхода, т.е

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка. Психологическое здоровье во время беременности.

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста

Наиболее эффективное руководство процеccом развития рефлексии у младших школьников осуществляется при использовании педагогических рекомендаций, позволяющих учителю продуктивно проводить рефлексивную деятельность в образовательном процессе.

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Изучение особенностей личностной рефлексии подростков с необходимостью потребовало обращения к философским и психологическим исследованиям в области рефлексивных процессов и механизмов.

Условия рефлексивного развития младшего школьника в игровой...

Ключевые слова: рефлексия, условия развития, рефлексивное развитие младших школьников, игровая деятельность.

Еще одним немаловажным условием развития рефлексии является создание особых коммуникативных отношений между обучающимися...

Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя СПО

рефлексия, собственная деятельность, профессиональная деятельность, рефлексивная деятельность, рефлексия учащихся, современная педагогика, категория, продукт деятельности, педагогический процесс, учебное...

Задать вопрос