Значимость методов физической подготовки артистов балета в практике подготовки артистов китайского классического танца | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 2675 раз

Библиографическое описание:

Хуан, Чжун Юань. Значимость методов физической подготовки артистов балета в практике подготовки артистов китайского классического танца / Чжун Юань Хуан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 468-471. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7296/ (дата обращения: 04.10.2024).

Китайский классический танец имеет не только глубокие исторические корни, но и активно приобретает черты современности. При обучении китайскому классическому танцу применение методов физической подготовки артистов балета играет очень важную роль.. Данная статья посвящена изучению значимости использования методов физической подготовки артистов балета в тренинге студентов факультетов китайского классического танца.

Ключевые слова: балет, китайский классический танец, физическая подготовка.

1.      Основные элементы балета и китайского классического танца

Танец - это изобразительное искусство, художественным языком которого является комплекс движений танцовщика.. Танец представляет собой один из видов искусства, имеющих богатую историю, различные стили и средства художественного выражения. По художественному стилю танец может делиться на следующие виды: балет, китайский классический танец, современные танцы, национальные пляски и т. д.

Балет располагает богатой историей на европейском континенте, его вежливо называют «жемчужиной в короне» в хореографическом искусстве. Он имеет сложную выразительную форму, которая требует от исполнителя экспрессивного выражения содержания спектакля через сложившийся исторически строго определенный комплекс жестов, поз, прыжков и вращений.

Китайский классический танец в процессе развития, кроме сформировавшегося комплекса движений, поз и вращений, перенял немало элементов китайского ушу и национальной оперы, которые выразились в использования движений глаз и соответствующих темпах дыхания. Китайский классический танец обладает такими характеристиками как изобразительность и ритмичность, твёрдость и податливость, округлость и изгиб, которые являются типичными чертами восточной красоты.

Несмотря на различия в стилистике этих танцев, требования к исполнителю в квалифицированном использовании языка собственного тела они предъявляют достаточно высокие. Поэтому важно танцовщикам уделять особое внимание укреплению физических параметров своего тела. Различные методы тренажа артистов балета и исполнителей китайского классического танца, являясь вполне самостоятельными, одновременно могут быть взаимодополняющими. Целью физической подготовки танцовщиков является развитие физических навыков, закладывающих прочную основу на пути художественного воплощения содержания танца.

В физической подготовке артистов балета есть четыре основных умения — «раскрывать», «растягивать», «распрямлять» и «вертикально стоять». Умение «раскрывать» требует от танцора способности раскрывать наружу в параллельной линии бедра и плечи. «Растягивать» обозначает то, что танцору надо уделять внимание на растяжение и удлинение рук и ног.. «Распрямлять» и «вертикально стоять» означает способность стабильной и уверенной фиксации выпрямленного корпуса в вертикальном положении.

С одной стороны фиксированная вертикальная вытянутость тела повышает характерную выразительность танцора и дает зрителю яркое живое впечатление, в то время как сгорбленной образ может вызывать негативное ощущение. С другой стороны, с точки зрения танцевальной техники, вертикальное тело способствует танцору в управлении своим центром тяжести, помогает координировать движения для устойчивого выступления. И конечно, умение фиксировать тело в вертикальном положении и умение распрямлять корпус взаимосвязаны, демонстрируют растяжимость тела и максимально удлиняют его. В тренинге артистов балета большое внимание обращается на вытянутость и ровность ног и рук, оттянутый максимально носок ноги, высокий подъем головы, вертикальную удлиненность корпуса. Именно эти художественные факторы оставляют у зрителя вдохновенное впечатление.

Способов общей физической подготовки артистов балета несколько: упражнения на земле, упражнения без станка, упражнения со станком и т. д. Упражнения на земле включает в себя вытягивание подъёма, круговое движение лежа на земле, раскачивание лодыжки, взмах ног, протяжка ног лежа на спине. Занятия эти помогают открыть бедра, лодыжки и связки танцора, что увеличивает эластичность мышц и гибкость талии и ног танцора. Упражнения без станка в основном включает в себя промежуточные упражнения и сложные прыжковые упражнения Промежуточные упражнения существуют в основном двух видов: комбинация вращений и комбинация поворотов. А прыжковые упражнения содержат в себе большой прыжок, средний прыжок и маленький прыжок. При тренировке со станком танцор действует, опираясь на установленное устройство определённой высоты. Данная тренировка включает в себя круговое движение ногой, касание ногой земли, управление держать корпус вертикально и т.д все эти упражнения способствуют укреплению силы, гибкости и чувства координации. [2,с.17]

Классический китайский танец наравне с балетом является одним из самых сложных, выразительных и многогранных видов искусства в мире. В основе танца лежат три неразрывно связанных элемента: техническое мастерство, форма и духовная основа. Техническое мастерство в основном реализуется в таких движениях как повороты и перевороты с горизонтальным положением туловища, кувырки, боковые прыжки, скачки, вращение на месте и в круговом поступательном движении по сцене и т. д. В технический арсенал танцовщиков вошли также и некоторые движения традиционных боевых искусств: отражение и нанесение ударов, подкрадывание к врагу, замахи и отклонения от удара. Форма хореографического рисунка базируется на концепции круга и кругового движения в отличие от балета, который, напротив, подчеркивает концепцию линии. Ключевые элементы китайского танца: скручивание, округлость, опора, и изгиб. Духовная основа предполагает глубокое понимание артистами состояния персонажа и насыщенное интенсивное выражение эмоции для полноценного воплощения танцевального спектакля на сцене. Большой значение в выражении эмоции имеют движения глаз. Танец построен вокруг образа, идеи, и нет ни одного движения, которое выпало бы из этого образа. Исключена нарочитая демонстрация технического мастерства артистами, сложнейшие технические моменты всегда органично и естественно вписаны в канву танца

В тренировке исполнителей китайского классического танца основное внимание сосредоточено на развитии гибкости, упругости и эластичности талии, которая работает как ось в танцевальных движениях.. При исполнении китайского классического танца, сочетаясь с ритмом музыки, танцору нужно вращаться, прыгать, поворачиваться и кататься, чтобы показать красоту сочетания твёрдости и податливости, пластичности и устремленности. Систематическая тренировка исполнителей китайского классического танца включает в себя упражнения, способствующие освобождению каждой части тела и развитию умения постоянно двигаться, изгибаясь и вращаясь. Отсутствие фиксированных длительно поз — характерная черта этого танца.

В обучении исполнителей и китайского классического танца, и артистов балета должное внимание уделяется развитию чувства ритма танцора. Как в балете, так и в китайском классическом танце требования к точному ритму высоки. Поэтому при тренинге целенаправленно воспитывается чувство ритма танцора. Также в обучении будущих артистов балета и китайского классического танца важно развивать волю танцора, потому что на сцене танцору необходимо соединять волю и дух танца в своих движениях, чтобы идеально выразить содержание танцевального спектакля.

Отличаются эти виды танцевального искусства некоторыми техническими навыками. В балете больше движений ног и стоп, ценятся прыжок и вертикальное вращение на кончиках пальцев. Китайский классический танец требует системной координации всего тела для выполнения основных движений: прыжков, вращений, кувырков. В балете вращение должно быть вертикальным, а в китайском классическом танце большое внимание уделяется вращениям в наклонном положении корпуса

В балете наличествует уникальная техника — движение на пальцах ног.Балерина стоит на кончиках пальцев в специальных туфлях, пуантах, которые предохраняют стопу. В китайском классическом танце подобная специальная техника и обувь отсутствуют, но во времена эпохи династии Цин при дворце императора девушки танцевали в туфлях, в которых нога подъемом опиралась на широкую колодку. Называлась такая обувь «туфли цветочного горшка». Использование такой обуви требовало специальной техники, однако традицией это не стало.

Китайский танец по сравнению с балетом уделяет больше внимания сплавлению упругого ритма и пунктирной линии движения артиста.. Ритм движений классического китайского танца имеет характерные особенности, такие как точки, разделение на части, растяжение (замедление движения) на обоих концах музыкального периода с пиком (взрывным движением) в середине, медленное движение под быструю музыку, быстрое движение под медленную музыку и т. д.. В этой связи исполнителю необходимо полное слияние с определённым ритмом, умение органично сочетать твёрдость с податливостью, ускорение с замедлением, фиксированную на мгновение позу с энергичным безостановочным последующим движением...

Различия есть и в отношении танцевальных поз. Фиксация танцевальной позы в балете имеет большую протяженность, а в китайском классическом танце позы не фиксируются статично, а мягко изменяются в движении.. Например, такие движущиеся позы в китайском классическом танце имеют названия «вздымать тело к морю», «стрельба гусей», «наклон к морю», «отступить боком», «подсечка», «быстро повернуться», «вращение (горизонтальный поворот тела артиста в воздухе параллельно земле)» и «прыгать большим шагом». В этих символических позах внимание сосредоточено на упругости талии, гибкости и скрученности верхней части корпуса.

2. Роль методов физической подготовки артистов балета в подготовке исполнителей китайского классического танца

Общая физическая тренировка артистов балета представляет собой эффективные подходы к физическому развитию танцоров [1,с.49].Систематический тренинг артистов балета строится на основе научных исследований и исторически сложившейся системы правил.. В результате постоянных занятий танцор приобретает эстетически прекрасное положение тела, всесторонне развитые и сильные мышцы, гибкие связки и уверенное владение телом.

Как известно, танцевальное искусство построено на основе исторически сложившихся моделей движения, которые тесно связаны с характером, манерой, внешней формой и положением тела танцора, что в первую очередь непосредственно воздействует на зрителей. Именно в этой связи, качество и успешность исполнительства непосредственно зависят от тренированности тела исполнителя и красоты его движений. Физическая подготовка является важным шагом подготовки профессиональных исполнителей танца, поэтому использование современных методов тренинга повышают эффективность обучения артистов.

В китайском классическом танце существует сложившаяся система подготовки и тренажа артистов. Однако наметившаяся в конце 20 века тенденция использования методов общей физической подготовки артистов балета в тренинге артистов китайского классического танца, принесла, как отмечают некоторые исследователи, несомненную пользу [3,с.9]. Применение методов общефизической тренировки артистов балета позволяют совершенствовать обучение исполнителей китайского классического танца. Эти методы помогают исправлять природные недостатки фигуры, всесторонне развивают физическую подготовку танцора, обогащают выразительный язык его тела, содействуют совершенствованию координации, укрепляют профессиональные навыки.

Очевидно, что при подготовке исполнителей китайского классического танца использование методов физической подготовки артистов балета повысят эффективность обучения студентов хореографических факультетов. Концентрация внимания при подготовке артистов китайского классического танца на скручивании корпуса, гибкости талии, боковых движениях сложилась исторически в соответствии с идейными канонами танцевального спектакля и комплексом основных приемов и жестов. Однако введение в практику методов общей физической подготовки артистов балета будет стимулировать скорость и степень физического развития артистов китайского танца и выведет степень управления своим тело на новый уровень.

Способность к управлению телом является важной задачей в физической подготовке танцоров, однако способы успешного решения данной задачи различны. Тренинг ног по балетному методу обеспечивает, во-первых, совершенствование мышечной силы танцора для выполнения ряда традиционных движений. Во-вторых, целенаправленный тренинг спины и талии помогает не только уверенно фиксировать центр тяжести туловища, но и свободно двигать ногами в воздухе, что полезно для сознательного управления движениями. В-третьих, тренировка вертикального положения тела, параллельности плеч и бедер будет способствовать укреплению мышц корпуса. В-четвёртых, введение в практику тренинга танцоров изучения техники балетного прыжка будет совершенствовать технику мягкого приземления в последовательности от пальцев, через стопу к пятке, что позволит при выполнении прыжка увлекать зрителей элегантной легкостью своих движений.

При обучении китайскому классическому танцу применение методов физической подготовки артистов балета играет очень важную роль в настоящее время.. Органичное сочетание методов подготовки артистов этих видов танцев может способствовать китайскому классическому танцу в приобретении экспрессивности и эффективности.

Кроме того, общая физическая подготовка артистов балета способствует развитию художественного вкуса танцора, что полезно для выразительного сочетания языка тела с эмоцией. Таким образом, необходимо повсеместно вводить в учебную практику систематического тренинга будущих исполнителей китайского классического танца методы общей физической подготовки артистов балета. Это позволит заложить прочный фундамент в исполнительское мастерство артистов.

Литература:

1.         Дон Хунь. Важная роль общей физической подготовки в обучении танцам. Культурно-просветительские данные. -Нанкин,2009.

2.         Ли Веньвень. Место и роль общей физической подготовки балета в танцевальной специальности. Массовая литература и искусство.- Пекин, 2009.

3.         Чжан Инь. Воздействие общей физической подготовки балета на формирование учебной системы китайского классического танца. — Гуанчжоу, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): танец, артист балета, физическая подготовка артистов балета, движение, китайский танец, общая физическая подготовка, балет, упражнение, круговое движение, танцевальный спектакль.


Ключевые слова

балет, китайский классический танец, физическая подготовка., физическая подготовка

Похожие статьи

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка

В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художес...

Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников

Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

Статья посвящена вопросам зарождения и развития народно-сценического танца в России. Автор обращается к событиям в истории хореографического искусства, которые сыграли важную роль в процессе становления школы народно-сценического танца. В статье такж...

Значение игрового метода на занятиях физической культурой

В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...

Педагогические технологии развития творческих способностей инженера

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий формирования творческих способностей студентов инженерных направлений. Особое внимание уделено характеристике таких педагогических технологий как взаимодействие и самостоятельная работа.

Похожие статьи

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка

В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художес...

Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников

Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

Статья посвящена вопросам зарождения и развития народно-сценического танца в России. Автор обращается к событиям в истории хореографического искусства, которые сыграли важную роль в процессе становления школы народно-сценического танца. В статье такж...

Значение игрового метода на занятиях физической культурой

В данной статье рассматривается значимость игровых методов на занятиях физической культурой. Игры являются неотъемлемой частью физкультурных занятий, поскольку они способствуют развитию физических, психологических и социальных навыков у учащихся. В с...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...

Педагогические технологии развития творческих способностей инженера

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий формирования творческих способностей студентов инженерных направлений. Особое внимание уделено характеристике таких педагогических технологий как взаимодействие и самостоятельная работа.

Задать вопрос