Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание младших дошкольников

Педагогика
30.09.2024
27
Поделиться
Библиографическое описание
Акимова, В. В. Патриотическое воспитание младших дошкольников / В. В. Акимова, Л. В. Пахомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117952/.


Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольники, ДОУ, ФОП ДО, ФГОС ДО .

Патриотизм — это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подавить, нельзя заставить любить. Можно сделать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это все должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать если хочет быть человеком.

В. В. Путин

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма у дошкольников. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных способностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций.

В пункте 14.1 ФОП ДО говорится, что программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества-жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного нам материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Дошкольный возраст— это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

Проблема патриотического воспитания приобрела актуальность давно. Устранение данной проблемы представляется возможным посредством возрождения национальной культуры, привития молодому поколению общественно значимых ценностей, приобщение к народным традициям и обычаям, что и практикуется в нашем ДОУ.

В раннем дошкольном возрасте привитие ценностей реализуется посредством дидактических игр: «Собери матрешку», «Покорми птичку» пальчиковая игра «Салют».

Такие игры направленны на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В этом возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, так как, через игру ребенок познает окружающий его мир.

Также в воспитании патриотизма немалую роль играют сказки, потешки, которые дети с удовольствием слушают. Когда ребенок только приходит в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте.

У каждого народа свои сказки, но все эти сказки передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Так, например, читая сказку «Курочка-Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок»- дружеские отношения. Но воспитывать патриотизм можно не только на русских народных сказках, на и на ионофоных. Так, например, сказки алтайского народа «Ячменное зерно», «Медвежий подарок» воспитывают у детей доброжелательное отношение к людям, желание помогать друг другу независимо от национальности, обычаев, взглядов. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быта народа, рассказывают о природе, животном мире.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеется, что воспитали патриота. Очевидно, что если педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 25.11.2024 № 1028
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотизм
патриотическое воспитание
дошкольники
ДОУ
ФОП ДО
ФГОС ДО
Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 63-64):
Часть 2 (стр. 63-129)
Расположение в файле:
стр. 63стр. 63-64стр. 129

Молодой учёный