Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое регулирование информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел

Юриспруденция
19.09.2024
170
Поделиться
Библиографическое описание
Колпакова, В. Г. Правовое регулирование информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел / В. Г. Колпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117687/.


В статье автор исследует правовое регулирование информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: массовая информация, взаимодействие, органы внутренних дел.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность на основе принципов открытости и публичности, но лишь «в той мере в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации» [1]. Реализация органами внутренних дел (далее — ОВД) указанных принципов на практике осуществляется в первую очередь посредством информирования о своей деятельности через средства массовой информации (далее — СМИ), информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем предоставления сведений по официальным запросам и проведения мероприятий для журналистов. ОВД всегда проводили активную работу по налаживанию взаимодействия со СМИ, но наибольшую актуальность данное направление работы приобрело в период развития современных коммуникационных технологий. Своё стремительное развитие коммуникационные технологии начали в начале 2000-х гг., создав необходимость преобразования не только административно-правовых норм, регулирующих предоставление информации, взаимодействие со СМИ, но и применения новых коммуникационных подходов при информационном сопровождении деятельности ОВД.

Именно в этот период в ОВД начинают образовываться подразделения, отвечающие за взаимодействие со СМИ. К сожалению, эффективность работы данных подразделений на начальном этапе не давала ожидаемого от них результата. И связано это было в первую очередь с использованием устаревших технологий взаимодействия не только со СМИ, но и с другими субъектами общественности, так как с развитием коммуникационных технологий СМИ хоть и сохранили лидирующую позицию по охвату аудитории, но при этом перестали быть единственным источником информации для граждан. В этих условиях в ОВД начинают активно использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет: появляются унифицированные сайты территориальных органов и федеральный сайт ведомства, создаются официальные аккаунты в социальных сетях. Всё это позволяет поддерживать положительный образ сотрудника ОВД и осуществлять работу по освещению деятельности полиции, учитывая потребность современного общества в доступной, актуальной и достоверной информации. Однако активная популяризация деятельности ОВД посредством современных технологий и методов породила проблему правового регулирования доступа и порядка предоставления информации о деятельности ОВД.

Так, помимо Федерального закона «О полиции», утверждающего принципы, на основе которых сотрудники ОВД осуществляют свою деятельность, в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому «доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными организациями в сети «Интернет» информации;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами» [2]. Также данный Федеральный закон регламентирует формы предоставления информации: в устной форме и в форме документированной информации, в том числе в форме электронного документа.

Приказом МВД России «Об утверждении порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности МВД России» были определены права и обязанности должностных лиц, уполномоченных распространять информацию о деятельности ОВД. Кроме того, данный приказ утверждает способы обеспечения доступа к информации о деятельности ОВД, а также перечень информации, предоставляемой в устной форме по телефону. Согласно Порядку «должностными лицами, уполномоченными на предоставление информации, сообщается в устной форме следующая информация:

1) адрес официального интернет-сайта МВД России;

2) почтовый адрес МВД России для направления письменных запросов информации;

3) почтовый адрес Приемной МВД России (почтовые адреса общественных приемных территориальных органов МВД России), порядок записи пользователей информацией на личный прием должностными лицами МВД России;

4) абонентские номера «телефонов доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.

Иные вопросы, связанные с предоставлением информации, рассматриваются уполномоченными должностными лицами МВД России только на основании соответствующего запроса, поступившего в письменном или электронном виде» [3].

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» не только дает определение основным правовым понятиям, используемых в отношении массовой информации, но и регламентирует отношения СМИ с гражданами и организациями: права граждан на получение достоверных сведений через СМИ, право редакций на запрос информации, как в устной, так и в письменной форме, право на отказ и отсрочку со стороны организаций, в отношении которых направлен запрос, в предоставлении запрашиваемой информации, а также порядок уведомления представителя в указанных случаях. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» затрагивает правовое регулирование очень актуальной проблемы — проблемы защиты информации, установления ограничений в интересах физических, юридических лиц и государства.

Таким нормативно-правовым актом, регулирующим ограничения доступа к информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данный Закон также регулирует отношения в части поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, применения информационных технологий и обеспечения защиты информации. К нормативно-правовой базе, регулирующей защиту информации относиться также Закон Российской Федерации «О государственной тайне», который устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну, и определяет порядок доступа к ней.

Информационное сопровождение деятельности ОВД осуществляется на основе правового регулирования и затрагивает различные аспекты деятельности ведомства, при этом особое внимание уделяется защите информации, а также установлению ограничений в интересах физических, юридических лиц и государства. С учетом специфики деятельности ОВД законодательное регулирование данной сферы имеет первостепенное значение, а динамичное развитие новых коммуникационных технологий обуславливает необходимость проводить своевременную актуализацию и конкретизацию нормативно-правовых актов. На сегодняшний день можно сделать вывод о том, что правовое регулирование информационного обеспечения деятельности ОВД не только защищает интересы самого правоохранительного органа с учетом особенности его деятельности, но и позволяет реализовывать на практике утвержденные Федеральным законом «О полиции» принципы открытости и публичности, учитывая потребность современного общества в легком и быстром способе получения достоверной информации.

Литература:

  1. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 08.09.2024).
  2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 08.09.2024).
  3. Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ МВД России от 27.10.2015 № 1010 (ред. от 11.01.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189264/ (дата обращения 12.09.2024).
  4. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 (ред. от 01.03.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 12.09.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
массовая информация
взаимодействие
органы внутренних дел
Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 123-125):
Часть 2 (стр. 65-131)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 123-125стр. 131

Молодой учёный