Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы осуществления органами прокуратуры криминологического прогнозирования

Юриспруденция
08.09.2024
32
Поделиться
Библиографическое описание
Шереметьева, Т. Д. Проблемы осуществления органами прокуратуры криминологического прогнозирования / Т. Д. Шереметьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117531/.


Статья посвящена анализу проблем, возникающих при осуществлении органами прокуратуры криминологического прогнозирования. Автором рассмотрены отсутствие легального определения понятия «криминологическое прогнозирование», недостаточная разработанность его методического аппарата, низкий уровень информационно-аналитической работы и координации деятельности правоохранительных органов, а также недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение прогнозной деятельности. В статье подчеркивается важность криминологического прогнозирования как инструмента профилактики преступности и предлагаются пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: криминологическое прогнозирование, органы прокуратуры, профилактика преступности, нормативно-правовая база, методика прогнозирования, информационно-аналитическая работа, координация деятельности правоохранительных органов, финансирование, материально-техническое обеспечение.

Современное состояние преступности в Российской Федерации, характеризующееся высокой латентностью, уровнем рецидива и появлением новых форм и способов совершения преступлений, обусловленных, в том числе, активным развитием информационных технологий, требует от правоохранительных органов постоянного поиска действенных механизмов противодействия. В числе приоритетных направлений этой борьбы выступает деятельность прокуратуры по профилактике преступлений, неотъемлемым элементом которой является криминологическое прогнозирование. Теоретические основы и практическое значение криминологического прогнозирования в деятельности правоохранительных органов получили достойное отражение в работах таких видных ученых, как Г. А. Аванесов, В. Н. Бурлаков, С. Е. Вицин, А. И. Долгова, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, В. И. Омигов, А. Е. Шалагин и др. Вместе с тем, анализ практики показывает, что органы прокуратуры сталкиваются с рядом существенных проблем при осуществлении криминологического прогнозирования, что напрямую сказывается на эффективности профилактики преступности в целом.

Одной из основных проблем является отсутствие в действующем законодательстве легального определения понятия «криминологическое прогнозирование», что создает сложности в правоприменительной практике. В научной литературе этот вид деятельности, как правило, определяется как научно обоснованное суждение о возможном состоянии преступности, ее уровне, структуре и динамике в будущем, а также о тенденциях развития всей системы криминологической детерминации [1. с. 216].

Безусловно, криминологическое прогнозирование является сложной комплексной деятельностью, требующей глубоких знаний не только в области уголовного права и криминологии, но и в сфере статистики, социологии, психологии, информационных технологий и др. Однако анализ учебных планов и программ подготовки прокурорских работников показывает, что вопросы криминологического прогнозирования не находят в них должного отражения. Как следствие, прокурорские работники зачастую не обладают достаточным уровнем знаний и навыков для осуществления качественного криминологического прогнозирования, что негативно сказывается на результатах их работы.

Серьезной проблемой выступает и отсутствие единой методики криминологического прогнозирования, обязательной для использования органами прокуратуры. На сегодняшний день в прокуратурах используются различные методические рекомендации, разработанные как на федеральном, так и на региональном уровнях. Такая ситуация создает определенные сложности в организации и проведении прогнозной работы, а также затрудняет оценку ее результатов, не позволяя сформировать единый подход. Необходимость разработки и внедрения единой методики криминологического прогнозирования в деятельность органов прокуратуры неоднократно подчеркивалась как в научной литературе, так и в докладах и выступлениях руководителей Генеральной прокуратуры РФ, однако кардинальных сдвигов в этом направлении пока не наблюдается [2. с. 95].

Качественное криминологическое прогнозирование невозможно без глубокого и всестороннего анализа большого объема информации о состоянии преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах профилактики и др. Однако органы прокуратуры зачастую не располагают всей необходимой информацией, а имеющиеся данные не всегда полностью отражают реальную картину. Низкий уровень взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, недостаточная использованием возможностей государственных и муниципальных информационных систем — все это не позволяет получить объективную картину происходящих процессов.

Реализация мероприятий по криминологическому прогнозированию требует также определенных финансовых затрат, связанных, в том числе, с проведением научных исследований, разработкой программного обеспечения, обучением прокурорских работников и др. К сожалению, на практике финансирование прогнозной деятельности зачастую остается на низком уровне, что не позволяет в полной мере раскрыть потенциал криминологического прогнозирования. Еще одной проблемой является низкий уровень внедрения результатов криминологического прогнозирования в практическую деятельность. Прогнозы, разработанные органами прокуратуры, должны служить основой для принятия управленческих решений, направленных на профилактику преступности. Однако на практике результаты прогнозирования зачастую не находят должного применения в работе правоохранительных органов, что значительно снижает эффективность их деятельности [3. с. 128].

Таким образом несмотря на то, что криминологическое прогнозирование является важным направлением деятельности прокуратуры по профилактике преступности, его осуществление связано с рядом проблем. Для их решения необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, разрабатывать и внедрять единую методику прогнозирования, повышать уровень информационно-аналитической работы и координации деятельности правоохранительных органов, а также уделять пристальное внимание вопросам финансирования и материально-технического обеспечения прогнозной деятельности. Только при комплексном подходе к решению этих проблем криминологическое прогнозирование сможет стать действенным инструментом профилактики преступности и обеспечения правопорядка.

Литература:

  1. Луконкин Я. И. Криминологическое прогнозирование и планирование, осуществляемые органами прокуратуры / Я. И. Луконкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 216.
  2. Лапко Г. К. Криминологические аспекты деятельности прокуратуры по профилактке преступности // НАУ. 2022. № 75–1. С. 95.
  3. Шалагин А. Е., Шарапова А. Д. Криминологическое прогнозирование и планирование в деятельности органов внутренних дел // Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 2. С. 128.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
криминологическое прогнозирование
органы прокуратуры
профилактика преступности
нормативно-правовая база
методика прогнозирования
информационно-аналитическая работа
координация деятельности правоохранительных органов
финансирование
материально-техническое обеспечение
Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 143-145):
Часть 2 (стр. 79-157)
Расположение в файле:
стр. 79стр. 143-145стр. 157

Молодой учёный