Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как субъекта единой системы публичной власти

Научный руководитель
Юриспруденция
03.09.2024
327
Поделиться
Библиографическое описание
Биктеева, А. Ш. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как субъекта единой системы публичной власти / А. Ш. Биктеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117446/.


Анализ правового статуса и полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации крайне важен в целях повышения эффективности публичных органов власти. В настоящее время качественная реализация отдельных, в том числе, чрезвычайных полномочий высших должностных лиц является вопросом национальной безопасности и защиты суверенитета России.

Ключевые слова: Оренбургская область, высшее должностное лицо, Российская Федерация, исполнительная власть, местное самоуправление, правовой статус

Вопросы реализации полномочий высших должностных лиц и их правового статуса исторически являются крайне важными и актуальными для России вопросами как теоретического, так и практического характера. В первую очередь реализация власти на местах или в отдельных административно-территориальных единицах (губернии, области, края и т. д.) — вопрос создания эффективной вертикали власти по модели «центр — регионы» [5], а если речь идет про приграничные регионы, то в первую очередь вопрос защиты границы, национальной безопасности и суверенитета.

Институт губернатора как высшего должностного лица зародился при Петре I и показал себя как эффективный инструмент реализации власти в регионах. Исторически главной проблематикой института высшего должностного лица в субъекте России был баланс полномочий, которые бы позволяли эффективно управлять регионом, но не терять политико-правовые и экономические связи с центральной властью.

Как отмечает Н. А. Григорьев, «…регионам планируется предоставить больше возможностей в развитии социально-экономического состояния: самостоятельная инвестиционная политика, перераспределение межбюджетных трансфертов, создание собственных научно-инновационных кластеров» [5]. И действительно, в настоящее время создаются новые комплексные меры поддержки и институты созидательного развития для регионов. Многие мероприятия можно выполнить на региональном или местном уровне в субъекте только при условии эффективной и слаженной работы органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления зависит развитие региона. Таким образом, вопросы правового статуса высшего должностного лица, а также регулирование его полномочий как «главного чиновника» региона крайне важная тема не только в теоретическом анализе, но и в практике — для улучшения эффективности публичных органов власти всех уровней и социально-экономического положения населения.

Главным нормативным правовым актом в России является Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьями 72–73 Конституции Российской Федерации [1] устанавливается предмет ведения субъекта и та сфера деятельности, которая регулируется совместно с федеральным уровнем. Соответственно полномочия высшего должностного лица регулируются в данных пределах.

Кроме того, статья 77 Конституции Российской Федерации закрепляет сравнительно новое понятие для конституционного права России — «публичная власть», которая объединяет все уровни федеральной и региональной власти, а также включает в единую систему (вертикаль) власти местный уровень, органы местного самоуправления. Как отмечает О. А. Ковтун, «…высшее должностное лицо субъекта РФ, исходя из конституционного принципа разделения властей, входит в единую систему публичной власти в Российской Федерации и одновременно является частью системы органов публичной власти субъектов РФ» [6].

В этом аспекте подобная практика эффективно отражает конституционализированную в 2020 г. правовую категорию «система публичной власти». То есть принцип единства системы публичной власти в Российской Федерации, предполагающий взаимодействие органов и должностных лиц всех уровней власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, максимально результативен в рамках городского самоуправления [7].

Данная статья Конституции в части 3 закрепляет основу правового статуса высшего должностного лица в следующей форме: «Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства» [1], а также вводит ряд ограничений и запретов, которые накладывает данный статус.

Подробнее правовой статус и полномочия раскрываются в Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [2]. Как отмечали авторы указанного закона, «с учетом особенностей правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ, характера и круга решаемых им публичных задач, высшее должностное лицо субъекта признается обязательным органом публичной власти. Высшее должностное лицо осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте РФ, определяет систему и структуру органов исполнительных органов субъекта РФ. Высшее должностное лицо избирается гражданами или депутатами законодательного органа субъекта РФ. При этом определено, что высшее должностное лицо прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ» [4].

Так к основным полномочиям высшего должностного лица можно отнести следующие:

1) Представительские полномочия (представляет субъект во взаимодействии с федеральными органами власти, другими регионами, а также во внешнеэкономической деятельности в пределах полномочий);

2) Законодательные полномочия (подписывает, обнародует, отклоняет законы принятые законодательным органов власти);

3) Координация деятельности органов власти субъекта;

4) Определение структуры органов исполнительной власти, формирование данной ветви власти;

5) Вопросы регулирования деятельности органов местного самоуправления, вплоть до отрешения главы органа местного самоуправления.

Так в соответствии со статьей 42 Устава (Основного Закона) Оренбургской области (далее — Устав) в систему органов исполнительной власти Оренбургской области входят Губернатор Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, иные органы исполнительной власти Оренбургской области. Кроме того, Губернатор Оренбургской области возглавляет Правительство Оренбургской области [3].

Также высшее должностное лицо издает нормативные правовые акты (указы, распоряжения), а также подписывает и обнародует законы регионального уровня. Высшее должностное лицо также имеет право законодательной инициативы и активно участвует в правотворчестве на уровне субъекта Российской Федерации.

Так в соответствии со статьей 37 Устава право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит, в том числе и Губернатору Оренбургской области [3]. Например, только к бюджету Оренбургской области Губернатором Оренбургской области было внесено 18 поправок [8], что говорит о высоком уровне активности Д. В. Паслера в процессе принятия важнейшего регионального закона о бюджете

Также в соответствии со статьей 46 Устава определяется предмет деятельности Губернатора Оренбургской области, а именно по вопросам, связанным:

— с полномочиями органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;

— с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти Оренбургской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;

— с полномочиями органов исполнительной власти Оренбургской области по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Оренбургской области.

Высшее должностное лицо занимает крайне важное место и играет существенную роль в формировании публичной власти в России.

Во-первых, «главные чиновники» региона представляют интересы региона, что фактически является их ключевой задачей. Несмотря на то, что формальное наполнение полномочий установлено на федеральном уровне одинаково — реальные полномочия и качество их исполнения разительно отличаются. Если сравнить даже примерно одинаковые по экономическому уровню и количеству населения субъекты Российской Федерации, то можно отметить, что какие-то регионы в полной мере активно используют все доступные механизмы федеральной поддержки, привлекают инвестиции как от частных инвесторов, так и в рамках различных видов государственной поддержки. Считаем, что привлечение инвестиций в регион является одной из главнейших задач глав субъектов.

Во-вторых, от грамотно выстроенной работы команды высшего должностного лица зависит как клиентоцентричность всех уровней власти: от регионального правительства до администрации сельсоветов. Так, например, в Оренбургской область команда Губернатора и сам Д. В. Паслер уделяет огромное внимание качеству ответов на обращения граждан, вопросам оказания государственных и муниципальных услуг, цифровой трансформации региона, а также поддерживает участие Оренбургской области в различных федеральных проектах, пилотных запусках инициатив.

Таким образом, считаем, что в настоящее время высшее должностное лицо занимает центральное место в системе публичной власти на региональном уровне, а также является главным связующим элементом между центром и регионами, выстраивает важнейшие экономические связи с потенциальными инвесторами и бенефициарами, решает противоречия внутри системы публичной власти региона и настраивает работу по достижению основных показателей национальных проектов в своем субъекте.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 04 марта 2020 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 1993. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 14 декабря 2021 г.: одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 г.: по состоянию на 25 декабря 2023 г.] // Российская газета. — 2021. — № 294. (25 декабря 2021 г.)
  3. Устав (Основной Закон) Оренбургской области [Закон Оренбургской области: принят Зак. Собр. Оренб. области 20 ноября 2000 г.: по состоянию на 1 ноября 2023 года] // Южный Урал. — 2000. — № 243.
  4. Досье на проект федерального закона № 1256381–7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (внесен 27.09.2021 сенатором РФ А. А. Клишасом, депутатом ГД П. В. Крашенинниковым) (подписан Президентом РФ) // Справочно-правовая система «Гарант»
  5. Григорьев, А. Н. Современный этап эволюции системы отношений «Центр регионы» / А. Н. Григорьев // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. — 2014. — № 2. — С. 157–165.
  6. Ковтун, А. О, Терещенко, Д. Н. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как орган публичной власти / А. О. Ковтун, Д. Н. Терещенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 7. — С. 141–144.
  7. Соколова А. И. Об отдельных особенностях организации местного самоуправления в городских поселениях и округах. / А. И. Соколова // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА — 2022. — № 4 (54)/2022 –С. 35–40.
  8. Губернатор Денис Паслер внёс 18 поправок к бюджету 2024 года. // Газета «Оренбуржье»: [сайт]. — URL: https://orenburzhie.ru/economy/gubernator-denis-pasler-vnyos-18-popravok-k-byudzhetu-2024-goda/ (дата обращения: 22.01.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Оренбургская область
высшее должностное лицо
Российская Федерация
исполнительная власть
местное самоуправление
правовой статус
Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 82-84):
Часть 2 (стр. 79-157)
Расположение в файле:
стр. 79стр. 82-84стр. 157

Молодой учёный