Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Политическое содержание баллад Роберта Саути

Филология, лингвистика
09.08.2024
40
Поделиться
Библиографическое описание
Слепцова, Е. А. Политическое содержание баллад Роберта Саути / Е. А. Слепцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117056/.


Цель работы заключается в проведении анализа баллад Р. Саути, в которых упоминаются исторические личности и события. В статье рассмотрены три баллады и одна ода поэта, посвященные событиям начала XIX века и более ранним. Прослеживается, как изменяется отражение взглядов поэта в художественных произведениях.

Ключевые слова: Роберт Саути, баллада, поэзия, романтизм, историческое событие, Французская революция, Наполеон, Москва.

Поэт-романтик Роберт Саути (1774–1843) был политически активной личностью. Его политические взгляды уже становились предметом изучения. Так Е. А. Языкова, изучив переписку поэта, пришла к выводу, что на эволюцию его мировоззрения повлияло множество компонентов. По мере того, как реалии Французской революции (которую вначале он восхвалял и воспринимал с энтузиазмом как борьбу за дело Свободы) становились всё более неприятными, он был глубоко благодарен тому, что она закончилась. Со временем Р. Саути превратился в консерватора, убеждённого, что революции и войны не приносят ничего, кроме унижения, разрушения и разорения [4, с. 382].

Главным историческим событием при жизни Р. Саути были, разумеется, наполеоновские войны. В 1813 г. появляется его сатирическая баллада «Поход на Москву» ( «The March to Moscow» ), в которой Саути иронично описывает неудачный поход Наполеона на Москву. Л. И. Ивонина отмечает, что поэт безжалостно высмеял завоевательные планы императора, изобразив тирана, которого русские гнали из Москвы [3, с. 36].

«Да, в Москве он согрелся, пожар кляня,

А потом ему холодно было».

Основа комизма в стихотворении — игра слов, основанная на созвучии русских фамилий и английских глаголов, использование варваризмов и ирония [1, с.213]:

«И Давыдов слегка подавил его,

А Дурнов обдурил его,

А Збиевский сбил с ног его,

А Игнатьев погнал его…».

Как пишет А. С. Бакалов, произведение Р. Саути о походе Наполеона трудно отнести к поэтическим шедеврам, но и сам поэт вряд ли ставил здесь перед собой высокие эстетические задачи [1, с.213]. Скорее всего, главной целью было выразить личную неприязнь к Наполеону, а также восхищение стойкостью и героизмом русских солдат и офицеров. Автор признает, что русская армия — это освободитель не только России, но и всей Европы.

В следующем 1814 г. поэт написал «Оду Александру I», в которой выразил восхищение государем великой державы-союзника. Событие, которое лежит в основе произведения, — война с Наполеоном, но описано это событие совершенно по-другому. Здесь Р. Саути делает акцент на личности, а не на стране в целом, обращаясь именно к Александру I. Возможно, он считал, что больший вклад в победу и конец войны внес именно он.

Разница в оценках и выборе художественных средств обусловлена непосредственным политическим контекстом: Англия была противником Наполеона и союзником России, соответственно образ русского императора должен был восхваляться в стихах.

Однако в творчестве Р. Саути есть произведения, описывающие события, современником которых он не был. Так, баллада «Бленгеймский бой» (1798) посвящена битве на Дунае, произошедшей в 1704 г. во время войны за испанское наследство, в которой Австрия, Англия и Голландия сражались против Франции и Испании [2, с.121]. Эта победоносная для англичан битва традиционно воспринималась как одна из самых славных страниц в истории британского оружия, однако Саути ставит такую трактовку исторического события под сомнение. В балладе прослеживается и осуждение войны, приносящей только разрушения и страдания.

Баллада строится как разговор старика с внуками о прошлом. Во время прогулки дети нашли череп убитого человека и спросили у деда, что это такое? На детские расспросы старик даёт противоречивые ответы: рассказывает про войну, как горели дома, гибли «больные старухи и грудные дети», лежали «горы тел». Но затем приходит к выводу:

«Ужасный вид! Но что ж? Иной

Побед нельзя купить ценой.

В честь победивших пили все,

‎Хвала гремела им».

Такая финальная оценка сражения возмущает внучку, слушавшую старика. Она называет участников событий «разбойниками» и задаётся вопросом, могут ли подобные действия быть похвальными. Мальчик также спрашивает деда: «А прок ‎от этого какой?». Но старик не даёт никакого ответа, лишь называет внука дуралеем за такие вопросы. Итак, герой баллады Саути, с одной стороны, помнит о связанных с великим сражением бедствиях и страданиях, но с другой — вероятно, по привычке — называет это сражение великим «победным боем». В то же время он не может объяснить, во имя чего велась война, что также заставляет усомниться в правильности его оценок. Таким образом, в балладе представлено несколько точек зрения, ни одна из которых не может считаться однозначно верной.

Рассмотрим произведение «Испанская армада», где Р. Саути тоже обращается к историческому событию, но совершенно в другом ключе. В стихотворении автор описывает сражение во время Англо-испанской войны (1586–1588).

Испанский флот (Армада) должен был завоевать «страну в кольце морей» (так Р. Саути называет Англию). В начале баллады испанский флот Испании представлен величественным, уверенным в своей победе и с благословением Рима. Но по итогу проигрывает, и Саути словно говорит: «Не на того врага вы напали!»

Он утверждает, что Англия находится под защитой природы: она для защиты вознесла скалы и помогала в сражении ветром, который поднимал волны.

В этом стихотворении историческое сражение показано как великое событие, которое отражает военную силу Англии. Страна предстает непобедимой и защищенной самой природой. В отличие от «Бленгеймского боя», где отражена проблема разных точек зрения, в данном случае Р. Саути представляет четкую патриотическую позицию.

Таким образом, анализируя произведения Р. Саути, мы видим влияние на мировоззрение автора политических процессов того времени. После наступившего юношеского разочарования в идеалах революции и создании идеального общества, у него формируется романтическое восприятие, которое способствует уходу от современной проблематики в духовный мир.

Хотя сам Р. Саути многократно говорит о негативных последствиях войны, в его творчестве есть и описание победного, великого сражения. Но в других случаях он позволят высказаться по поводу прошедших войн своим героям, тогда в произведении сталкиваются разные точки зрения.

Можно заметить, что каждое из разобранных произведений написано совершенно по-разному. Про Наполеона Р. Саути пишет сатирическое произведение, про Испанскую Армаду — героическое, про войну 1812 г. — оду Александру I, про Бленгеймский бой — балладу-рассуждение о разном отношение к войне. Политическое содержание в творчестве поэта многогранно, благодаря влиянию исторического и политического контекста.

Литература:

  1. Бакалов, А. С., Ривкинд Т. В. Антинаполеоновская тема в балладе Р. Саути «Поход на Москву» // Наука и культура России. — 2013. — Т. 2. — С. 211–213.
  2. Жаткин, Д. Н., Рябова А. А. «Complaints of the poor» и «The battle of Blenheim»: Р. Саути в переводческой интерпретации А. Н. Плещеева // Гуманитарные исследования. — 2011. — № 2(38). — С. 118–122.
  3. Ивонина, Л. И. Наполеон и Россия 1812 года в творчестве английского поэта Роберта Саути // Studia internationalia: Материалы ХI международной научной конференции. — Брянск, 2023. — С. 33–39.
  4. Языкова, Е. А. Революции и Наполеоновские войны в оценке Р. Саути // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. — 2021. — Т. 7, № 4(28). — С. 382–391.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Роберт Саути
баллада
поэзия
романтизм
историческое событие
Французская революция
Наполеон
Москва
Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 163-166):
Часть 2 (стр. 79-169)
Расположение в файле:
стр. 79стр. 163-166стр. 169

Молодой учёный