Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

Философия
06.07.2024
49
Поделиться
Библиографическое описание
Потокин, Н. С. Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина / Н. С. Потокин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 341-342. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116476/.


В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Ключевые слова: поэтика, экзистенциальное сознание, время, детство.

Рассказ В. М. Гаршина «Ночь» реализует те мотивы, что характерны для военных рассказов писателя и экзистенциальной поэтики в целом. В самом начале рассказа Гаршин акцентирует внимание на карманных часах Алексея Петровича, однообразный такт которых напоминает герою всю прошедшую жизнь: «Три, четыре, десять лет тому назад часы стучали точно также, как и теперь, и через десять лет будут стучать точно так же…» [2, 130]. Но время для экзистенциального сознания теряет свою объективную линейность, становится фактом субъективного опыта героя вместе с пространством, существенно изменяясь. Как и главный герой «Тошноты» («Тщетно я пытаюсь угнаться за своим прошлым, мне не вырваться из самого себя» [4, 63]), Алексей Петрович ощущает скованность временными границами настоящего, что добавляет еще одно измерение в мотив замкнутого городского пространства: «Время, идущее беспощадно ровно, не останавливается там, где хотел бы остановиться подольше несчастный, живущий минутою человек (курсив мой — Н. П. )» [2, 131].

В силу синтетичности и вместе с тем антиномичности экзистенциального сознания понятия «свободы» и «смерти» сближаются. Алексей Петрович, находясь в экзистенциальной ситуации[1], на границе между жизнью и небытием, полагает, что настал момент, когда он может обнаружить в себе истинные, свободные мысли [5, 72]: «Неужели не высказаться хоть один раз совершенно свободно, не стесняясь ничем, а, главное — собою» [4, 139].

Расширение вертикальной перспективы при замкнутости горизонтали вновь, как и в «Четырех днях», символизирует и предвещает попытку героя самоидентификации, поиска своего «я». Увидев звезду через окно, Алексей Петрович обращается к прошлому: «Сколько лет я не видал этого Арктура? Еще в гимназии, когда я учился…» [2, 140], — уже в этом небольшом отрывке можно отметить стремление героя преодолеть временные барьеры, обнаружить точку опоры в прошлом. Следующий за звездой колокольный звон, ворвавшийся в темную комнату через окно, разрушает стены, перекрывающие одинокому Алексею Петровичу связь с внешним миром. Герой все глубже погружается в прошлое, свое детство [2, 141].

В момент наибольшего напряжения герой обнаруживает в своих воспоминаниях ту «правду», которая оказывается спасительна для него: «Нужно думать о том, что было, а не о том, что казалось. А было очень немного: только одно детство. И от него-то в памяти остались бессвязные клочки, которые Алексей Петрович стал с жадностью собирать» [2, 143], — поэтика «крупных планов», характерная для пространственных описаний у Гаршина [7, 96], становится актуальной для построения временных отношений. Прошлое героя не принадлежит к эпическому, линейно развёртывающемуся времени. Прошедшее время для него субъективно, сжато до «бессвязных клочков».

Слова Алексея Петровича, характеризующие отличия восприятия мира в детстве, были бы особенно понятны для Сартра, который в 1933 году изучал феноменологию Гуссерля в Берлине: «Тогда не было для впечатлений готовых форм — идей, в которые человек выливает все ощущаемое, не заботясь о том, годна ли форма, не дала ли она трещины» [2, 143]. Непосредственность детского восприятия, когда «все казалось тем, как оно казалось», и «красное так и было красное, а не отражающее красные лучи» [4, 143], ярко выражена в противопоставлении детской и настоящей комнаты Алексея Петровича: «Герой не ощущает никакой эмоциональной связи с собственной комнатой. Это отсутствие интимности увеличивается лаконичным описанием мебели, ограниченным лишь перечислением нескольких вещей. Автор лишил их индивидуальных черт» [6, 117], — в то время как детская комната несёт в себе предметы, цвета и запахи, наполненные особенным значением для героя. В настоящем Алексея Петровича цвет появляется только один раз, в тот момент, когда он берет в руки Евангелие от Матфея: «Маленькая темно-зеленая книжка, купленная им когда-то на всероссийской выставке <…> лежала в уголку. Он начал читать <…> всё подряд, забыв даже и фразу, из-за которой достал книгу. А фраза эта была давно знакомая и давно забытая. Когда он дошел до нее, она поразила его огромностью содержания: «Если не обратитесь и не будете как дети…» Ему показалось, что он понял всё…» [2, 147], — небольшая книжка становится проводником между прошлым и настоящим героя, выхватывая героя из заброшенности окружающей его действительности. «Прошлое — это роскошь собственника» [3, 118], в руках которого пускай не такая большая по размерам, но важная книга карманного издания Евангелия.

Для экзистенциального сознания В. М. Гаршина тема детства, связанная с восприятием человеком двух фундаментальных понятий времени и истины, является одной из наиболее раскрытых в творчестве писателя: «Истинное понимание себя, жизни, которое утратил взрослый человек, в детстве обусловлено тем, что ребенок воспринимает мир не умозрительно, не логически, а эмоционально, в образах» [5, 98]. Понимание и ясность, доступные ребенку, позволяют ему преодолевать одиночество и отчуждение между людьми. В «Сказке о жабе и розе» границы между цветником и внешним миром проницаемы для ребенка; мальчик выстраивает гармоничные отношения с природой, что невозможно для большинства взрослых: «Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель <…> он немного познакомился с этим ежиком. Он был такой слабый, тихий и кроткий, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкла к нему» [2, 257–258].

В небольшом рассказе Леонида Андреева «В Сабурове» главный герой, мужик Пармен, с изуродованным болезнью лицом, встречает Пасхальную ночь в полном одиночестве. Попытка Пармена преодолеть одиночество в этот светлый праздник оборачивается неудачей. Обвиненной в попытке поджога, он с побоями и угрозами возвращается в свою отдаленную от деревни лесную хижину. Но вдруг происходит чудо: Пармен слышит, как ему в след кричит Сашка, маленькая девочка, хорошо знающая его. В руках у Сашки большой кусок пирога «порядком уже замусоленный» [1, 140], только её детское восприятие было способно понять одиночество Пармена, а поняв — не отвернуться от него: «…Сашка без труда сообразила, что дядя Безносый приходил не поджигать, а разговляться, потому что живет он один и есть ему нечего» [2, 147]. Приведенные примеры позволяют точнее понять, почему на Алексея Петровича призыв «обратиться и сделаться как дитя» [2, c. 147] оказывает такое ошеломляющее влияние: быть подобно ребёнку для него — это иметь возможность построить диалог с другим, вырваться за пределы окружающих его стен непонимания.

Литература:

  1. Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 1. Рассказы, 1898–1903 гг. / Л. Н. Андреев. — Москва: Художественная литература, 1990. — 639 с.
  2. Гаршин В. М. Красный цветок: Рассказы; Очерки; Статьи о живописи; Незавершенное / В. М. Гаршин; Сост. и примеч. Д. Кобозева; Вступ. ст. Н. Черепнина. — Москва: Книжный клуб Книговек, 2018. — 560 с.
  3. Камю А. Сочинения: в 5 т. / А. Камю; Пер. с фр. — Т. 2. — Харьков: Изд-во Фолио, 1997. — 527 с.
  4. Сартр Ж.-П. Тошнота: роман / Жан Поль Сартр; [пер. с фр. Ю. А. Яхиной]. — Москва.: Издательство АСТ, 2024. — 317 с.
  5. Васильева И. Э. «Поиски слова» в «переходную эпоху»: стратегия повествования В. М. Гаршина и А. П. Чехова: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 / Васильева Ирина Эдуардовна. — Санкт-Петербург, 2007. — 248 с.
  6. Жеймо Б. Алексей Петрович как пленник границ. «Ночь» Всеволода Гаршина // Уральский филологический вестник. Серия «Русская классика: динамика художественных систем». 2016. № 4. С. 117–118.
  7. Папазова К. А. Персонаж, время, пространство в художественном мире прозы В. М. Гаршина: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 / Папазова Ксения Александровна. — Ростов-на-Дону, 2010. — 229 с.

[1] «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, – это значит ответить на самый основополагающий вопрос философии» (Камю А. Миф о Сизифе // Собрание сочинений: в 5 т. Харьков, 1997. Т. 2. С. 7).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
поэтика
экзистенциальное сознание
время
детство
Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 341-342):
Часть 4 (стр. 271-342)
Расположение в файле:
стр. 271стр. 341-342стр. 342

Молодой учёный