Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основы финансового обеспечения учреждений

Юриспруденция
20.06.2024
25
Поделиться
Библиографическое описание
Головизнин, А. Н. Основы финансового обеспечения учреждений / А. Н. Головизнин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115905/.


В настоящее время правовые и методологические основы финансовой поддержки государственных и муниципальных учреждений сферы образования в Российской Федерации недостаточно разработаны и временами неэффективно реализуются в практической деятельности некоммерческих публичных формирований.

В современный период важнейшие изменения в механизме материального и денежного обеспечения функционирования института предоставления государственных услуг населению, обусловленные принятием более 10 лет назад Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [9], который способствовал значительным правовым преобразованиям норм ГК РФ [2;3], НК РФ [5;6] и БК РФ [4], законов «О некоммерческих организациях» [7] и «Об автономных учреждениях» [8], касающихся юридического обеспечения финансирования казенных организаций, а также юридического статуса бюджетных и автономных учреждений.

При этом специфическое положение относительно развития рыночных механизмов взаимодействия органов власти и общества остается за казенными учреждениями, осуществляющими важнейшие функции в области социальной защиты населения, в сфере государственного (муниципального) управления, системе образования, здравоохранения и др.

Правовой статус публичных учреждений образования имеет настолько ограниченный характер, что включить их в полноценный рыночный механизм взаимодействия, основанный на свободе воли любой созданной организации, не представляется возможным.

В системе осуществления публичных функций и услуг в сфере образования в России учреждения при муниципалитетах и государственного уровня занимают одно из главных мест в реализации различных полномочий и являются важнейшими субъектами финансово-экономических и социальных отношений.

В современных условиях также остаются не разработанными принципы финансового управления и обеспечения государственных учреждений, функционирующих в системе образования, в частности, имеется ряд нерешенных вопросов в действующих нормативно-правовых актах целевых программах и в финансово-экономической политике. Поэтому изучение перспективных направлений финансирования муниципальных и государственных учреждений на примере сферы образования становится актуальным и практически значимым.

Казенные учреждения являются основными публичными субъектами при различной системе хозяйствования, в том числе, построения рыночной модели государственного устройства. Это связано с тем, что данные некоммерческие структуры постоянно обеспечивают удовлетворение различных социально-экономических потребностей населения и общества. Основным отличительным условием функционирования исследуемых учреждений в Российской Федерации на современном этапе является финансирование по смете и ведение бюджетного учета по своему плану счетов. Однако отсутствие инициативности со стороны руководителей некоммерческих организаций, мотивации по повышению рациональности и развитию системы оказания публичных услуг, недостаточная информативная база функционирования, нерациональное использование отдельных материальных ресурсов, — все это снижает эффективность деятельности казенных и бюджетных учреждений образования.

Как указывают ученые и специалисты, актуальность процесса оптимизации системы управления финансами и процесса финансирования публичных учреждений различного уровня (государственного и муниципального) вызвана недостатками правового и индивидуально-нормативного регулирования, а также запросами практики [10–16].

Распорядители финансовых средств бюджетов, среди которых особо выделяются своей спецификой казенные учреждения разных уровней власти, являются субъектами публичных финансовых правоотношений. Целью публичной власти и ее органов управления в муниципалитетах является привлечение значительных инвестиций и эффективное использование финансовых средств местных бюджетов для развития различных секторов рыночного хозяйства, в том числе, муниципальных учреждений системы образования [10].

В целом, общий анализ различных федеральных законодательных актов показал, что для учреждений применяется на практике казначейская система исполнения бюджета. Для обеспечения должного финансирования и использования денежных средств по целевому признаку данными публичными учреждениями существует четкий и административный контроль, в том числе, за рациональным и эффективным расходованием конкретных бюджетных ассигнований в рамках того или иного учреждения. Значит, на практике происходит четкое соблюдение денежно-финансовой дисциплины, так как объемы бюджетных ассигнований, отраженные в смете по каждой статье расходов, являются предельно допустимыми.

Литература:

1 Российская Федерация. Конституция [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ,14.03.2020 № 1-ФКЗ, 4.10.2022 № 5-ФКЗ, 4.10.2022 № 6-ФКЗ, 4.10.2022 № 7-ФКЗ, 4.10.2022 № 8-ФКЗ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/constitution/, свободный (дата обращения: 28.05.2024). — Загл. с экрана.

2 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федер. закон от 30.11.1994, № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федеральный закон от 26.01.1996, № 14–ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

4 Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 31.07.1998, № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.

5 Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.

6 Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федеральный закон от 05.08.2000, № 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

7 Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях [Текст]: федеральный закон от 12.01.1996, № 7-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства РФ. –1996. — № 3. — Ст. 145.

8 Российская Федерация. Законы. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006, № 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/, свободный (дата обращения: 28.05.2024). — Загл. с экрана.

9 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08.05.2010, № 83-ФЗ (ред. от 25.01.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 19. — Ст. 2291.

10 Абрекова, А. М. Финансирования бюджетных, казенных и автономных учреждений [Текст] / А. М. Абрекова, Ю. А. Криворотько // Молодежь и XXI век — 2019: материалы IX Международной молодежной научной конференции, Курск, 22 февраля 2019 года. — Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2019. — С. 25–28.

11 Алибеков, Ш. И. Сущность и порядок составления сметы расходов казенного учреждения [Текст] / Ш. И. Алибеков, А. Х. Ибрагимова // Управленческий учет. — 2021. — № 9–2. — С. 338–342.

12 Арбатская, Т. Г. Учет и анализ денежных потоков казенных учреждений исполнения наказаний [Текст] / Т. Г. Арбатская // Финансовый журнал. — 2021. — Т. 13. — № 1. — С. 107–124.

13 Арустамян, А. С. Правовые особенности сметно-бюджетного финансирования казенных учреждений [Текст] / А. С. Арустамян // Энигма. — 2021. — № 30. — С. 53–56.

14 Богер, И. Б. Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений [Текст] / И. Б. Богер // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 9. — С. 39–42.

15 Васюнина, М. Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования [Текст] / М. Л. Васюнина // Финансы и кредиты. — 2014. — № 19. — С. 48–53.

16 Гасанов, Г. Н. Особенности финансирования казенных учреждений России в современных условиях [Текст] / Г. Н. Гасанов // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 2–1(60). — С. 48–51.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 174-176):
Часть 3 (стр. 153-220)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 174-176стр. 220

Молодой учёный