Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

Педагогика
24.06.2024
27
Поделиться
Библиографическое описание
Александрова, А. А. Экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку / А. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 395-398. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115876/.


В статье рассматривается экспериментальное исследование эффективности использования приемов эйдетики как способа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку. Дается краткая характеристика каждого этапа исследования (констатирующий, формирующий, контрольный).

Ключевые слова: английский язык, лексические навыки, начальный этап, эйдетика, экспериментальное исследование, этапы исследования.

В эксперименте приняло участие 16 обучающихся. С целью определения эффективности использования приемов эйдетики в процессе формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, было реализовано три этапа экспериментального исследования:

– констатирующий этап эксперимента (определение уровня сформированности лексических навыков);

– формирующий этап эксперимента (внедрение и применение приемов эйдетики);

– контролирующий этап эксперимента (определение динамики).

  1. Констатирующий этап эксперимента — это этап, который позволяет выявить уровень сформированности навыков обучающихся на момент обучения, провести диагностирующие исследования (анкетирование, наблюдение). Этот этап эксперимента проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы [3, c. 10].

На констатирующем этапе эксперимента контролировались лексические навыки обучающихся начального этапа. Целью данного этапа являлось выявление уровня сформированности лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку.

Этапы работы констатирующего эксперимента включали:

– анализ аутентичного учебно-методического комплекса «Big English 2»;

– разработка заданий для диагностики (контроля) лексических навыков;

– проведение диагностической работы;

– анализ и описание полученных результатов.

Каждый обучающийся получил определенное количество баллов, которые были переведены в оценку по пятибалльной шкале.

На рисунках 1–3 наглядно изображены результаты диагностирующего исследования на предэкспериментальном этапе с целью последующего сравнения с результатами выполненных заданий на постэкспериментальном этапе.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Результаты показали, что обучающиеся обладают недостаточно сформированным уровнем лексических навыков, соответственно требуют целенаправленной комплексной работы по устранению «пробелов» в знаниях.

Полученные выводы свидетельствуют о том, что использование приемов эйдетики является возможным для улучшения знаний обучающихся и улучшения образовательной обстановки.

  1. Формирующий этап эксперимента — это этап, который подразумевает под собой планирование и реализацию экспериментального исследования с учетом цели, поставленных задач и планируемых результатов. Формирующий эксперимент направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов [1, с. 96].

Главная цель формирующего этапа эксперимента состоит в том, чтобы разработать и апробировать комплекс упражнений и конспекты уроков с использованием приемов эйдетики с учетом полученных результатов на констатирующем этапе, и тем самым, подтвердить эффективность использования этих приемов как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Для достижения поставленной цели в рамках реализации экспериментального исследования были разработаны авторские упражнения и комплекс уроков, апробированные на базе образовательного учреждения.

В ходе формирующего эксперимента нам предстояло решить следующие задачи:

– спланировать содержание упражнений и уроков с использованием приемов эйдетики;

– разработать авторские упражнения и комплекс уроков, направленных на формирование лексических навыков;

– апробировать разработанные авторские упражнения и комплекс уроков;

– проанализировать и описать полученные результаты;

– подвести итоги.

Материал формирующего эксперимента включал в себя языковой материал на основе аутентичного учебно-методического комплекса «Big English 2», а также разработанные авторские упражнения и комплекс уроков, которые использовались субъектами образовательного процесса для формирования лексических навыков.

Обучающиеся проявляли высокий интерес к выполнению упражнений, активно работали с материалом. Некоторые обучающиеся настолько заинтересовались заданиями, что попросили дополнительные задания. Таким образом, они смогут отработать материал уже самостоятельно и закрепить свои знания.

  1. Контрольный этап эксперимента — это этап, который позволяет повторно организовать диагностирующее исследование, сравнить результаты с первоначальными данными и оценить эффективность и успешность проведенного исследования. На данном этапе проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы [2, c. 236].

Для того, чтобы проверить сформированность лексических навыков обучающихся и эффективность использования приемов эйдетики, нами был проведен постэкспериментальный срез.

Этапы контрольного эксперимента включали:

– проведение контроля на определение уровня сформированности лексических навыков;

– подведение итогов с описанием результатов контрольного этапа, сравнение результатов констатирующего этапа и контрольного этапа после использования приемов эйдетики.

Материал контрольного эксперимента включал диагностическую работу, направленную на проверку улучшения и повышения лексических навыков.

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

На рисунках 4–6 наглядно изображены результаты диагностирующего исследования на постэкспериментальном этапе с целью последующего сравнения с результатами на предэкспериментальном этапе.

По результатам повторного диагностирования обучающихся можно сделать вывод о том, что показатели стали выше, что свидетельствует повышению уровня сформированности лексических навыков обучающихся.

На данном этапе эксперимента нами также был проведен сравнительный анализ результатов предэкспериментального и постэкспериментального срезов. Анализируя полученные данные, мы можем проследить положительную динамику в формировании навыков.

Таким образом, исходя из результатов нашего экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что использование приемов эйдетики способствует эффективному и успешному формированию лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Стоит отметить, что, помимо формирования лексических навыков, приемы эйдетики способствовали повышению интереса к обучению и положительному настрою к учебной деятельности в целом, так как она представляет собой увлекательный и разнообразный учебный процесс.

Литература:

  1. Ардашева А. Л. Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии / А. Л. Ардашева. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2017. — № 11. — С. 94–97.
  2. Верещагина Л. С. Организация педагогического эксперимента / Л. С. Верещагина, С. С. Орехова, О. А. Шумакова. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2018. — № 8. — С. 235–237.
  3. Кротов В. М. Методика организации и проведения педагогического эксперимента / В. М. Кротов. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. — 92 c. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
английский язык
лексические навыки
начальный этап
эйдетика
экспериментальное исследование
этапы исследования
Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 395-398):
Часть 6 (стр. 380-461)
Расположение в файле:
стр. 380стр. 395-398стр. 461

Молодой учёный