Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Гражданская идентичность студентов вузов

Научный руководитель
Педагогика
30.05.2024
128
Поделиться
Библиографическое описание
Усачёва, Я. О. Гражданская идентичность студентов вузов / Я. О. Усачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 614-616. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114932/.


Проведенное эмпирическое исследование направлено на выявление сформированности компонентов гражданской идентичности студенческой молодежи.

Ключевые слова: гражданская идентичность, студенческая молодежь, вузовское образование, когнитивный, ценностный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

The conducted empirical research is aimed at identifying the formation of components of the civic identity of student youth.

Key words: civic identity, student youth, university education, cognitive, value, emotional and activity components.

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества [5], затрагивающие систему образования в том числе, определяют специфику педагогической деятельности, направленной на формирование социально ориентированной личности, жизнеспособной и жизнестойкой в меняющихся условиях действительности. Проблема формирования гражданственности в студенческой среде особенно актуальна в современных реалиях и требует пристального внимания исследователей, преподавателей, родителей.

Наличие умений и навыков осознания собственной гражданской позиции, создает предпосылки интегрирования в общественные процессы, формируя целостную личность, уверенную в себе, способную проявлять свою гражданскую и социальную позицию, формируя свой вклад в развитие будущего страны [4].

Указанные факты обусловили актуальность и необходимость проведения исследования среди студентов вуза.

Цель эмпирического исследования состояла в исследовании сформированности компонентов гражданской идентичности студенческой молодежи.

Эмпирической базой для проведения практического исследования выступил «Кубанский государственный университет». Общий объем выборки составил 30 студентов (20 девушек и 10 юношей). Возрастной диапазон респондентов составил 18–20 лет.

Проведенный анализ исследования показателей гражданской идентичности позволил сделать следующие выводы:

  1. Опираясь на исследования, с учетом нашей работы под «гражданской идентичностью» будем понимать осознаваемую принадлежность к сообществу граждан определенного государства, которая имеет значимый смысл для индивида, основанный на признаке гражданской общности, характеризующий его как коллективного субъекта, способного принимать традиции и национальные ценности, связанные с выработкой ответственного поведения в стремлении к общественным идеалам, проявлении активной жизненной позиции для пользы своей страны.
  2. На основе проанализированного теоретического материала по рассматриваемой проблематике удалось выделить когнитивный, ценностный, эмоциональный и деятельностный компоненты в структуре гражданской идентичности.
  3. Полученные результаты с помощью теста И. В. Кожанова «Я знаю» [2], (модифицированная) для оценки субъективных представлений человека о своих знаниях, демонстрируют широкий спектр знаний относительно истории России, истории родного края, родного языка, символики своего края, символики Российской Федерации, законов своего государства, родного языка, традиций и обычаев своего народа, прав и обязанностей, знаний о выдающихся деятелях мирового значения, существовании общественных организаций в родном городе.
  4. Исходя из подсчета количества баллов по методике «Индекс толерантности», удалось определить, что в студенческой группе 1 курса преобладает средний уровень толерантности, который демонстрирует сочетание толерантных и интолерантных черт. Данный факт означает, что в зависимости от ситуации респонденты могут быть как толерантными, так и интолерантными в отношениях с окружающими.
  5. Определение уровня сформированности ценностного компонента гражданской идентичности осуществлялось при помощи теста И. В. Кожанова «Мой выбор» [3]. В результате анализа данных, полученных в ходе проведенного исследования, удалось определить, что сформированность ценностного компонента также находится на среднем уровне.
  6. Результаты исследования, полученные по прохождению теста «Мой выбор», позволили оценить традиционные этнические, гражданские и общечеловеческие ценности. Обработка результатов включала количественный анализ, в котором подсчитывался общий результат по ответам. Средний уровень сформированности ценностного компонента гражданской идентичности говорит о том, что опрашиваемые респонденты пока находятся еще на 1-м курсе обучения, все еще находятся в процессе адаптации и усвоения принятых норм и ценностей в среде высшего учебного заведения.
  7. Выявление уровня сформированности деятельностного компонента гражданской идентичности происходило с помощью анкеты «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова, адаптированный) [1], который продемонстрировал средний уровень проявления себя как представителя определенного этноса, проявления гражданской активности на уровне страны, культуры поведения в целом.

Выявленные средние показатели сформированности когнитивного, ценностного, эмоционального и деятельностного компонентов гражданской идентичности у студентов у курса обучения по результатам проведения эмпирического исследования, подтвердили предположение о том, что показатели сформированности компонентов напрямую влияют на сформированность гражданской идентичности.

Корреляционный анализ показал, что знания правовой основы развития общества, знание о власти, правах и обязанностях, государственной символике, общественно-политических событиях напрямую связаны с рефлексивностью знаний и представлений, наличием собственного отношения к общественно-политическим событиям; самоуважением, признанием права на свободный и ответственный выбор, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную; желание и готовность участвовать в общественной жизни страны, ответственность за принятие решения, действия и их последствия.

Результаты регрессионного анализа можно отразить по следующей формуле:

КК=7,704+0,247×ЭК+0,045×ЦК-0,029×ДК (1)

где КК — когнитивный компонент;

ЭК — эмоциональный компонент;

ЦК — ценностный компонент;

ДК — деятельностный компонент.

Проведенный анализ данных приводят к выводу, что в вузе активно применяются технологии личностно-профессионального развития студентов, также положительная динамика в освоении полученных знаний отмечается как результат освоения дисциплины «Основы Российской государственности», введенной в учебные планы с 2023 года. Немаловажным является тот факт, что студенты изучаемого направления подготовки сдают ЕГЭ по дисциплине «История России». Данные обстоятельства способствуют формированию и развитию структурных компонентов гражданской идентичности.

Стоит отметить, что большую роль при формировании гражданской идентичности молодежи играют различные мероприятия творческой направленности, конкурсы, акции, демонстрирующие знание традиций и истории страны и края. Внеучебные мероприятия в студенческой среде направлены на расширение возможностей овладения профессиональными компетенциями, влияющими на процессы формирования гражданской идентичности молодого поколения.

Создание у молодых людей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к великим свершениям, находящим душевный и эмоциональный отклик в студенческой среде, способствует формированию восприятия, которое объединяет знания и действия, мотивируя на реализацию нравственных качеств личности, в том числе и гражданской идентичности.

Таким образом, роль и значение вузовского образования в процессе формирования гражданской идентичности студенческой молодежи неоспорима.

Литература:

  1. Акимова, М. К. Особенности рефлексии гражданской идентичности и интеллигентности у студентов-психологов / С. В. Персиянцева, М. К. Акимова // Chronos: психология и педагогика. — 2021. — Т. 6. — № 1 (24). — С. 4–7.
  2. Браун, О. А. Содержательные характеристики гражданской идентичности студентов / М. Г. Аркузин, О. А. Браун // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2020. — Т. 22. — № 3 (83). — С. 744–754.
  3. Верещагина, М. В. К проблеме формирования гражданской идентичности студентов / Ж. П. Карслян, М. В. Верещагина // Современные технологии в образовании. — 2021. — № 21. — С. 61–64.
  4. Гуляев, И. И. Гражданская и правовая культура российской молодежи / И. И. Гуляев. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 124 с.
  5. Хагуров, Т. А. Воспитательная работа с молодёжью в современных условиях: актуальные вызовы, стратегии, технологии / Н. Е. Хагурова, Т. А. Хагуров // Народное образование. — 2023. — № 1 (1496). — С. 39–48.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
гражданская идентичность
студенческая молодежь
вузовское образование
когнитивный
ценностный
эмоциональный и деятельностный компоненты
Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 614-616):
Часть 8 (стр. 535-633)
Расположение в файле:
стр. 535стр. 614-616стр. 633

Молодой учёный