Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль читательской грамотности во ФГОС третьего поколения

Научный руководитель
Педагогика
26.05.2024
535
Поделиться
Библиографическое описание
Шлейдовиц, О. А. Роль читательской грамотности во ФГОС третьего поколения / О. А. Шлейдовиц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114789/.


В статье автор рассматривает роль читательской грамотности в процессе реализации ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: читательская грамотность, ФГОС, чтение, типы текстов.

Современное образование ставит перед обучающимися все более высокие требования, в том числе и в области грамотности. Однако необходимо отметить, что грамотность не ограничивается только умением читать и писать. Чтение является одной из ключевых компетенций, которая помогает обучающимся успешно адаптироваться в современном информационном обществе. В то же время развитие читательской грамотности является важным компонентом формирования личности каждого ребенка. Правильное понимание прочитанного текста способствует расширению кругозора, развивает эмпатию и толерантность, а также способствует формированию критического мышления.

31 мая 2021 года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ООО, представляющие собой новую систему образования, нацеленную на подготовку граждан, способных эффективно функционировать в современном обществе.

В рамках ФГОС третьего поколения особое внимание уделяется развитию читательской грамотности — способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. [2, с.8] В современном цифровом обществе, где информация поступает со всех сторон и требует быстрой и качественной обработки, владение навыками чтения, анализа и интерпретации текста становится особенно важным.

Роль читательской грамотности заключается в развитии у учащихся способности анализировать, интерпретировать и оценивать информацию, получаемую из различных источников. В контексте школьного образования читательская грамотность, имея метапредметную природу, способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем без исключения учебным дисциплинам. Это обусловливает необходимость координации работы всех учителей-предметников по формированию комплекса метапредметных умений, направленных на развитие и совершенствование читательской грамотности учащихся. [1, с.3] Читательскую грамотность можно рассматривать как ключевую компетенцию, влияющую на успех обучения и дальнейшую успешность в жизни.

Цели ФГОС третьего поколения связаны с развитием у учащихся навыков критического мышления и умения самостоятельно оценивать и интерпретировать информацию. Читательская грамотность играет важную роль в достижении этих целей, так как способствует развитию критического и творческого мышления, эмоциональной составляющей, обогащению словарного запаса, расширению кругозора и формированию навыков анализа и интерпретации информации, умению отбирать нужную информацию и оценивать ее надежность, впоследствии применяя необходимые знания в повседневной жизни. Все эти навыки и умения являются строительными блоками для успешной учебной и профессиональной деятельности, а также для личностного и социального развития. Поэтому внедрение практик развития читательской грамотности в рамках ФГОС третьего поколения необходимо и важно. Это позволит выпускникам школы быть грамотными и компетентными читателями, способными активно и самостоятельно осваивать новые знания и информацию, принимать обоснованные решения и успешно адаптироваться в информационном обществе.

Принципы и методы развития читательской грамотности в рамках ФГОС третьего поколения предусматривают современные подходы, учитывающие особенности учеников.

Во-первых, активное использование разнообразных текстов и источников информации. На уроках целесообразно предлагать для чтения разные типы текстов, с которыми учащиеся могут встретиться не только в учебной деятельности, но и в жизни, чтобы помочь школьникам овладеть разными видами и стратегиями чтения. При выборе вида работы с учебным текстом следует учитывать разные типы текстов:

1) по способу предъявления информации: вербальный (словесный текст), невербальный (схема, график, карта, рисунок, диаграмма и др.), тексты смешанного типа;

2) по дидактическому назначению текста: информирующие (теоретические, иллюстрирующие и инструктирующие) и тренировочные (обучающие и контролирующие);

3) по форме предъявления: связные, словарные; деформированные и недеформированные;

4) по видам задач, которые позволяет решать учебный текст, выделяют:

— тексты предметной ориентации, задача которых — сформировать определенные логико-понятийные структуры (представления, понятия). В виде учебной статьи, очерка, фрагмента параграфа они представляют тот объем знаний, информации, который необходимо усвоить учащимся при изучении той или иной предметной области;

— тексты инструктивной ориентации, задача которых — помощь в организации учебной деятельности школьников. Такие тексты (в виде алгоритма, плана деятельности, модели, таблицы) обеспечивают формирование готовности обучающегося к самостоятельному решению учебной задачи;

— тексты ценностной ориентации, задача которых — создание условий для формирования убеждений, взглядов, критериев, оценок. Это тексты художественных произведений, исторических документов и т. п. [1, с.5]

Во-вторых, использование интерактивных методов обучения. Учебные занятия становятся интересными и увлекательными благодаря различным формам работы: круглый стол, «мозговой штурм», ролевые игры, чтение и обсуждение цифрового контента, игровые и проектные формы. Это позволяет развить навыки коммуникации и самовыражения.

В-третьих, внедрение информационных технологий. Использование интерактивных программ и онлайн-ресурсов позволяет учащимся совершенствовать навыки работы с текстом, учиться понимать информацию и адекватно её анализировать.

В-четвертых, развитие мотивации к чтению. Читательская активность стимулируется через создание дополнительных возможностей для самостоятельного чтения и литературных клубов. Важно не только научить детей читать, но и пробудить в них интерес к чтению.

Оценка и результаты внедрения читательской грамотности являются важной частью образовательного процесса. Поскольку умение читать и понимать тексты составляют основу для получения знаний и развития мышления, оценка уровня читательской грамотности становится промежуточным показателем качества образования.

Результаты внедрения читательской грамотности можно оценивать по трем показателям:

1) найти и извлечь (сообщение или информацию),

2) интегрировать и интерпретировать (сообщение), или — по-русски: связывать и толковать,

3) осмыслить и оценить (сообщение).

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. [3, с.17] На рис. 1 представлены связи всех названных выше читательских умений. [3, с.18]

.

Рис. 1.

Измерение уровня умения понимать и интерпретировать тексты разного типа и сложности может быть выполнено с помощью стандартизированных тестов и заданий, которые позволят узнать, насколько успешно учащиеся осваивают навыки чтения и работы с текстом.

Важно оценить применение этих навыков на практике. Ученики, обладающие высокой читательской грамотностью, должны успешно справляться с заданиями, требующими чтения и анализа текстов в различных предметных областях. Их способность аргументированно высказываться и строить логически верное рассуждение на основе прочитанного будет служить показателем успешности внедрения читательской грамотности.

Для оценки результатов внедрения читательской грамотности также полезно проведение мониторинга и анализа обучения. Это позволит определить трудности, с которыми учащиеся сталкиваются при освоении чтения, и разработать дальнейшие стратегии развития читательских навыков.

Читательская грамотность играет существенную роль в развитии ключевых компетенций учащихся в рамках ФГОС третьего поколения. Умение анализировать и сопоставлять различные тексты позволяет учащимся развить критическое мышление и способность к самостоятельной оценке информации. Читательская грамотность также способствует развитию коммуникативных навыков, учит обучающихся адекватно и точно выражать свои мысли и идеи. Благодаря чтению различных текстов, обучающиеся расширяют свой кругозор и получают возможность лучше понимать себя и окружающий мир. Читательская грамотность помогает развить творческое мышление, способствует развитию воображения и эмпатии. Таким образом, читательская грамотность является важной составляющей успешного образовательного процесса и формирования полноценной личности в рамках ФГОС третьего поколения.

Литература:

  1. Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» / О. М. Александрова. — Текст: электронный // Русский язык в школе: [сайт]. — URL: https://www.riash.ru/jour/article/view/495/495 (дата обращения: 18.03.2024).
  2. Киселева, Н. В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности: методическое пособие / Н. В. Киселева. — Текст: электронный // ГАУ ДПО ЯО ИРО: [сайт]. — URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kgd/2023/Izdaniya/2023-Metodicheskoe_posobie_CHitatelskaja_gramotnost.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
  3. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению / Г. А. Цукерман. — Текст: электронный // Красноярский информационно- методический центр: [сайт]. — URL: https://kimc.ms/soobshchestva/gmo/gmo-ruslit/dokumenty/Читательская %20грамотностьГ.А. %20Цукерман.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт. — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 17.03.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
читательская грамотность
ФГОС
чтение
типы текстов
Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 273-275):
Часть 4 (стр. 209-275)
Расположение в файле:
стр. 209стр. 273-275стр. 275

Молодой учёный