Эффективность компьютеризации обучения старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 1147 раз

Библиографическое описание:

Еропов, И. А. Эффективность компьютеризации обучения старшеклассников / И. А. Еропов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 686-689. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6853/ (дата обращения: 19.04.2024).

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учителей в компьютерную среду. Компьютерные технологии призваны стать не развлекательным дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Современное российское образование переживает период модернизации, связанный с развитием компьютерных технологий, способствующих созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое сообщество, повышению качества и конкурентноспособности отечественного образования. В связи с этим был принят ряд основополагающих документов: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступит в силу с 1 сентября 2013 года).

В современной науке имеется ряд работ, посвященных рассмотрению различных аспектов компьютеризации развития образования: социально-философского (Б. С. Гершунский, К. К. Колин, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул, Ф. Н. Цырдя и др.), психологического (В. В. Рубцов, O. K. Тихомиров и др.), педагогического (В. В. Давыдов, Е. Н. Машбиц и др.) и методического (А. И. Бочкин, Т. П. Воронина, СВ. Дейнеко, Л. Х. Зайнутдинова и др.); вопросам формирования компьютерной грамотности различных специалистов (А. П. Ершов, В. А. Каймин, В. М. Монахов, А. А. Кузнецов, В. М. Оксман, С.И. Шварцбурд, С. А. Христачевский и др.).

Простое увеличение количества компьютеров в школах не есть гарантия хороших результатов по основным образовательным дисциплинам. К этим результатам следует относиться как к индикатору, показывающему, что страна движется в правильном направлении, и вместе с основными факторами — статусом школьного образования, подготовкой учителей, созданием творческой атмосферы в школе, нельзя забывать и про современные технологии.

В Министерстве образования и науки РФ сообщили, что более 240 тыс. компьютеров закуплено в школы в рамках проекта модернизации общего образования в регионах в 2012 г. «Более 1 млн. 655 тыс. единиц нового оборудования, в том числе компьютерного (более 240 тыс. единиц), учебно-лабораторного (около 395 тыс. единиц), учебно-производственного около 215 тыс. единиц и иного было закуплено в 2012 г. в рамках реализации проекта», — отметили в министерстве. При этом всего новым оборудованием обеспечено более 7,67 млн. школьников. Из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования в 2012 г. было выделено 60 млрд. руб., а софинансирование со стороны бюджетов регионов составило более 11 млрд. руб. [6].

В системе образования города Владимира решается главная стратегическая задача — обеспечивается равный доступ школьников к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья [1] Система образования города включает 150 образовательных учреждений: 44 общеобразовательных, 2 интерната, 1 вечернюю общеобразовательную школу, городской межшкольный учебный комбинат № 2, которые осуществляют общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся. Образовательный процесс в текущем учебном году организован для 27,9 тыс. учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Все общеобразовательные учреждения города подключены к сети Интернет. Количество учащихся на один компьютер уменьшилось с 20 до 16 учащихся. В общеобразовательные учреждения поставлена новая компьютерная техника: 258 компьютеров на сумму 6,2 млн. руб.; 42 интерактивные доски и 42 мультимедийных проектора на общую сумму 3,7 млн. руб.; мобильный класс на сумму 497 тыс. руб. Таким образом, созданы условия для внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс, использования сети Интернет в образовательных целях, внедрения системы регионального электронного мониторингаобразовательных учреждений и федерального электронного мониторинга «Наша новая школа».

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-          использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-          использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-          рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-          использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-          использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-          организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-          использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

-          интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [2].

Важные задачи стоят перед учителем:

-          научить старшеклассников видеть в компьютере лишь средство для помощи в учебном процессе;

-          показать функции виртуального помощника, объяснить старшеклассникам о скрытых угрозах, которые могут подстерегать их в открытом пространстве Интернета.

-          предоставить старшеклассникам «обратную связь» т. е., позволить поделиться им новыми открытиями, знаниями, умениями с педагогом.

Все это поможет учителю и старшеклассникам ощущать себя на «одной волне». И главное тому подтверждение, когда старшеклассник обратится за помощью к учителю, а не компьютеру. Приятное осознание того, что педагог — остается личностью для старшеклассников, а компьютер — техническим устройством, облегчающее нашу повседневную жизнь.

Важной целью образования является формирование образовательно-информационной среды на основе интеграции компьютерных и коммуникационных технологий в образовательный процесс за счет усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения. Новые компьютерные технологии позволяют повысить содержательную емкость и эффективность учебных занятий со старшеклассниками, но при этом они должны обеспечивать формирование таких групп обобщенных информационных умений, которые позволили бы проводить интегрированные уроки по любой дисциплине с применением компьютерных технологий.

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных компьютерных условиях. Поэтому компьютеризация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ. Владение компьютерными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога. Проблема в том, что большинство педагогов и руководителей образовательных учреждений, осваивая основы пользования персонального компьютера, не до конца осознают стоящие сегодня перед ними задачи. Решением проблемы должно стать осознание педагогами целей, методов, способов, приемов включения компьютерных технологий в учебный процесс, учитывая не только специфику преподаваемого предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.

Компьютерную грамотность учителя как понятие с недавних пор стала предметом особого внимания исследователей. И это вполне оправданно, поскольку проблема формирования компьютерной грамотности человека касается в первую очередь учителя, его собственной культуры в этой области, так как педагог может рассматриваться как своеобразный источник, управляющий, наставник в деле становления компьютерной грамотности поколений.

В рассмотрении сущности компьютерной грамотности педагога, ученые выделяют в качестве основных структурных элементов этого явления когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (информационные технологии), технический (возможности компьютера), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с будущей профессией старшеклассников). Крайне важно учителям знать и постоянно помнить о педагогических критериях, с помощью которых можно оценить свой уровень и уровень поведения и воспитания старшеклассников.

Поведенческий критерий, отражающий совокупность внешних проявлений старшеклассников в процессе мыслительной деятельности. К показателям поведенческого критерия относятся:

1.         Поведенческая активность, характеризуемая инициативностью, целеустремленностью, увлеченностью в обучении с применением компьютера;

2.         Гибкостью поведения, определяемая способностью изменить поведение в ответ на воздействие внешней ситуации;

3.         Коммуникабельность, характеризуемая любознательностью, открытостью, легкостью в процессе общения, опосредованность общения и возможность анонимного ведения диалога с неограниченной и невидимой аудиторией

Эстетический критерий, отражающий совокупность внешних, прекрасных, ярко окрашенных проявлений старшеклассников в процессе учебного процесса. Его составили следующие показатели:

1.         Воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

2.         Неограниченный доступ к электронным ресурсам библиотек и сокровищницам мирового искусства.

3.         Формирование интереса и развитие чувства красоты форм, цвета, музыкального сопровождения.

Нравственный критерий, характеризуется разнообразием форм межличностных взаимоотношений, содержанием обучающего материала, огромным влиянием мультимедийного оформления материала. Его составили следующие показатели:

1.       Бесконтрольное увлечения компьютерными играми, в том числе агрессивными.

2.       Необходимость формирования самоответственности старшеклассника за свой уровень образования развития компьютеризации и поведения в новых условиях работы.

3.       Борьба с аутизацией (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета).

Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные педагогические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно новые методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения старшеклассником новых типов информации. Эффект появления так называемых «компьютерных подростков», т. е. оторванных от жизни и не способных к полноценному общению молодых людей, уже обозначился. Необходимо постоянно иметь в виду, что компьютер может не только помогать в обучении, но и деформировать личность.

В связи с этим, эффективность компьютеризации образования старшеклассников остается актуальной проблемой специальной педагогики, как науки, так и практики.

Литература:

1.         Администрация города Владимира. Постановление от 9 сентября 2011 г. N 2297. Об утверждении ведомственной программы «Развитие муниципальной системы образования города Владимира на 2013–2015 годы»

2.         Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 572 с.

3.         Заславская О. Ю. Информационные технологии на основе использования интернет сервисов нового поколения // Управление школой. — 2011. — № 15 (342) — С.15–26.

4.         Заславская О. Ю. Информационные системы управления образовательным процессом // Управление школой. — 2011. — № 14 (341) — С.34–43.

5.         Зимняя, И. А. Педагогическая психология; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 476 c.

6.         ИТАР-ТАСС. Модернизации общего образования в регионах в 2012 г. — Минобрнауки/

7.         Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность?; Владивосток: Дальневосточный университет, 2010- 260 c.

8.         Некрасова, Заряна; Некрасова, Нина Дети Индиго. Без опасности: Школьные годы; София, 2012. — 192 c.

9.         Некрасова, Заряна; Некрасова, Нина Дети Индиго. Без опасности: Школьные годы; София, 2012. — 192 c.

10.     Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. — М.: Школа — Пресс, 1994.

11.     Тамберг, Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей, воспитателей и учителей; СПб: Михаил Сизов, 2010. — 320 c.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, компьютерная техника, компьютер, образовательный процесс, внедрение новых, общее образование, поведенческий критерий, старшеклассник, учреждение, школьное образование.


Похожие статьи

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация...

Формирование компьютерной компетентности учителей на...

Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ.

‒ определить критерии: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, эстетический; показатели...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Использование технологических вариантов обучения...

Внедрение в школу новых образовательных технологий предъявляет весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении...

Изучение возможностей информационной среды...

образовательной системой до обучения и воспитания школьников. С этой целью в школах разрабатываются локальные программы информатизации образовательной среды. За годы внедрения компьютерных технологий в системе общего образования, в...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Управление образовательным процессом: учебное пособие/ Под ред. П. И. Третьякова и Н. А. Шарай. — УЦ «Перспектива», 2018. — 280 с. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом...

Стили мышления в освоении технологий программирования...

Управление качеством образования в образовательном учреждении.

Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого...

Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе...

Схема 1. Необходимые критерии знаний я педагога.

В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности можно

Анализ изученной литературы дает основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать со школы.

Трудности реализации новых педагогических технологий...

На сегодняшний день российская система образования переживает значительные преобразования, суть которых заключается во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в учебный процесс.

Похожие статьи

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Основные термины (генерируются автоматически): IBM, учебный процесс, DVD, компьютер, мультимедиа, образование, аудиовизуальная информация...

Формирование компьютерной компетентности учителей на...

Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ.

‒ определить критерии: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, эстетический; показатели...

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Использование технологических вариантов обучения...

Внедрение в школу новых образовательных технологий предъявляет весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении...

Изучение возможностей информационной среды...

образовательной системой до обучения и воспитания школьников. С этой целью в школах разрабатываются локальные программы информатизации образовательной среды. За годы внедрения компьютерных технологий в системе общего образования, в...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Управление образовательным процессом: учебное пособие/ Под ред. П. И. Третьякова и Н. А. Шарай. — УЦ «Перспектива», 2018. — 280 с. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом...

Стили мышления в освоении технологий программирования...

Управление качеством образования в образовательном учреждении.

Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого...

Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе...

Схема 1. Необходимые критерии знаний я педагога.

В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности можно

Анализ изученной литературы дает основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать со школы.

Трудности реализации новых педагогических технологий...

На сегодняшний день российская система образования переживает значительные преобразования, суть которых заключается во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в учебный процесс.

Задать вопрос