Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Александрова, А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А. А. Александрова, Т. В. Гудкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 617-622. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6767/ (дата обращения: 29.03.2024).

В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У 12–13-летних мальчиков с возрастанием эмоциональной осведомленности и способности управлять своими эмоциями снижается уровень алекситимии, а у девочек с возрастанием состояния эмоциональной осведомленности и эмпатии возрастает способность к эмоциональному отклику.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, подростки, гендер, эмпатия, алекситимия.

Подростковый возраст — период, когда на первый план выступает межличностное общение, которое является ведущим видом деятельности [5]. Многие исследователи результатом эффективного общения считают эмоциональный интеллект (ЭИ), понимая под ним способности человека осознавать, адекватно выражать свои эмоции и воспринимать эмоции партнера по общению [1]. Высокий уровень эмоционального интеллекта является условием оптимальности и точности функционирования эффективного общения (Горскова Г. Г., Либина Е. В., Юсупова Г. В. и др.). Исследователи состояния эмпатии отмечают ее зависимость от умения понять точку зрения другого человека, точно идентифицировать эмоции других, испытывать те или иные соответствующие эмоции в ответ на эмоции других, общаться или действовать на основе этого внутреннего опыта [5]. Многие авторы связывают способности различения эмоций с уровнем развития эмпатии. Однако, как отмечает Д. И. Фельдштейн, в настоящее время происходит «обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности» [9, с. 15]. Современные условия жизни детей и подростков в условиях компьютеризации, виртуального общения, приводят к тому, что у них при наличии достаточного количества контактов часто отсутствует возможность и способность проявлять эмпатию, осознавать собственные чувства, регулировать эмоциональную составляющую общения [2; 5]. Все это приводит к слабому уровню эмоциональной вовлеченности, важности происходящего, ведет к минимизации рефлексивных способностей, неадекватной осознанности своего внутреннего мира, способствует склонности к алекситимии [8]. Под алекситимиейпонимается пониженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний (Бойко В. В., Былкина Н. Д., Терещук Е. И.). Алекситимия проявляется: в трудности идентификации и описания собственных переживаний; сложности проведения различий между эмоциями и телесными ощущениями; снижении способности к символизации, о чем свидетельствует бедность воображения, фантазии; фокусированности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Лица с алекситимией могут хорошо адаптироваться, демонстрировать высокий уровень межличностной конформности, но испытывают ограничения в способности к саморегуляции, при этом отсутствует активное субъектное отношение к собственной жизни [8]. Понимание эмоций основывается на способности переживания эмоции и ее называния. Распознавание эмоций представляет особые трудности для людей с выраженной алекситимией. Так, Н. Айзенберг с коллегами (1987), изучая эмпатию у детей 10–12 лет, пришли к выводу, что большая эмпатийность девочек этого возраста проявляется потому, что они морально созревают раньше, чем мальчики. Большую же эмпатийность женщин по сравнению с мужчинами объясняют (Tavris, 1992) их гендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим этим ролям воспитанием детей (Block, 1973). У девочек поощряется выражение эмоций, а у мальчиков формируется установка на подавление их выражения. Игра девочек с куклами развивает эмпатийную экспрессию, и напротив, игрушки мальчиков не развивают ее. Возможно, как считает Д. Блок, у мужчин вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека [6]. В. А. Лабунская (1999) выявила, что эмоции лучше опознают люди эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя и установила, что люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [7]. Т. П. Гаврилова (1977) отмечает, что такие формы эмпатийного поведения каксопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей разного пола. Так, сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие — у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали [3]. Под гендером понимается социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [10].

Целью настоящего исследования явилось выявление особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. В ходе исследования использовались следующие методики: методика исследования эмоционального интеллекта (Н. Холл); шкала эмоционального отклика (BEES) (А. Меграбян, в модификации Н. Эпштейна); Торонтская алекситимическая шкала (TAS) (G. Taylor и соавт.), методы математической статистики (корреляционный анализ по критерию Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, критерий Н-Крускала-Уоллиса) с использованием компьютерного статистического пакета «SPSS 13».

Эмпирической базой исследования явилось МБОУ «Гимназия № 4» г. Новосибирска. Общее количество испытуемых составило 45 человек, среди них 27 девочек и 18 мальчиков в возрасте 12–13 лет.

В результате исследования парциального эмоционального интеллекта у подростков по методике Н. Холла были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Распределение подростков по уровням парциального эмоционального интеллекта (%)

Уровни парциального ЭИ

Шкалы

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других людей

Высокий

13

9

13

20

21

Средний

42

31

40

31

35

Низкий

45***

60 ***

47***

49***

44***

Примечание: *** — 0,001 уровень значимости.

В результате применения критерия Н-Крускала-Уоллиса были обнаружены статистически достоверные различия по всем шкалам между низким, средним и высоким уровнями ЭИ: «эмоциональная осведомленность» (Нэмп = 37,007); «управление своими эмоциями» (Нэмп = 33,343); «самомотивация» (Нэмп = 36,808); «эмпатия» (Нэмп = 37,348); «распознавание эмоций других людей» (Нэмп = 37,991).

С целью выявления различий между уровнями эмоционального интеллекта с учетом гендерного аспекта, испытуемые были разделены по половому и возрастному признакам. Данныераспределения по уровням парциального и интегративного эмоционального интеллекта представлены в таблице 2.

Полученные данные о распределении подростков по уровням парциального эмоционального интеллекта свидетельствуют, что среди 12-летних мальчиков-подростков чаще встречаются мальчики с низким уровнем парциального эмоционального интеллекта. Примечательно, что в 2 раза больше подростков с высоким уровнем парциального эмоционального интеллекта, обладающих эмоциональной осведомленностью, чем с низким.

Таблица 2

Распределение подростков по уровням парциального эмоционального интеллекта (%)

Уровни парциального ЭИ

Шкалы

Возраст, лет

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание эмоций других

Уровни интегративного ЭИ

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

В

12

50

19

25

0

25

6

12

25

12

25

12

6

С

28

31

13

38

12

50

25

31

37

25

37

32

Н

22

50

62

62

63

44

63

44

51

50

50

62

В

13

0

10

20

0

20

10

0

36

10

27

0

0

С

50

45

40

27

30

54

40

28

50

46

50

55

Н

50

45

40

73

50

36

60

36

40

27

50

45

В

12–13

11

15

22*

0*

22

7

5

30

11

26

6

4

С

50

37

28*

36*

22

52

34

30

39

33

39

41

Н

39

48

50*

64*

56

41

61

40

50

41

55

55

Примечание: М — мальчики, Д — девочки;
В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень;
 — различия между мальчиками и девочками 13 лет при уровне значимости 0,01; * — различия между мальчиками и девочками 12–13 лет при уровне значимости 0,01.

Среди 13-летних мальчиков-подростков чаще встречаются мальчики с выраженным низким и средним уровнем ЭИ по шкалам «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями» и со средним уровнем по шкале «распознавание эмоций других людей». Однако среди мальчиков 13 лет нет ни одного с высоким уровнем эмпатии. Для мальчиков-подростков 12–13 лет характерен низкий уровень парциального эмоционального интеллекта.

Среди 12-летних девочек-подростков чаще встречаются девочки с низким уровнем парциального эмоционального интеллекта, а среди 13-летних — со средним уровнем показателей по шкалам «эмоциональная осведомленность», «самомотивация», «распознавание эмоций других людей», однако реже — управляющие своими эмоциями. Состояние эмпатии чаще проявляется у 13-летних девочек-подростков, имеющих высокий уровень ЭИ, чем у 12-летних, напротив эмоциональная осведомленность — реже. Среди 12 и 13-летних девочек-подростков, имеющих низкий уровень ЭИ, чаще встречаются девочки, управляющие своими эмоциями. Однако среди подростков, имеющих высокий уровень ЭИ нет ни одного, обладающего этим качеством.

Полученные данные о распределении подростков по уровням интегративного эмоционального интеллекта показывают, что для мальчиков-подростков 12 лет характерен низкий уровень интегративного ЭИ; для 13 летних — низкий и средний уровни интегративного ЭИ; в целом же для мальчиков-подростков 12–13 лет характерен низкий уровень интегративного ЭИ. Для девочек-подростков 12 лет характерен низкий уровень интегративного ЭИ; для 13 летних — средний уровень; в целом для девочек-подростков 12–13 лет характерен низкий уровень интегративного ЭИ (см. рис. 1).

Достоверные различия были обнаружены между мальчиками-подростками и девочками-подростками 13 лет (Uэмп = 10,0 при p ≤ 0,05) по показателям парциального ЭИ по шкале «управление своими эмоциями» и между мальчиками-подростками и девочками-подростками 12–13 лет (Uэмп = 156,0 при p ≤ 0,05).

Примечание: М — мальчики, Д — девочки.

Рис. 1. Распределение подростков по шкале «управление своими эмоциями».

Согласно исследованиям Ю. В. Давыдовой, в подростковом возрасте существуют поло-ролевые различия в эмоциональном интеллекте: общий показатель эмоционального интеллекта выше у девочек, и это различие сохраняется в течение подросткового периода [8].

Далее нами были проанализированы результаты, полученные при выявленииуровней алекситимии у подростков 12–13 лет (см. таб. 3). Для диагностики использовался опросник «Торонтская алекситимическая шкала».

Полученные данные свидетельствуют, что к «алекситимическому» типу личности относится больше девочек (37 %), чем мальчиков (18 %). Напротив, к неалекситимическому типу личности — больше мальчиков (59 %), чем девочек (26 %). Группу риска составляют больше девочки (37 %).

Таблица 3

Распределение подростков 12–13 лет по уровням алекситимии (%)

 Уровень

Пол

Алекситимический тип личности

Группа риска

Неалекситимический тип личности

Мальчики

18

23

59

Девочки

37

37

26

Далее по методике «Шкала эмоционального отклика» производилась диагностикауровня выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение подростков по уровням выраженности способности к эмоциональному отклику (%)

 Уровень

Пол

Очень высокий

Высокий

Нормальный

Мальчики

4

54

42

Девочки

15,5

69

15,5

Согласно полученным данным, мальчики и девочки имеют очень высокий, высокий и нормальный уровень выраженности способности к эмоциональному отклику, отсутствуют подростки с низким и очень низким уровнем. Как видно из рисунка, доминирующим является высокий уровень способности к эмоциональному отклику, как среди мальчиков, так и девочек, причем у девочек он выше (69 %) по сравнению с мальчиками (54 %). Более чем в 3 раза чаще встречаются девочки с очень высоким уровнем способности к эмоциональному отклику, чем мальчики. Напротив, почти в 3 раза реже встречаются девочки, чем мальчики с нормальным уровнем способности к эмоциональному отклику. Одинаково обладают и мальчика, и девочки очень высоким и нормальным уровнем способности к эмоциональному отклику.

В результате оценки достоверности различий между подростками (мальчиками и девочками) с использованием критерия U-Манна-Уитни были обнаружены достоверные различия между двумя группами испытуемых по показателям «эмоциональный отклик» (Uэмп = 125 при p ≤ 0,01) и «алекситимия» (Uэмп = 104,5 при p ≤ 0,001). Уровень алекситимии и эмоционального отклика у девочек-подростков статистически достоверно выше, чем у мальчиков-подростков.

При выявлении взаимосвязей эмоционального интеллекта подростков с алекситимией и эмпатическим откликом с использованием корреляционного анализапо методу ранговой корреляцииСпирмена в группе мальчиков-подростков были получены следующие взаимосвязи — между шкалой «эмоциональная осведомленность» и алекситимией выявлена обратно пропорциональная зависимость переменных (rs = — 0,486, при p ≤ 0,05), это свидетельствует о том, что чем выше уровень эмоциональной осведомленности, тем ниже уровень алекситимии. Между шкалой «управление своими эмоциями» и алекситимией (rs = — 0,486, при p ≤ 0,05) выявлено, что чем выше уровень управления своими эмоциями, тем ниже уровень алекситимии.

В группе девочек-подростков были получены взаимосвязи между шкалами «эмоциональная осведомленность» и «способность к эмоциональному отклику» (rs = 0,596, при p ≤ 0,01), которые свидетельствуют, что чем выше уровень эмоциональной осведомленности, тем выше способность к эмоциональному отклику у девочек-подростков. Между шкалами «эмпатия» и «способность к эмоциональному отклику» (rs = 0,463, при p ≤ 0,05) выявлена прямо пропорциональная зависимость переменных, т. е. чем выше уровень эмпатии, тем выше способность к эмоциональному отклику. Между шкалами «интегративный уровень эмоционального интеллекта» и «способность к эмоциональному отклику» (rs = 0,464, при p ≤ 0,05) выявлено, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше способность к эмоциональному отклику.

Полученные данные свидетельствуют, что в целом для подростков 12–13 лет более характерен высокий уровень способности к эмоциональномуотклику на переживания другого, причем, у девочек он выражен в большей степени, чем у мальчиков. Это может свидетельствовать о женской уступчивости, готовности прощать, способности поддерживать и укреплять дружеские отношения [6].

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о низком уровне эмоционального интеллекта и высоких уровнях эмпатического отклика, алекситимии у подростков 12–13 лет. Это может говорить о неспособности большинства подростков 12–13 лет выражать переживаемые чувства, связывать вербальные или жестовые символы с чувствами. Причем, у девочек более выражена способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним [2; 6; 10]. Большее разнообразие способов выражения эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у мальчиков [2]. Понимание эмоций преобладает у лиц женского пола. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин [6]. В литературе имеются сведения о различиях в интенсивности выражения эмоций у мужчин и женщин, и это может быть связано с тем, что они различными способами выражают свои эмоции. Так, у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» — минимизации эмоциональной экспрессии [1; 6]. Е. П. Ильин отмечает, что семейные условия также создают определенные способы эмоционального взаимодействия.

В результате проведения исследования можно сделать вывод о том, что у мальчиков с возрастанием эмоциональной осведомленности и способности управлять своими эмоциями снижается уровень алекситимии. У девочек при возрастании интегративного уровня эмоционального интеллекта (в частности, эмоциональной осведомленности и эмпатии) возрастает способность к эмоциональному отклику.

На наш взгляд, полученные данные могут быть обусловлены и особенностями взаимоотношений подростков со сверстниками (насколько подросток способен распознать эмоции, чувства другого в общении и это может влиять на характер взаимоотношений между подростками), современной социокультурной ситуацией (преобладание напряженности, тревожности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и вследствие этого их ранимости, повышенной сензитивности по отношению к ним окружающих).

Таким образом, в результате исследования было выявлено:

1.         Девочки-подростки обнаруживают более высокий уровень эмоционального интеллекта по состоянию эмпатии, способности распознавать эмоции других людей, осознавать свои эмоции и чувства и наблюдать их изменения). У мальчиков-подростков преобладают способности к управлению своими эмоциями и самомотивации, способность быть спокойными и сосредоточенными, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. Для подростков 12–13 лет в целом более характерен низкий уровень интегративного эмоционального интеллекта.

2.         Изучение связи эмоционального интеллекта подростков 12–13 лет с алекситимией и эмпатическим откликом выявило, что у мальчиков с возрастанием эмоциональной осведомленности и способности управлять своими эмоциями снижается уровень алекситимии. У девочек с возрастанием интегративного уровня эмоционального интеллекта (в частности, таких состояний, как эмоциональная осведомленность и эмпатия) возрастает способность к эмоциональному отклику.

3.         Полученные данные уточняют имеющиеся сведения о различиях в эмоциональной сфере мальчиков и девочек, взаимосвязи алекситимии и эмоционального отклика с показателями эмоционального интеллекта.

Литература:

1.         Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26.

2.         Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина. М.: Академия, 1999. — 314 с.

3.         Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М., 1981.

4.         Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис.... канд. психол. наук. Рос. ун-т дружбы народов, Моск. гос. обл. соц.-гуманитар. ин-т. — Москва, 2011.

5.         Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова, О. В. Пашкевич // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. — С. 264–267.

6.         Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003 –544 с.

7.         Лабунская В А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов/н/Д, 1999.

8.         Терещук Е. И. Алекситимия: понятие, диагностика, особенности психотерапевтической работы с алекситимичными пациентами: учеб.-метод. пособие / Е. И. Терещук, И. А. Байкова. — Минск, 2008. — 39 с.

9.         Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. –16 с.

10.     Черкалина А. А. Гендерная психология: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2006. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, уровень, девочка, мальчик, высокий уровень, парциальный эмоциональный интеллект, эмоция, Распределение подростков.


Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В данной статье рассматриваются различия эмоциональной сферы у обучающихся с разной успеваемостью, а также взаимосвязь эмоциональной сферы и успеваемости. Эмоция — психический процесс средней продолжительности...

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, группа А, ранняя юность.

Ключевые слова: тревожность, эмоциональный интеллект...

эмоциональный интеллект, личностная тревожность, уровень тревожности, тревожность, показатель, подросток, объективный тест, мальчик, девочка, высокий уровень.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать.

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

Ключевые слова: эмоциональный интеллект,предпосылки развития эмоционального интеллекта, составляющие и компоненты эмоционального интеллекта студентов.

В современной жизни высокого ценится эмоциональный интеллект.

Об особенностях структурных компонентов эмоционального...

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и эмоции окружающих с целью использовать полученную информацию для собственных целей [1, 2].

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными.

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков...

Эмоциональный интеллект включает в себя пять понятий это эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей.

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа девушек, соревновательная борьба, эмоциональная осведомленность, игровой вид спорта, группа юношей.

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В данной статье рассматриваются различия эмоциональной сферы у обучающихся с разной успеваемостью, а также взаимосвязь эмоциональной сферы и успеваемости. Эмоция — психический процесс средней продолжительности...

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, группа А, ранняя юность.

Ключевые слова: тревожность, эмоциональный интеллект...

эмоциональный интеллект, личностная тревожность, уровень тревожности, тревожность, показатель, подросток, объективный тест, мальчик, девочка, высокий уровень.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать.

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

Ключевые слова: эмоциональный интеллект,предпосылки развития эмоционального интеллекта, составляющие и компоненты эмоционального интеллекта студентов.

В современной жизни высокого ценится эмоциональный интеллект.

Об особенностях структурных компонентов эмоционального...

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и эмоции окружающих с целью использовать полученную информацию для собственных целей [1, 2].

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными.

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков...

Эмоциональный интеллект включает в себя пять понятий это эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей.

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа девушек, соревновательная борьба, эмоциональная осведомленность, игровой вид спорта, группа юношей.

Задать вопрос