Изучение эксплуатационных свойств арктического дизельного топлива г. Якутска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иовлева, Е. Л. Изучение эксплуатационных свойств арктического дизельного топлива г. Якутска / Е. Л. Иовлева, С. С. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6753/ (дата обращения: 19.04.2024).

На примере конкретного товарного арктического дизельного топлива, приобретенного в одной из автозаправочных станций в городе Якутске, рассмотрены основные эксплуатационные характеристики. Проведены практические исследования показателей дизельного топлива в соответствии с ГОСТ 305–82. Получены ценные данные по физико-химическим показателям топлива.

Ключевые слова: дизельное топливо, эксплуатационные свойства, физико-химические показатели.

Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники.

Дизельные топлива должны отвечать следующим требованиям [1, с.596]:

-        бесперебойно поступать в цилиндры при любых температурах и обеспечивать легкий пуск двигателя;

-        хорошо распыливаться и обеспечивать хорошее смесеобразование в цилиндрах двигателя;

-        образовывать минимальное количество нагара и отложений, а также не вызывать коррозии и коррозионных износов деталей, соприкасающихся с ним и продуктами его сгорания.

По объему производства дизельных топлив Россия занимает первое место в мире, и по качеству отечественные дизельные топлива соответствуют лучшим зарубежным образцам. Однако, наиболее массовым в стране является летний сорт топлива. Доля зимнего и арктического сортов в общем дизельном фонде, эксплуатируемых до -450С, составляет всего 11 %, что примерно только на половину удовлетворяет растущие потребности страны в низкозастывающем виде топлива, связанного с необходимостью интенсивного освоения природных богатств Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

В зимнее время эксплуатация дизельного топлива, затрудняется связи с тем, что н-парафины, содержащиеся в топливе, при низких температурах начинают соединяться друг с другом, образуя кристаллическую решетку и приводит к помутнению топлива. [1, с.62] Поэтому перед нефтеперерабатывающими заводами, стоит проблема создания низкотемпературных дизельных топлив, в соответствии с государственными стандартами.

Обозначенная проблема остаётся актуальной в районах Крайнего Севера. Не качественные эксплуатационные и физико-химические показатели топлива приводят к значительному ухудшению, или к неработоспособности топливной аппаратуры двигателя, делая невозможной работу автомобиля в условиях Крайнего Севера

В статье проведены исследования по определению физико-химических показателей арктического дизельного топлива марки А-0,2, и проделан сравнительный анализ с ГОСТ 305–82.

Основные физико-химические и эксплуатационные свойства арктического дизельного топлива марки А-0,2 должен соответствовать ГОСТ 305–82

Чтобы установить эксплуатационные характеристики арктического дизельного топлива марки А-0,2, были проведены исследования, по определению основных физико-химических показателей. По данным, которых устанавливается качество и работоспособность топлива в условиях низких температур.

Результаты экспериментов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования физико-химических показателей арктического дизельного топлива марки А-0,2

Наименование показателей

Норма для марки

А-0,2

Фракционный состав:

50 % перегоняется при температуре, С,не выше

96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), С, не выше

189

290

Кинематическая вязкость при 20 С, мм²\с (сСт)

1,729

Массовая доля серы, %, не более,в топливе:

Вида I

0,051

Испытания на медной пластинке

Выдерживает

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствует

Концентрация фактических смол, мг на 100 см² топлива, не более

2,0

Зольность, %, не более

Отсутствует

Коксуемость, 10 %-ного остатка, %, не более

0,2

Коэффициент фильтруемости, не более

3

Содержание механических примесей

Отсутствие

Содержание воды

Отсутствие

Плотность при 20 С, кг\м², не более

810

Проведенные исследования показали, что данное топливо по фракционному составу и по плотности не соответствует и нарушает государственные стандарты. Например 50 % дизельного топлива перегоняется в 189 С, что отличается от ГОСТ значения на 66 С. А конец перегонки (96 %) отличается на 40 С. Что характеризует слишком сильную испаряемость. А разница плотности при 20 С, кг\м² составляет 30 кг\м². Что также не допустимо. По остальным же показателям топливо отвечает по ГОСТ. Показатель зольности отсутствует, что положительно сказывается на работу топлива. Данные полученные из лабораторных опытов, и данные по паспорту качества дизельного топлива А-0,2, также различны друг от друга.

В таблице 2 показан сравнительный анализ данных, полученные в ходе исследования, по паспорту качества и данные ГОСТ 305–82

Таблица 2

Данные физико-химических показателей полученные из экспериментов, паспорта качества и ГОСТ 305–82

Наименование показателей

Значение ДТ А-0,2 по ГОСТ

Значение по паспорту качества

Значения полученные

Фракционный состав:

50 % перегоняется при температуре, С, не выше

96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), С, не выше

255

330

186

265

189

289

Кинематическая вязкость при 20 С, мм²\с (сСт)

1,5–4,0

1,57

1, 729

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

Вида I

0,2

0,047

0,051

Испытания на медной пластинке

Выдерживает

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

Концентрация фактических смол, мг на 100 см² топлива, не более

30

2,0

2,0

Зольность, %, не более

0,01

Отсутствует

Коксуемость, 10 %-ного остатка, %, не более

0,50

0,02

0,02

Коэффициент фильтруемости, не более

3

3

3

Содержание механических примесей

Отсутствует

Содержание воды

Отсутствует

Плотность при 20 С, кг\м², не более

830

786,5

810

Из таблицы 2 видно, что практически все данные физико-химических показателей, отличается от ГОСТ значений. Такие показатели как кинематическая вязкость, массовая доля серы, концентрация фактических смол, зольность и коксуемость лежат в пределах дозволенных ГОСТ 305–82. А фракционный состав и плотность резко отличаются от значений ГОСТ. К примеру фракционный состав, 50 % перегонки и конец разгонки 96 %, по паспорту качества указана в диапазоне с 186 ºС и 265 ºС, соответственно, что отличаются от значений ГОСТ на 69 и 65 ºС, соответственно. А как указывалось выше, исследования проведенные на определение фракционного состава, отличаются на 66 С и 40 С, соответственно. А от паспорта качества фракционный состав, 50 % перегонки и конца разгонки 96 % отличаются на 3 ºС и 24 ºС.

Плотность по паспорту указано 786,5 кг\м², что отличается от значения ГОСТ на 43,5 кг\м². А по данной полученной в ходе экспериментов и по паспорту качества отличается на 23,5 кг\м².

Из этого следует, что не все физико-химические показатели товарного арктического дизельного топливо марки А-0,2 отвечают значениям ГОСТ 305–82. Но согласно изменениям редакции № 1–7 ГОСТ 305–82, товарное дизельное топливо допускается к эксплуатации в зимнее. Это топливо может использоваться до минус 45 ºС. Но по данным полученным в ходе исследования это топливо не рекомендуется к применению в зимнее время, когда температура окружающей среды понижается ниже минус 45 С. Эти результаты показывают, что в настоящее время нет качественного арктического дизельного топлива марки А-0,2, которое может быть эксплуатировано в условиях Крайнего Севера. Проблема создания низкотемпературного дизельного топлива, которое может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ниже минус 45 С, остается открытой и требует дальнейших исследований.

Литература:

1.      Топливо-смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник. Под.ред. В. М. Школькова. Изд.2,перераб. И доп. М «Техинформ» 1999–596с

2.      Анисимов И. Г., Бадыштова К. М., С. А. Бнатов Автомобильные эксплуатационные материалы. под.ред. Школьниковой В. М. / — М.: Издательский центр «Техинформ» 1999–66–94 с

3.      ГОСТ 305–82

Основные термины (генерируются автоматически): паспорт качества, фракционный состав, дизельное топливо, арктическое дизельное топливо, ГОСТ, топливо, кинематическая вязкость, конец перегонки, Крайний Север, массовая доля серы.


Ключевые слова

дизельное топливо, эксплуатационные свойства, физико-химические показатели., физико-химические показатели

Похожие статьи

Возможные варианты получения дизельных топлив...

топливо, дизельное топливо, растительное сырье, содержание серы, смазывающая способность, добавок, топливная система, США, концентрация добавки, продукт переработки.

Влияние показателей качества автомобильного бензина...

Ключевые слова: автомобильный бензин, дизельное топливо, детонационная стойкость, токсичные

Дизельные топлива в основном вырабатываются по ГОСТ 305–2013 [7] и ГОСТ 52368–2005 [8].

Фракционный состав: температура начала, температура перегонки 10 %.

Возможные варианты получения дизельного топлива...

топливо, дизельное топливо, растительное сырье, смазывающая способность, добавок, содержание серы, концентрация добавки, рапсовое масло, США, топливная система.

Гидродесульфирование дизельных фракций на...

Назначение процесса гидроочистки - улучшение качества дистиллятов за счет удаления соединений серы, азота, кислорода, смолистых

Согласно требованиям спецификации EN 590 с 2008 г. содержание общей серы в дизельных топливах не должно превышать 10 млн–1, а...

Изменение углеводородного состава автомобильного бензина...

Ключевые слова: качество топлива, электрическое поле, кинематическая вязкость, углеводородные топлива, фракционный состав.

Исследование физико-химических свойств автомобильного...

Массовая доля серы, в %.

По фракционному составу — 50 % перегоняется при 104°С, 90 % перегоняется при 150°С, конец кипения 180°С.

Получение зимних дизельных топлив из летних топлив...

Бензин разжижает масло и на некоторое время снижает его вязкость.

Зимнее дизельное топливо (3) применяют при отрицательных температурах воздуха (до -300С). При более низких температурах следует использовать арктическое (А) дизельное топливо.

Фракционирование ароматических углеводородов дизельного...

Фракционирование ароматических углеводородов дизельного топлива и их идентификация методом ГЖХ.

— 268 с. 4. Хамидов Б. Н., Лер В. П., Раббимов Ш. К., Нарметова Г. Р., Арипов Э. А. Фракционный состав и пути их рационального способа переработки нефти...

Похожие статьи

Возможные варианты получения дизельных топлив...

топливо, дизельное топливо, растительное сырье, содержание серы, смазывающая способность, добавок, топливная система, США, концентрация добавки, продукт переработки.

Влияние показателей качества автомобильного бензина...

Ключевые слова: автомобильный бензин, дизельное топливо, детонационная стойкость, токсичные

Дизельные топлива в основном вырабатываются по ГОСТ 305–2013 [7] и ГОСТ 52368–2005 [8].

Фракционный состав: температура начала, температура перегонки 10 %.

Возможные варианты получения дизельного топлива...

топливо, дизельное топливо, растительное сырье, смазывающая способность, добавок, содержание серы, концентрация добавки, рапсовое масло, США, топливная система.

Гидродесульфирование дизельных фракций на...

Назначение процесса гидроочистки - улучшение качества дистиллятов за счет удаления соединений серы, азота, кислорода, смолистых

Согласно требованиям спецификации EN 590 с 2008 г. содержание общей серы в дизельных топливах не должно превышать 10 млн–1, а...

Изменение углеводородного состава автомобильного бензина...

Ключевые слова: качество топлива, электрическое поле, кинематическая вязкость, углеводородные топлива, фракционный состав.

Исследование физико-химических свойств автомобильного...

Массовая доля серы, в %.

По фракционному составу — 50 % перегоняется при 104°С, 90 % перегоняется при 150°С, конец кипения 180°С.

Получение зимних дизельных топлив из летних топлив...

Бензин разжижает масло и на некоторое время снижает его вязкость.

Зимнее дизельное топливо (3) применяют при отрицательных температурах воздуха (до -300С). При более низких температурах следует использовать арктическое (А) дизельное топливо.

Фракционирование ароматических углеводородов дизельного...

Фракционирование ароматических углеводородов дизельного топлива и их идентификация методом ГЖХ.

— 268 с. 4. Хамидов Б. Н., Лер В. П., Раббимов Ш. К., Нарметова Г. Р., Арипов Э. А. Фракционный состав и пути их рационального способа переработки нефти...

Задать вопрос