Глаголы в форме повелительного наклонения в текстах современной интернет-рекламы как средство усиления перлокутивного эффекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 8226 раз

Библиографическое описание:

Уразаева, Н. Х. Глаголы в форме повелительного наклонения в текстах современной интернет-рекламы как средство усиления перлокутивного эффекта / Н. Х. Уразаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6721/ (дата обращения: 25.04.2024).

Огромное количество функций и та роль, которую играет современная реклама в жизни социума, определяют неугасающий интерес к данному феномену и вызывают потребность дальнейшего изучения рекламной теории и практики. С лингвистической точки зрения рекламу можно рассматривать как особую сферу практической деятельности, продуктом которой являются словесные произведения.

Задача рекламных текстов — усиление перлокутивного эффекта. Решить ее при размещении текста в Интернете довольно просто. «Отличительной чертой рекламы в Интернет является то, что в отличие от радио- и ТВ-рекламы, она обладает ненавязчивостью», — отмечает А. А. Романов [6, с. 118]. Современным исследователям удалось найти несколько способов для решения этой задачи. В нашей статье мы рассмотрим один способ, предложенный В. В. Чухановой.

1.                  «Обращение к оценочному тезаурусу (совокупность всех сведений, которыми обладает субъект, прим. автора) потенциального покупателя при формировании положительного имиджа объекта рекламы» [10, с. 3]

Эффективность предложенных способов зависит от правильно подобранного языкового материала. Высоким прагматическим потенциалом в рекламном тексте обладает глагол. «Глагол, — писал акад. В. В. Виноградов, — самая сложная и самая яркая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения» [2, с. 422].

Грамматические категории играют важную роль в достижении эффекта речевого воздействия. Наиболее значимыми морфологическими категориями глагола являются категории наклонения, времени и лица. По словам А. М. Чепасовой, «категория наклонения имеется исключительно у процессуальных единиц, оно в специальных формах характеризует процесс с новой стороны, не сливаясь с другими категориями, не поглощаясь ими, а вступая в сложное взаимодействие с каждой из них» [9, с. 75]

Очень высоким потенциалом воздействия на адресата обладают формы повелительного наклонения. «Повелительное наклонение выражает волю говорящего, направленное к другому лицу побуждение к совершению действия, просьбу или приказание говорящего. Побуждение к совершению действия со стороны говорящего может относиться прежде всего к собеседнику; поэтому естественно, что основной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа. Так как формы повелительного наклонения выражают воздействие, побуждение со стороны говорящего, т. е. имеют экспрессивное значение, то они характеризуются в речи особой типичной для них повелительной интонацией, с оттенками приказания, увещевания, просьбы, мольбы, в зависимости от направленности речи» [3, с.492].

Глаголы в форме повелительного наклонения в наибольшей степени способствуют реализации основной цели рекламного текста — воздействовать на адресата для побуждения его к приобретению товара или услуги.

В данной статье мы рассмотрим примеры рекламных текстов, размещенных на различных сайтах в Интернете и содержащих в себе глаголы в форме повелительного наклонения.

Для создания фактора интимности и дружеского участия, а также для усиления воздействия на реципиента, в текстах интернет-рекламы часто используются формы повелительного наклонения единственного числа.

Раскрой свой город! (Реклама Nissan QASHQAI 360на сайте http://mail.ru/).

«Раскрыть» — совершенный вид от «раскрывать».

«Раскрывать» — (перен.) находить, устанавливать что-либо путем исследований, наблюдений; (перен.) давать возможность понять что-либо, получить представление о чем-либо [4].

Собери свой номер сам! Замени номер на красивый с услугой «Номер на выбор». (Реклама услуги «Номер на выбор» на сайте http://www.beeline.ru).

«Собрать» — совершенный вид от «собирать».

«Собирать» — делать, составлять из отдельных, разрозненных частей [4].

«Заменить» — занять место кого-, чего-нибудь, став равноценным [5].

Испытай все лучшее от Sony в новом смартфоне! (Реклама смартфона Sony Xperia Z на сайте http://www.rambler.ru).

«Испытать» — проверить на опыте, исследуя качества, пригодность [8].

Купи набор чистоты! (Реклама моющего средства Comet на сайте http://mail.ru/).

«Купить» — приобрести за деньги [8].

Хочешь бонусы за покупки? Оформи Прозрачную карту! (Реклама банка «Ренессанс Кредит» на сайте http://www.odnoklassniki.ru).

«Оформить» — сделать действительным, придать законную силу чему-нибудь путем выполнения необходимых формальностей или действий [8].

Разбуди в себе сыщика! (Реклама автомобиля Volkswagen на сайте http://mail.ru/).

«Разбудить» — заставить проснуться; прервать чей-либо сон; (разг.) вывести из состояния покоя, апатии, заставить быть деятельным; вызвать, усилить какое-либо чувство, состояние [1].

Пулей проверь почту! (Реклама компании «Билайн» на сайте http://www.odnoklassniki.ru).

«Проверить» — совершенный вид от «проверять».

«Проверять» — удостоверяться в наличии или отсутствии кого-либо, чего-либо; устанавливать количество, наличность чего-либо [4].

Получи 250 000 рублей без справок с работы! (Реклама банка «Хоум Кредит» на сайте http://www.odnoklassniki.ru).

«Получить» — взять, приобрести вручаемое, предлагаемое, искомое [5].

Закажи книги в OZON.RU. Больше миллиона книг. Найди свою книгу сейчас! (Реклама интернет-магазина OZON на сайте pozdravok.ru).

«Заказать» — совершенный вид от «заказывать».

«Заказывать» — поручать изготовить, исполнить, доставить что-либо [4].

«Найти» — подыскать, подобрать кого-либо, что-либо [4].

Ешь «Активиа» и помогай пищеварению! (Реклама йогурта «Активиа» на сайте http://mail.ru/).

«Есть» — поглощать пищу, питаться, насыщаться [1].

«Помогать» — несовершенный вид от «помочь».

«Помочь» — оказать нужное действие [1].

Будь ближе к тем, кто далеко! (Реклама компании «Мегафон» на сайте http://mail.ru/).

«Быть» — глагол-связка в составном именном сказуемом «будь ближе».

Тексты, в которых используются формы повелительного наклонения множественного числа, чаще всего обозначают процессы продажи и покупки товара или услуги, дают информацию о новых товарах и их положительных качествах, показывают, каким образом можно вступить в контакт с рекламодателем с целью покупки товара или услуги.

Сервис онлайн-звонков. Настройка за 7 минут. Услышьте своих клиентов. (Реклама сервиса Zingaya на сайте http://dic.academic.ru)

«Услышать» — воспринять слухом что-либо; получить какие-либо сведения о ком-либо, чем-либо из сообщения, разговоров и т. п.; узнать; (перен.) почувствовать, заметить, ощутить [4].

Посмотрите, как рождается парикмахерское искусство L'Oreal Professionnel! (Реклама L'Oreal Professionnel на сайте http://facebook.com/).

«Посмотреть» — побыть зрителем на каком-либо зрелище, представлении [4].

Откройте карту Visa к старту продажи билетов «Сочи 2014» (Реклама карт «VISA» на сайте http://mail.ru).

«Открыть» — совершенный вид от «открывать».

«Открывать» — (перен.) давать начало действию, развитию, ведению чего-либо; (отт.) начинать какую-либо деятельность, какие-либо действия; (отт.) начинать что-либо, находясь впереди или будучи первым [4].

Заполните заявку и получите деньги уже сегодня! (Реклама MyCreditCalkulator.ru на сайте http://vk.com).

«Заполнить» — вписать нужные сведения во что-нибудь [5].

«Получить» — взять, принять что-либо вручаемое, присылаемое, выдаваемое и т. д.; добиться кого-, чего-либо, заполучить [7].

Узнайте о преимуществах опции «БИТ+Мобильное ТВ»! (Реклама компании «МТС»на сайте http://vk.com).

«Узнать» — получить, собрать сведения о ком-, чем-либо, стать осведомленным относительно чего-либо; получить истинное понятие, представление о ком-, чем-либо [7].

Выгодный кредит! Успейте в феврале! (Реклама банка «Тинькофф»на сайте http://www.odnoklassniki.ru).

«Успеть» — найти достаточно времени для исполнения, совершения чего-нибудь, сделать что-нибудь вовремя, в какой-нибудь нужный срок [8].

«Просторы». Спросите у менеджеров, что это такое! (Реклама жилого комплекса «Просторы» на сайте http://www.mail.ru).

«Спросить» — совершенный вид от «спрашивать».

«Спрашивать» — обращаться к кому-либо с целью узнать, выяснить что-либо [4].

Товары для детей в клубе Mamsy. Присоединяйтесь! (Реклама магазина Mamsyна сайте http://facebook.com/).

«Присоединяться» — примыкать к какой-либо группе людей, компании [4].

Управляйте банком с мобильного телефона! (Реклама «Сбербанка» на сайте http://sberbank.ru).

«Управлять» — руководить деятельностью кого-либо, чего-либо, направлять работу кого-либо, чего-либо [4].

Получайте бесплатно на ваш e-mail адрес! (Реклама курсов Englishtown на сайте http://slovonline.ru).

«Получать» — брать, принимать что-либо вручаемое, присылаемое, выдаваемое [4].

Оплачивайте коммунальные услуги просто через Сбербанк-онлайн. (Реклама «Сбербанка» на сайте http://sberbank.ru).

«Оплачивать» — платить за что-либо, вносить плату, вознаграждение [4].

ПокупайтеPampers и получайте минуты на ваш телефон. (Реклама подгузников Pampers на сайте http://vk.com).

«Покупать» — приобретать что-либо за деньги.

«Получать» — брать, принимать что-либо вручаемое, присылаемое, выдаваемое [4].

Таким образом, перечисленные примеры наглядно доказывают, что с помощью рассмотренных нами способов усиления перлокутивного эффекта, можно достичь основной цели рекламных текстов — обеспечить результативное воздействие на адресата.

Литература:

1.         Большой толковый словарь русского языка/ Ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2003. — 1535 с.

2.         Виноградов В. В. Русский язык. М.: «Высшая школа», 1972. — 613 с.

3.         Грамматика русского языка: В 2 т./Под ред. В. В. Виноградова. — М.: Изд-во АН СССР. 1953 — Т. 1: Фонетика и морфология, 1953. — 720 с.

4.         Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: около 160000 слов: в 3 т./ Т. Ф. Ефремова. — М.: Астрель, 2006.

5.         Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой: АН СССР, Ин-т рус. яз. — 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1991. — 915 с.

6.         Романов А. А. Учебное пособие по дисциплине «Реклама. Интернет-реклама»/Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М.:, 2003. — 168 с.

7.         Словарь русского языка: В 4-х т./РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999.

8.         Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного языка: 180000 слов и словосочетаний/ Д. Н. Ушаков. — М.: Альта: Принт: Дом.21 век, 200В. — 1239 с.

9.         Чепасова А. М. Семантико-грамматические классы русских фразеологизмов: учеб. пособие. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. — 144 с.

10.     Чуханова В. В. Диалог как оптимальная форма для достижения перлокутивного эффекта сообщения (на материале рекламных интервью). Материалы VI Международной научно-практической конференции «Личность-слово-социум». — Минск, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): повелительное наклонение, сайт, совершенный вид, Реклама, Реклама банка, Реклама компании, OZON, QASHQAI, множественное число, рекламный текст.


Похожие статьи

Лексико-стилистические особенности рекламного текста...

Рассматриваются лингвистические особенности рекламы игровой индустрии, в частности рекламные объявления компаний Microsoft и Sony.

Библиографическое описание: Перфилов Ю. А. Лексико-стилистические особенности рекламного текста (на материале англоязычной...

Язык современной интернет-рекламы на примере рекламы...

единственное число, множественное число, женский род, мужской род, рекламный текст, контекстная реклама, повелительное наклонение, именительный падеж, несовершенный вид, винительный падеж.

Речевое воздействие в рекламе | Статья в журнале...

В наши дни термин «реклама» имеет множество разнообразных определений

Глагол в повелительном наклонении может выражать как приказ, так и совет или просьбу

Основные термины (генерируются автоматически): реклама, рекламный текст, довод, признак рекламы...

Экспрессивные средства рекламного текста | Статья в журнале...

В современном мире реклама является постоянным спутником нашей жизни. Реклама — динамично трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Стремительное развитие рекламной индустрии стало одним из наиболее ярких явлений социокультурной...

Особенности перевода слоганов англоязычных реклам на русский...

Реклама также тесно связана со средствами массовой информации, которые выступают в качестве носителя конкретных рекламных

Однакобольше всего трудностей при переводе англоязычных слоганов на русский язык вызывают глаголы в повелительном наклонении.

Стилистические, лексические и грамматические особенности...

Некоторые исследователи русской рекламы, так же отмечают, что в русских рекламных, текстах часто встречается каламбур

В первую очередь, мы бы хотели подчеркнуть, большое использование глаголов в повелительном наклонении (Clinique:“Добавьте цвета…”

Речевые особенности рекламного текста в бортовом журнале

Так, в рекламе услуг страховой компании «Ингосстрах» слоган гласит: «Есть то, что ценно.

Лексико-стилистические особенности рекламного текста (на материале англоязычной рекламы игровой индустрии за 2014–2018 гг.)

Средства выразительности в рекламных текстах англоязычных...

Анализ рекламных текстов англоязычных СМИ показывает, что создатели рекламы активно используют в слоганах средства выразительности различного характера.

3. Сайт о рекламе.

Особенности использования текстового ряда в рекламе...

слоган, реклама, слово, рекламный текст, потенциальный покупатель, официальный сайт, необходимая информация, рекламное сообщение, рекламный слоган, речевая динамика.

Похожие статьи

Лексико-стилистические особенности рекламного текста...

Рассматриваются лингвистические особенности рекламы игровой индустрии, в частности рекламные объявления компаний Microsoft и Sony.

Библиографическое описание: Перфилов Ю. А. Лексико-стилистические особенности рекламного текста (на материале англоязычной...

Язык современной интернет-рекламы на примере рекламы...

единственное число, множественное число, женский род, мужской род, рекламный текст, контекстная реклама, повелительное наклонение, именительный падеж, несовершенный вид, винительный падеж.

Речевое воздействие в рекламе | Статья в журнале...

В наши дни термин «реклама» имеет множество разнообразных определений

Глагол в повелительном наклонении может выражать как приказ, так и совет или просьбу

Основные термины (генерируются автоматически): реклама, рекламный текст, довод, признак рекламы...

Экспрессивные средства рекламного текста | Статья в журнале...

В современном мире реклама является постоянным спутником нашей жизни. Реклама — динамично трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Стремительное развитие рекламной индустрии стало одним из наиболее ярких явлений социокультурной...

Особенности перевода слоганов англоязычных реклам на русский...

Реклама также тесно связана со средствами массовой информации, которые выступают в качестве носителя конкретных рекламных

Однакобольше всего трудностей при переводе англоязычных слоганов на русский язык вызывают глаголы в повелительном наклонении.

Стилистические, лексические и грамматические особенности...

Некоторые исследователи русской рекламы, так же отмечают, что в русских рекламных, текстах часто встречается каламбур

В первую очередь, мы бы хотели подчеркнуть, большое использование глаголов в повелительном наклонении (Clinique:“Добавьте цвета…”

Речевые особенности рекламного текста в бортовом журнале

Так, в рекламе услуг страховой компании «Ингосстрах» слоган гласит: «Есть то, что ценно.

Лексико-стилистические особенности рекламного текста (на материале англоязычной рекламы игровой индустрии за 2014–2018 гг.)

Средства выразительности в рекламных текстах англоязычных...

Анализ рекламных текстов англоязычных СМИ показывает, что создатели рекламы активно используют в слоганах средства выразительности различного характера.

3. Сайт о рекламе.

Особенности использования текстового ряда в рекламе...

слоган, реклама, слово, рекламный текст, потенциальный покупатель, официальный сайт, необходимая информация, рекламное сообщение, рекламный слоган, речевая динамика.

Задать вопрос