Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Оценка рисков эксплуатации промысловых нефтепроводов

Научный руководитель
Технические науки
07.05.2024
102
Поделиться
Библиографическое описание
Антошкина, Е. Ю. Оценка рисков эксплуатации промысловых нефтепроводов / Е. Ю. Антошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113791/.


Исследования рисков эксплуатации промысловых нефтепроводов уже давно привлекают внимание академического сообщества. Отметим, что проекты нефтепроводов сталкиваются с широким набором факторов риска при их эксплуатации, особенно в нефтегазодобывающих странах с разнообразными проявлениями природных рисков (Канада, Россия) и неудовлетворительными показателями надежности эксплуатации (например, Ирак). Недостаточная информация о причинах аварий на промысловых нефтепроводах во многом затрудняет усилия по снижению экологических, коллективных и индивидуальных рисков. Эффективное управление рисками позволяет организациям предотвращать убытки и устранять системные неполадки до возникновения инцидентов и несчастных случаев. В данной публикации дается краткий обзор основных подходов к оценке рисков эксплуатации промысловых нефтепроводов.

Ключевые слова: аварийная ситуация, нефтепровод, оценка рисков.

Промысловые нефтепроводы представляют собой значительные инженерные объекты, созданные для долгосрочной эксплуатации. Они обеспечивают непрерывную транспортировку нефти от точек добычи до объектов комплексной переработки [1].

Система трубопроводов относится к объектам с высоким уровнем риска из-за наличия множества сварных и фланцевых соединений, запорной аппаратуры, регулирующих устройств, а также воздействия многообразных природных факторов. Опасные факторы риска при транспортировке жидкостей связаны с постоянными изменениями динамических нагрузок на систему, так как изменение давления, динамические и статические нагрузки способствуют ускоренному износу металла трубопровода [2].

Проблема становится особенно значимой для нефтепроводов, функционирующих в условиях экстремального климата. Ключевыми аспектами, увеличивающие риск аварийных ситуаций, являются большое количество горючих сред и присутствие механических загрязнений в нефти, что приводит к дополнительному износу оборудования и самого трубопровода.

Ведущими факторами, вызывающими аварии на нефтепроводах, являются коррозия, ошибки при монтаже, внешние механические повреждения (включая проведение земельных работ), диверсии и несанкционированная деятельность третьих лиц, дефекты труб и оборудования, а также природные катастрофы [3].

Ключевая стратегия для обеспечения безопасности и надежности работы промысловых нефтепроводов заключается в проведении регулярных осмотров, включающих проверку состояния самого трубопровода и его компонентов и деталей во время проведения капитального и текущего ремонтов. Также, для минимизации возможных аварий и сокращения их последствий проводится оценка потенциальных рисков [4].

Исследование экологических рисков тесно связано с неопределенностью факторов, которые могут оказывать вредные компоненты и их комбинации на окружающую среду. Анализ последствий техногенных катастроф для окружающей среды включает в себя учет следующих аспектов [5, 6]:

— химический состав и физические свойства почв;

— толщину и плотность снежного слоя, его формирование и теплофизические характеристики;

— особенности растительного покрова и поверхностного слоя почвы, а также их способность к тепло- и массообмену;

— уровень заболоченности и влажности территории;

— глубинное распределение температур в почве.

Анализ рисков учитывает, например, определение степени повреждения трубопровода от коррозии и эрозионного износа, которое проводятся посредством регулярных замеров толщины стенок на выбранных участках и последующую статистическую обработку полученных данных. Также важен контроль брака при изготовлении и монтаже нефтепровода [7]. В результате выполненной технической проверки состояния трубопроводов создается система приоритетов рисков, которая способствует разработке стратегий повышения надежности эксплуатации [8, 9].

Определение потенциальных последствий зависит от множества факторов: технологических характеристик трубопровода, свойств транспортируемого нефтепродукта, климатических условий региона, а также от влияния на окружающую среду внешних факторов в районе прокладки трубопровода. Для нефтепроводов ключевыми параметрами являются: объем транспортируемой нефти; экологическая уязвимость района; уровень содержания сероводорода в нефти и ее физико-химические характеристики; технологическая значимость участка трубопровода; давление в системе [10].

Оценка индивидуальных рисков учитывает ошибочные действия обслуживающего персонала и нарушения ведения дефектной ведомости. Также, немаловажным аспектом является влияние несанкционированного действия третьих лиц, приводящих к диверсии или нарушению контроля технологического процесса.

После проведения оценки рисков можно определить, какие опасные моменты требуют особого внимания и какие компенсационные действия необходимо предпринять. Оценивание риска аварий на нефтепроводах предполагает рассмотрение всех возможных сценариев, возникающих из-за природных и техногенных причин, с целью минимизации вероятности возникновения аварийных ситуаций.

Литература:

  1. Промысловые трубопроводы и оборудование: Учеб. Пособие для вузов/ Ф. М. Мустафин, Л. И. Быков, А. Г. Гумеров, Васильев Г. Г. — М.: Недра, 2004.
  2. Анализ риска аварий на магистральном трубопроводе, транспортирующем широкую фракцию легких углеводородов / С. И. Сумской, А. В. Пчельников, Е. Л. Шанина и др.// Безопасность труда в промышленности. — 2007. — № 2. — С. 48–52.
  3. Ефремов И. В., Рахимова Н. Н. Техногенные системы и экологический риск. — Оренбург: ОГУ, 2016. — 171 с.
  4. РД 03–418–01. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов. — Сер. 3. — Вып. 10. — М.: НТЦ «Промышленная безопасность», 2001.
  5. Азизов Х. Ф., Гребенюк Г. Н., Ходжаева Г. К. Практические рекомендации по оценке геоэкологических рисков возникновения аварийных ситуаций при транспортировке нефтепродуктов: Монография. Региональная география. Серия научных трудов и монографий. Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2012. Вып. 4. 80 с.
  6. Васильев С. В. Воздействие нефтегазодобывающей промышленности на лесные и болотные экосистемы. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1998. 136 с.
  7. Варламов Д. П., Стеклов О. И. Управление рисками эксплуатации линейной части магистральных газопроводов, подверженной коррозионному растрескиванию под напряжением // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. — 2013. — № 3. — С. 38–44.
  8. Тыныбеков А. К. Оценка природного и экологического риска // Технологии гражданской безопасности. — 2013. — Т. 10, № 4. — С. 72–77.
  9. Шауро А. Н. Проектирование магистральных нефтепроводов с учетом результатов анализа риска аварий // Трубопроводный транспорт: теория и практика. — 2005. — № 1.
  10. Количественная оценка риска химических аварий / В. М. Колодкин [и др.]; под ред. В. М. Колодкина. — Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2001. — 228 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
аварийная ситуация
нефтепровод
оценка рисков
Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 72-73):
Часть 2 (стр. 69-135)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 72-73стр. 135

Молодой учёный