Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

Научный руководитель
Психология
26.04.2024
164
Поделиться
Библиографическое описание
Ясенева, М. В. Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте / М. В. Ясенева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 106-110. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113417/.


В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Ключевые слова: психологические границы, стратегия поведения, конфликт, юношеский возраст, психологическое пространство, конфликтная ситуация.

Работа посвящена исследованию связей между уровнем суверенности личности и выбором ее стратегии поведения в конфликте в юношеском возрасте. В разные периоды, в процессе становления личности, психологические границы становятся наиболее актуальной темой. Одним из таких периодов является юношеский возраст. В данный период происходит активное самопознание личности, формирование “Я-концепции”, увеличение количества контактов, и как следствие, активное развитие психологических границ.

Сталкиваясь в высшем учебном заведении или на работе с новыми нормами поведения и правилами, юноши и девушки претерпевает перестройку и формирование психологических новообразований, столкновение интересов в конфликте. Была поставлена цель выяснить, есть ли связи между психологическими границами личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте.

В исследовании приняли участие 76 студентов «Государственного Университета Управления» города Москвы 2 и 3 курсов в возрасте от 18 до 20 лет, среди них 38 юношей и 38 девушек.

Для проведения эмпирического исследования мы применили методики диагностики:

  1. «Суверенность психологического пространства» (С. К. Нартова–Бочавер)
  2. «Границы Я» Н. Браун в адаптации Е. О. Шамшиковой.
  3. «Методика Томаса –Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томас, Р. Килманн (в адаптации Н. В. Гришиной).

Выделяют несколько подходов в изучении феномена психологических границ: средовой, субъектный и субъектно-средовой.

С. К. Нартова-Бочавер основатель субъектно-средового подхода впервые применяет термин «суверенность» к исследуемому феномену [1]. Психологические границы являются показателем суверенности психологического пространства личности.

В своих исследованиях мы придерживаемся данного подхода.

Согласно концепции Э.Эриксона для человека свойствен поиск себя, поиск эго — идентичности, ориентированность на мнение окружающих. Психологические трудности вызывают одновременное желание приобрести независимость от общества и самостоятельно принимать решения, нести за себя ответственность, но также желание сохранить некую зависимость с близкими людьми, которые заботятся о тебе [2]. Несмотря на пластичность личных границ, в юношеском периоде они претерпевают значительную трансформацию под влиянием нового социального окружения в процессе получения образования и профессионального становления.

Говоря о стратегиях конфликта и самом конфликте, как феномене, в трудах Л. А. Петровской, В. В. Бойко, А. Г. Ковалева, Ф. М. Бородкина, Н. М. Коряк, А. А. Ершова термин «конфликт» получил психолого-педагогическую интерпретацию, как проявление столкновения личностей из-за несовместимости целей, потребностей, мотивов и установок, взглядов в форме борьбы и связано с острыми эмоциональными реакциями [3].

К. Томас в своей классификации поведения в конфликте, выделил два критерия для разделения всех способов реагирования. Первым критерием является напористость, а именно тенденция отстаивания человеком своих собственных интересов, его стремление к этому. Вторым критерием К. Томас выделяет кооперацию, когда человек в своих действиях и стратегиях реагирования стремиться учитывать интересы других. Основываясь на данных критериях, психолог выделил пять способов реагирования людей в конфликтных ситуациях: соревнование (конкуренция); приспособление (улаживание); избегание (уклонение); компромисс; сотрудничество [4].

Для проверки общей и частных гипотез исследования, полученные данные диагностического этапа мы проанализировали с помощью статистического анализа с применением критериев Колмогорова-Смирнова, U-критерия Манна-Уитни.

Также мы провели анализ собранных данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена, в таблице 1 представлены полученные значимые связи между показателями психологических границ и стратегиями поведения в конфликте.

Таблица 1

Психологические границы

Стратегии поведения в конфликте

Общая выборка (n=76)

Юноши (n=38)

Девушки (n=38)

Границы Я

Приспособление (0,248*)

Суверенность психологического пространства

Приспособление (0,269)

Компромисс (0,324*)

Избегание (0,321*)

Приспособление (0,326*)

Суверенность территории

Приспособление (0,231*)

Суверенность мира вещей

Приспособление (0,242*)

Приспособление (0,390*)

Избегание (0,230*)

Суверенность привычек

Приспособление (0,265*)

Суверенность социальных связей

Избегание (–0,370*)

Суверенность физического тела

Компромисс (0,314)**

Компромисс (0,326*)

**. Разница значима на уровне 0,01

*. Разница значима на уровне 0,05

Можно сделать вывод, что общая гипотеза о том, что существует связь между уровнем суверенности психологического пространства личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте — подтверждена.

Выбор стратегии поведения «компромисс» связан с уровнем суверенности физического тела. Предполагается, что ощущение безопасности на физическом уровне позволяет быть более открытым к мнению оппонента в конфликте.

Выбор стратегии «избегание» связан с суверенностью мира вещей. Это можно объяснить таким образом, высокий уровень безопасности материальной составляющей позволяет избегать конфликтов или сложных разговор, без страха потерять опору под ногами, например, в виде денег.

Интересным выводом стала статистически значимая связь психологических границ со стратегией поведения «приспособление». Внимательно учитывать желания и потребности других, не быть полностью сосредоточенным на себе это необходимо для адаптации в мире взрослых, для поиска и удержания партнера, для построения карьеры, для успешного обучения. После подросткового максимализма поведение юношей и девушек в большей мире транслирует уважение к ценности своего Я и других людей. Именно это позволяет им принять себя, а также спокойно уживаться с разными индивидуумами.

Исходя из полученных результатов статистического анализа, мы пришли к выводам, что общая гипотеза о том, что существует связь между психологическими границами личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте — подтверждена.

Дополнительно мы проанализировали, какие стратегии поведения в конфликте выбирают лица юношеского возраста с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства и с оптимальным уровнем границ «Я».

Среди 13 человек с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства, у 15 % одной из ведущих стратегией поведения в конфликте является «конкуренция», у 46 % «сотрудничество», у 31 % «компромисс», у 62 % «избегание», у 15 % «приспособление» [рис. 1].

Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства

Рис. 1 Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства

Среди 49 человек с оптимальным уровнем границ «Я», у 20 % одной из ведущих стратегией поведения в конфликте является «конкуренция», у 49 % «сотрудничество», у 43 % «компромисс», у 35 % «избегание», у 12 % «приспособление» [рис. 2].

Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем границ «Я»

Рис. 2. Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем границ «Я»

Анализ показал, что юноши и девушки с оптимальными психологическими границами чаще выбирают стратегии поведения в конфликте «сотрудничество» и «компромисс», а также они демонстрируют стратегию избегания.

Лица с оптимальным уровнем психологических границ стремятся учесть свои интересы в конфликте, но также настроены услышать мнение оппонента, выбирают наиболее эффективную стратегию в зависимости от ситуации.

Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод, что имеются значимые различия между юношами и девушками только по шкале «Суверенность ценностей».

Таблица 2

Психологические границы

Средний ранг у юношей

Средний ранг у девушек

U Манна-Уитни

Значимость

Суверенность ценностей

45,64

31,36

450,5

0,003

Это значит, что у юношей и девушек разный уровень свободы вкусов, мировоззрений и ценностей. Так, у юношей выше суверенность ценностей, чем у девушек. Можно выдвинуть предположение, что на лиц женского пола окружение влияет больше, чем на лиц мужского пола.

Резюмируя, тема границ и конфликтов в психологии как никогда многогранна и важна. Изучение связи между психологическими границами и стратегиями поведения в конфликте помогает понять, какие факторы влияют на выбор конкретной стратегии поведения в конфликте, и, следовательно, какие методы и подходы могут быть эффективными для предотвращения и разрешения конфликтов среди личностей юношеского возраста. В дальнейшем полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ поддержки и развития юношей и девушек в конфликтных ситуациях.

Литература:

  1. Нартова–Бочавер, С. К. Современное состояние психологии суверенности как учения о личностных границах / С. К. Нартова–Бочавер // У истоков развития. Сборник научных статей / Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2011. — С. 56–67.
  2. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис = Identity: YouthandCrisis: перевод с английского / Э. Эриксон. — Москва: Прогресс, 1996. — 344 с
  3. Бойко, В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983.
  4. Thomas, K. W., and Kilmann, R. H. The Thomas–Kilmann Conflict Mode Instrument(Mountain View, CA: CPP, Inc., 1974)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
психологические границы
стратегия поведения
конфликт
юношеский возраст
психологическое пространство
конфликтная ситуация
Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 106-110):
Часть 2 (стр. 73-145)
Расположение в файле:
стр. 73стр. 106-110стр. 145

Молодой учёный