Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 26.04.2024

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Прасолова, Ю. А. Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого) / Ю. А. Прасолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113372/ (дата обращения: 05.12.2024).



В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в таком новаторском жанре, как авторская песня. В работе представлен анализ стихотворений Б. Окуджавы «Счастливчик», «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…» и В. Высоцкого ««Песня о вещем Олеге», «Я к вам пишу». Внимание направлено на пушкинские тексты и образы в лирике поэтов-бардов. Основу данного исследования образуют следующие методы: описательный, культурно-исторический, интертекстуальный, сравнительно-сопоставительный, социальный.

Ключевые слова: Пушкин, Окуджава, Высоцкий, реминисценции, авторская песня, поэт, стихотворение, текст.

Одной из актуальных задач отечественного литературоведении является изучение литературных связей и особенностей функционирования классической традиции в поэзии и прозе русских поэтов и писателей XX века. В этом контексте творчество Б. Ш. Окуджавы представляет особый интерес. Синтез в его творчестве поэзии и прозы, актуализация проблемы бардовской песни как народного, национального искусства, гуманистический пафос — все это сделало Окуджаву властителем дум целого поколения и обусловило его глубинную связь с традициями национальной культуры.

В поэтическом пантеоне Булата Окуджавы образ Пушкина занимает одно из центральных мест. «Всечеловечность русского гения, уникальное свойство пушкинской литературы соединять в себе несоединимое позволяет Окуджаве воспринимать Пушкина как воплощённый идеал» [1, с. 23].

Среди лирической пушкининаны Булата Окуджавы выделяется стихотворение, озаглавленное при первой публикации «Счастливчик» (1967), но в устных выступлениях поэта неизменно именуемое «Счастливчик Пушкин»; под этим названием оно напечатано в итоговой книге «Чаепитие на Арбате» (1996). Комментарием к тексту может служить признание Окуджавы в одном из интервью, в котором он говорил, что только в сорок лет почувствовал Пушкина и стал смотреть на его произведения совершенно иным взглядом.

Другую сторону лирической субъективности Окуджавы оценил в своё время Ю. М. Лотман; полемизируя с Б. Ф. Егоровым по поводу своей биографической книги о Пушкине, он сделал стихотворение аргументом в защиту научной концепции: «… на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял не исследователь, а поэт — Булат Окуджава. В его стихотворении “Александру Сергеичу хорошо, ему прекрасно…” больше понимания личности Пушкина, чем во многих академических трудах, и я полностью разделяю пафос его последних строк: “Ему было за что умирать у Черной речки…”» [5, с. 347]. Подводя итог, Ю. М. Лотман определил героя своей книги как бы на языке Окуджавы: «Пушкин мне видится победителем, счастливцем, а не мучеником» [5, с. 348].

Пушкин в изображении Oкуджавы — и некая светская икона, и живой человек, он нам близок, но и далек одновременно, это не близкий друг-приятель, а глубокоуважаемый Александр Сергеич. Ему, как и Моцарту, свойственна простота гения. Пушкин находит путь к сердцу каждого русского человека:

«И всё ему просто:

деньги в долг давали ему до самой смерти!..

Жандармы его стихи на память заучивали...

Даже царь приглашал его в дом…» [7, с. 123].

При всем драматизме судьбы Пушкин был все-таки «счастливчиком», доказывает Окуджава. Его любила и читала вся Россия, и время, в которое он жил, называют «пушкинской эпохой».

Через образ Пушкина Окуджава пытается показать девятнадцатый век, опоэтизировать его. Окуджава — романтик, поэтому весь дворянский век для автора — эталон поэтического и жизненного поведения. В подтверждение сказанного можно обратиться к стихотворению «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…». Однако у поэта на первый план выходит не столько реальное время, сколько собственный поэтический образ былой эпохи, противопоставленный современности:

«Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,

у каждой эпохи свои подрастают леса...

А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем

поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью.

Машины нас ждут, и ракеты уносят нас вдаль...

А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,

хотя б одного, и не будет отныне... А жаль» [7, с. 216].

Пушкин здесь — «символ тоски о прошлом, овеянном ореолом романтики, своеобразная молитва о вечном, несбыточном» [4, с.126]. Окуджава не стремится поставить свое имя рядом с именем Пушкина, напротив, он признает превосходство Пушкина и гордится им. Александр Сергеевич у него — «свой» и «родной» человек и одновременно — недосягаемый Бог.

В течение всей своей творческой жизни постоянно обращался к произведениям А. С. Пушкина и В. С. Высоцкий. Юмористические стихотворения Высоцкого, в которых весьма вольно пересказываются пушкинские сюжеты, у некоторых критиков вызывали представление о том, что Высоцкий проявляет кощунственное неуважение к творчеству классика. Однако в последние два десятилетия опубликованы серьезные работы ряда исследователей творчества Высоцкого (Б. С. Дыхановой и Г. А. Шпилевой, А. В. Кулагина и др.), в которых доказывается, что Высоцкий не ставит задачей пародирование Пушкина, а через «сказочный мир … смотрит на современную себе действительность» [2, с.73], передает её несовершенство, состояние кризиса. По мнению известного высоцковеда В. И. Новикова, само использование реминисценций у Высоцкого во многом идет от пушкинских традиций: «по-новому, творчески, неожиданно раскованно, как это делал Пушкин» [6, с. 79].

В стихотворении Высоцкого «Песня о вещем Олеге» явно ощущается присутствие героя-рассказчика. Этот человек дает своего рода фольклорный вариант пушкинского текста. История Олега передается в сниженном плане: в таком пересказе «врата Царьграда» становятся «воротами», вместо «вдохновенного кудесника» предстает человек, который «шепелявит чего-то», и волхвы, «разящие перегаром». Это «заземление» истории князя Олега как бы переносит ситуацию летописного сказания, поэтически воссозданную Пушкиным, в реальную жизнь. В то же время трагическое по сути своей событие не воссоздается всерьез, как у Пушкина: о нем рассказывает повествователь, не без юмора передающий хрестоматийно известный факт:

«Злая гадюка кусила его –

И принял он смерть от коня своего» [8, с. 23].

Но переосмысление текста идет отнюдь не произвольно, а обусловлено идейно-тематическим содержанием пушкинского произведения.

Песня Высоцкого, имея в основе пушкинский источник, делает акцент на противостоянии князя и волхвов, причем, конфликт между ними у поэта нового времени становится резче: не князь спрашивает кудесника о своей судьбе, а волхвы пытаются предостеречь Олега. Это вызывает особое раздражение князя: действия волхвов, с его точки зрения, совершенно не мотивированы. Такая смелость по отношению к «могучему владыке» должна быть наказуема:

«Ну, в общем, они не сносили голов –

Шутить не могите с князьями!

И долго дружина топтала волхвов

Своими гнедыми конями» [8, с. 23].

Смерть Олега в стихотворении Высоцкого проистекает не оттого, что такова его судьба, а потому, что он не послушался волхвов. Таков не только Олег, но и другие власть имущие. А между тем князь обрел бы подлинное величие, послушав волхвов, представляющих наиболее мудрую часть народа.

Стихотворение «Я к вам пишу» не только заставляет вспомнить строки из романа «Евгений Онегин», но и несмотря на шуточный характер поднимает тему очень важную и для Пушкина, и для Высоцкого. В этой песне говорится о той «народной тропе», которая проложена к творчеству Высоцкого:

«Найдя стократно вытертые ленты,

Все хрип мой разбирали по слогам,

Так дай же Бог, мои корреспонденты,

И сил в руках, да и удачи вам!» [8, с. 54].

Для истинного поэта очень важна связь с читателем, а еще очень важно чутко уловить ход времени. Стараясь осмыслить эту проблему, Высоцкий вновь обращается к Пушкину в стихотворении «Люблю тебя сейчас…» По мнению литературоведа А. В. Кулагина, Высоцкий в этом стихотворении отнюдь не полемизирует с Пушкиным, у которого «прошлое — уже в прошлом, будущее — еще только в будущем; сейчас же есть лишь только настоящее» [3, с. 61]. Впрочем, у Высоцкого в стихотворении несколько иная ситуация, чем в стихотворении пушкинском: у него нет оснований сомневаться в чувствах лирической героини, поэтому любовь для него находит свое полное выражение в настоящем времени.

Прошлое у Высоцкого предстает как настоящее. В этом как раз и проявляется феномен искусства: оживить прошлое, сделать его настоящим.

Как видим, авторская песня развивалась в русле классических традиций, вела диалог с Пушкиным, в новое время решая проблемы, поднятые им (власть и «маленький человек», «судьба художника», «народные идеалы и реальная жизнь»).

Литература:

  1. Абельская, Р. Ш. Каждый пишет, как он слышит. Поэтика Булата Окуджавы. Екатеринбург: УГТУ — УПИ, 2008. — 56 с.
  2. Дыханова, Б.С., Шпилевая Г. А. «На фоне Пушкина…» (К проблеме классических традиций в поэзии В. С. Высоцкого)//В. С. Высоцкий: исследования и материалы — Воронеж, 1990. — С.73.
  3. Кулагин, А. В. Поэзия В. С. Высоцкого. Творческая эволюция. — Москва: Серии б/и, буква Б, 1997. — С.149.
  4. Левина, Л. А. Грани звучащего слова. Эстетика и поэтика авторской песни. — Москва: Нефть и газ, 2002. — 252 с.
  5. Лотман, Ю. М. Письма: 1940–1993. Москва: Языки славянской культуры, 2006. — 800 с.
  6. Новиков, В. И. Высоцкий / В. И. Новиков. — Москва: Молодая гвардия, 2002. — 412 с.
  7. Окуджава, Б. Избранное. Стихотворения. — Москва: Московский рабочий, 1989. — 335 с.
  8. Песни и стихи Владимира Высоцкого: каталог / сост. А. Петраков. — Москва: ГЦКМ В. С. Высоцкого, 1995. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, стихотворение, авторская песня, век, волхв, время, образ Пушкина, прошлое, реальная жизнь, традиция.


Ключевые слова

текст, Поэт, Пушкин, реминисценции, стихотворение, авторская песня, Окуджава, Высоцкий

Похожие статьи

Античные мотивы в творчестве поэтов Серебряного века на примере поэзии А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама

На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие являлось важной составляющей частью античной культуры. В культуре России оно не составляет её основу, а проявляется в отдельные периоды духовного развития страны [1, с. 19–26]. Одним из таких пер...

Мифологемный анализ русской рок-поэзии (на примере песни Das Boot C. Калугина)

В данной работе проводится мифологемный анализ песни Сергея Калугина Das Boot, выявляющий основные мотивы, символы и структуры, лежащие в ее основе. Песня рассматривается через призму трех ключевых локаций: «вершина холма», «бескрайняя пустыня» и «до...

Стихотворение А.-Ч. Суинберна «В саду» как часть «садовой трилогии», объекта наивысшего интереса русских переводчиков (XIX-XXI вв.)

Данная статья посвящена анализу восприятия стихотворения А.-Ч. Суинберна «В саду» русскими поэтами-переводчиками конца XIX — начала XXI века. Проведенное исследование позволяет утверждать, что переводы К. И. Чуковского и И. Д. Копостинской характериз...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов

Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...

Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло

В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, а...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Оппозиция «мужское — женское» как основа гендерного подхода в литературоведении (на примере творчества Л. Петрушевской, Г. Щербаковой, С. Василенко)

В настоящее время в литературоведении применяются новые, инновационные методы и подходы к изучению текста, одним из которых стал гендерный подход. Гендерные исследования базируются на изучении социальных ролей мужчины и женщины, анализе феноменов дом...

Авторские проекты писателей-журналистов на современном отечественном телевидении (на примере анализа телепередач З. Прилепина «Уроки русского» и С. Шаргунова «Двенадцать»)

В статье рассматриваются передачи писателей-журналистов как пример авторской публицистики на современном отечественном телевидении. Тексты программ «Уроки русского» Захара Прилепина и «Двенадцать» Сергея Шаргунова субъективированы, объективны, интерт...

Ницшеанские интенции в прозе И. А. Бунина 1920-х годов

Статья посвящена исследованию ницшеанских идей в прозе И. А. Бунина 1920-х годов. Осуществлена попытка охарактеризовать героя рассказа «Безумный художник» с точки зрения мыслительной парадигмы Ф. Ницше; освещена проблематика постмодерного мировосприя...

Похожие статьи

Античные мотивы в творчестве поэтов Серебряного века на примере поэзии А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама

На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие являлось важной составляющей частью античной культуры. В культуре России оно не составляет её основу, а проявляется в отдельные периоды духовного развития страны [1, с. 19–26]. Одним из таких пер...

Мифологемный анализ русской рок-поэзии (на примере песни Das Boot C. Калугина)

В данной работе проводится мифологемный анализ песни Сергея Калугина Das Boot, выявляющий основные мотивы, символы и структуры, лежащие в ее основе. Песня рассматривается через призму трех ключевых локаций: «вершина холма», «бескрайняя пустыня» и «до...

Стихотворение А.-Ч. Суинберна «В саду» как часть «садовой трилогии», объекта наивысшего интереса русских переводчиков (XIX-XXI вв.)

Данная статья посвящена анализу восприятия стихотворения А.-Ч. Суинберна «В саду» русскими поэтами-переводчиками конца XIX — начала XXI века. Проведенное исследование позволяет утверждать, что переводы К. И. Чуковского и И. Д. Копостинской характериз...

Гармония в поэтическом изображении

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...

Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов

Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...

Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло

В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, а...

Künstlerische weisen in der Novelle von F.Kafka „die Verwandlung“

На современном этапе развития литературоведения, как никогда, стало важным изучать виды искусства текстов мировой литературы, с целью глубокого познания, с особенностями активного применения таких видов в устной и письменной речи. Язык и культура язы...

Оппозиция «мужское — женское» как основа гендерного подхода в литературоведении (на примере творчества Л. Петрушевской, Г. Щербаковой, С. Василенко)

В настоящее время в литературоведении применяются новые, инновационные методы и подходы к изучению текста, одним из которых стал гендерный подход. Гендерные исследования базируются на изучении социальных ролей мужчины и женщины, анализе феноменов дом...

Авторские проекты писателей-журналистов на современном отечественном телевидении (на примере анализа телепередач З. Прилепина «Уроки русского» и С. Шаргунова «Двенадцать»)

В статье рассматриваются передачи писателей-журналистов как пример авторской публицистики на современном отечественном телевидении. Тексты программ «Уроки русского» Захара Прилепина и «Двенадцать» Сергея Шаргунова субъективированы, объективны, интерт...

Ницшеанские интенции в прозе И. А. Бунина 1920-х годов

Статья посвящена исследованию ницшеанских идей в прозе И. А. Бунина 1920-х годов. Осуществлена попытка охарактеризовать героя рассказа «Безумный художник» с точки зрения мыслительной парадигмы Ф. Ницше; освещена проблематика постмодерного мировосприя...

Задать вопрос