Внутренние и внешние факторы повышения эффективности образовательных организаций в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 12.04.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Азатова, А. Б. Внутренние и внешние факторы повышения эффективности образовательных организаций в современной России / А. Б. Азатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112749/ (дата обращения: 15.06.2024).



В статье рассмотрены факторы, влияющие на эффективность образовательной организации. Под внутренними факторами авторы рассмотрели такие как материально-техническое, кадровое и учебно-методическое обеспечение. Под внешними факторами авторы рассмотрели такие как государственная образовательная политика, сотрудничество с реальным сектором экономики, взаимодействие с институтом семьи.

Ключевые слова: образование, педагогика, кадры

В настоящее время актуальной становится задача повышения эффективности образовательной сферы. В эпоху развития цифровых технологий и других инноваций становится важным формирование качественного человеческого капитала, способного работать в условиях высокотехнологичной экономики. В этой связи образование и все его уровни, начиная с подготовки к школе и заканчивая университетом, должно стремится подготовить такого специалиста, который бы не просто работал с имеющимися технологиями, а постоянно мог их совершенствовать и изобретать инновации в течении всей своей жизни. Основной акцент делается на образовательную организацию (школу, колледж, институт) как элемент общей национальной образовательной системы. Задача сегодняшнего дня — повышение эффективности работы образовательной организации. Рассмотрим за счет каких факторов можно выполнить эту задачу. Можно классифицировать внешние и внутренние факторы, влияющие на успех образовательной организации. Под внутренними факторами будем понимать следующие:

  1. Материально-техническую базу образовательной организации. В настоящее время существует множество способов сохранения и модернизации существующей материально-технической базы образования в России. Реализации национального проекта «Образование» позволила построить или улучшить работу множества образовательных организаций. Целый комплекс государственных программ поддержки и грантов доступен в России в образовательной сфере [1]. Приведём пример Фонда содействия инновациям и его грантовую программу «Студенческий стартап». За 2023 год было получено 6000 заявок, победителями стали 1500 проектов, финансирование каждого из которых составило 1 млн.руб. В 2024 году планируется профинансировать уже 2000 малых инновационных предприятий. Может быть организована совместная работа по выигранному гранту с образовательной организацией, которая способствовала появлению и реализации инновационной идеи проекта.
  2. Кадровое обеспечение образовательной организации. Пожалуй, это самый важный и недооцененный фактор. В первую очередь нужна классификация персонала. Каждый руководитель должен знать, кто у него работает. Классификация может быть проведена по таким критераям, как возраст, уровень образования, гендерное отличие, стаж работы, заслуги и портфолио сотрудника [6]. Далее необходимо исследовать персонал по внутренним отличительным чертам. Сюда можно отнести особенности характера, психологический темперамент, предпочтительные стратегии в конфликтной ситуации, лидерские качества, ролевой профиль в команде и другие. Есть все необходимые методики проведения такой диагностики. Будет приветствоваться развитие корпоративной культуры, организация и проведение групповых тренингов и хакатонов, а возможно и традиционных курсов повышения квалификации.
  3. Учебно-методическое обеспечение образовательной организации. С учётом процессов цифровизации каждая образовательная организация должна иметь разностороннюю и богатую как традиционную, так и электронную библиотеку. Каждый сотрудник и ученик должен иметь доступ в Интернет и к общественным, открытым базам данных и информации по изучаемому предмету [3]. При этом сотрудники образовательной организации должны постоянно обновлять учебно-методические комплексы согласно своим должностным инструкциям. Планирование и контроль этой деятельности должны стать постоянными и ежедневными событиями. Особое внимание необходимо уделять лабораторной базе и методическим рекомендациям по её использованию. Здесь будут совмещены все внутренние факторы — и поиск финансирования, и повышение квалификации персонала, и совершенствование педагогической деятельности.

Под внешними факторами будем понимать следующие:

  1. Государственная политика в области образования. В настоящее время в условиях агрессивного финансового и политического давления недружественных стран Россия вынуждена самостоятельно выстраивать свою государственную образовательную политику [4]. Многие базы данных (например «Scopus» и международные стандарты образования (например «Болонский процесс») закрыты для России. Поэтому необходимо выращивать свои институты образовательной и интеллектуальной системы. В научных публикациях государство пошло именно по этому пути — по пути создания отечественного рейтинга научных журналов и российской базы цитирования учёных. Данная работа может быть поддержана усилиями по интеграции инфокоммуникационного пространства с дружественными странами.
  2. Организация обратной связи с будущими работодателями и рынком труда. Достаточно много проблем связано с трудоустройством выпускников коллежей и университетов. Часто работодатели критикуют образовательные организации за подготовку специалиста, не знающего практических аспектов своей профессии. С другой стороны, можно сказать, что в этом есть и часть вины самих работодателей, которые в погоне за экономией средств не хотят развивать открытое и полномасштабное сотрудничество с образовательными организациями [5]. Поэтому и получают специалистов не готовых сразу приступить к работе. Но есть и положительные примеры, например руководство Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» инициировало создание колледжа «Алабуга Политех» в рамках общего регионального образовательного кластера. Активными участниками этого процесса стали как университеты региона, так и промышленные предприятия территории.
  3. Формирование устойчивого и тесного взаимодействия между семьей обучаемого и образовательной организацией. Наверное, это самый важный фактор, который находится также под воздействием целого ряда других факторов экономического, социального, культурного и идеологического порядка. Именно в семье прививаются ребенку и будущему ученику и студенту все ценности, на которых держится государство и власть. Это любовь к Родине, патриотизм, законопослушность, нормы морали и этики, уважение к старшим и вежливость [2]. С другой стороны, семья как экономическая ячейка должна иметь достойный заработок и условия проживания. Только в этом случае будут воспитаны хорошие граждане страны. Если в семье трудно с питанием и другими насущными нуждами, то о воспитании физически и духовно здорового поколения можно говорить лишь во вторую очередь. Поэтому задача государства поддержать российские семьи, задачи которых в свою очередь — воспитать достойных патриотов своей страны.

В заключение необходимо отметить, что совокупность внутренних и внешних факторов при внимательном и системном подходе к их развитию будет основой эффективного функционирования как образовательной организации в частности, так и образовательной сферы в целом.

Литература:

  1. Лебедева И. Б., Рабаданов З. Р., Молчанова И. И. Риски и перспективы системы высшего образования в России: аспекты качества // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 5. С. 146–151.
  2. Мехрабова Е. С. Проблема современной семьи, возможности образования // В сборнике: Образование XXI века. тенденции и взгляд в будущее. Москва-Берлин, 2021. С. 26–30.
  3. Мусаелян Л. А., Зырянов С. Г. Глобальные вызовы России и некоторые проблемы системы отечественного высшего образования // Социум и власть. 2022. № 2 (92). С. 40–52.
  4. Смаковская Н. И. Государственная политика в области образования. Правовые основы деятельности педагога: учеб. пособие. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022–179 с.
  5. Тешабоева З. Т., Кобулова М. А. Вопросы интеграции науки, образования и бизнеса как необходимого условия инновационной экономики // Colloquium-Journal. 2023. № 2–1 (161). С. 36–38.
  6. Щелина Т. Т. Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов в условиях кадрового дефицита в системе общего образования России // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 60–67.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, Россия, образовательная сфера, государственная образовательная политика, семья, учебно-методическое обеспечение.


Похожие статьи

Задать вопрос