Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности

Педагогика
05.04.2024
25
Поделиться
Библиографическое описание
Гузова, С. Л. Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности / С. Л. Гузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112600/.


В статье автор обращает внимание на то, что дети активно участвуют в различных формах деятельности, таких как эксперименты, поисковые исследования, игры, которые способствуют формированию не только навыков и умений, но и отношений между детьми и взрослыми.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, конструирование.

Современное общество нуждается в активных личностях, способных к самореализации через познавательную и творческую деятельность, способных проявлять исследовательскую активность в поиске решений жизненно важных проблем. С введением ФГОС ДО задачи детского сада изменяются: теперь важно не только передавать знания детям, а обучить их учиться, развивать самостоятельное мышление, познавать и исследовать мир. Педагоги должны использовать доступные и простые методы, чтобы поощрить у детей желание к постоянному приобретению новой информации.

По мнению доктора психологических наук А. Н. Поддьякова, исследовательское поведение представляет собой одну из ключевых форм взаимодействия живых существ с окружающим миром, направленную на исследование и понимание этой реальности. В деятельности человека исследовательское поведение играет роль универсальной характеристики, пронизывающей все аспекты его деятельности. Оно выполняет важные функции в развитии познавательных процессов на всех уровнях, в обучении, в формировании социального опыта, в развитии личности и общества. Понятие исследовательского поведения тесно связано с такими фундаментальными концепциями, как научность, интеллект, творчество, и образует с ними неразрывную цепь.

В основе познания ребенка лежит деятельностный подход. Дети активно участвуют в различных формах деятельности, таких как эксперименты, поисковые исследования, игры, которые способствуют формированию не только навыков и умений, но и отношений между детьми и взрослыми. В процессе этих занятий дети расширяют свои знания и кругозор. Они развивают креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные навыки, что способствует формированию разносторонней творческой личности. Важно, что всё это происходит в коллективе сверстников, на совместных и увлекательных занятиях и играх.

Дети всегда с удовольствием занимаются конструированием атрибутов к играм из различных материалов — природных, вторичных, бумаги и других. Процесс создания какого — либо предмета к игре требует терпения и творческого подхода: идеи изменяются, качество улучшается, что приводит к получению новых знаний о свойствах материалов и способах их использования. В результате дети не только играют в увлекательные игры, но и развивают наблюдательность, логическое мышление, творческое мышление, умение выдвигать идеи, экспериментировать и общаться с другими.

Алгоритм работы:

  1. Начните с выбора подходящего предмета или материала для изготовления атрибута. Важно не просто взять предмет, а задуматься, как можно с ним поиграть.
  2. Произведите необходимые действия с материалом для создания основы игрушки.
  3. Осуществите работу с полученным из материала предметом, например, выпустите его из руки или попробуйте подбросить.
  4. Сформулируйте правила игры, которые будут применяться с этим предметом.
  5. Проведите тестирование игрушки на практике, чтобы убедиться в ее функциональности и привлекательности.

На первом этапе привлечения детей к деятельности всегда начинается с открытого диалога о их интересах и желаниях. Можно обсудить самые захватывающие новости, обменяться настроением и наметить планы на день. Затем предложить создать предмет из увлекательного материала. Я показываю детям этот материал, выбирая яркий и привлекательный объект для большего внимания и интереса. Дети внимательно изучают его со всех сторон, ощупывают и поворачивают в руках. Мы обсуждаем, что это за материал, его возможное назначение, а также его особенности, такие как вес, текстура, плавучесть, способность к полету и другие. Далее строим диалог с детьми (Какие интересные вещи можно создать из этого предмета материала? В каком контексте его можно использовать? и т. д.). Обязательно выслушайте их идеи, позволяя выразить свои фантазии и творческие мысли.

На следующем этапе мы начинаем обсуждать, как можно использовать имеющийся материал для создания игрушки, предмета и какие игры можно придумать. Вопросы зависят от задуманной игрушки. Если дети не предложили идею, которую ожидал педагог, то воспитатель задает направляющий вопрос: «Что вы думаете, сможем ли мы сделать из этого материала, например, самолётик? Как бы мы это сделали?». Таким образом, мы стимулируем воспитанников к размышлениям. Для детей, которые не уверены в своих действиях, предлагается схема изготовления. Направлять ребёнка на то, чтобы он обосновал свой ответ, чтобы мог лучше понять и объяснить свои мысли. Можно попросить помощь у другого ребенка или показать свои успехи кому-то из группы. Иногда случается, что дети не все хотят участвовать в деятельности, но вскоре начинают проявлять интерес благодаря вовлеченности других. В такие моменты дети, которые уже успешно справились с заданием, могут поделиться своим опытом и заинтересовать других.

На третьем этапе проводится испытание игрушек и предметов, их анализ и сравнение с другими. Например, детям задаются следующие вопросы:

— Почему твой кораблик тонет в воде? Возможно, мачта прикреплена слишком близко к борту или слишком длинная.

— Сравни свой кораблик с тем, который плывет. В чем их различия?

— Из чего кораблик движется быстрее? Почему?

На последнем этапе происходит подведение итогов. Осуждаем что делали, как получилось, что было наиболее интересным и т. д. Важно, чтобы каждое высказывание было прокомментировано и поддержано со стороны педагога.

Проблема развития познавательно-исследовательских умений у детей является насущной в современном обществе. В условиях быстро меняющегося мира необходимо не только усвоить знания, но и научиться самостоятельно и креативно их получать и применять. Опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию этих умений у детей, формируя важные компетенции, такие как технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

Процесс позволяет дошкольникам удовлетворить свою врожденную любознательность, что в свою очередь способствует повышению самооценки, укреплению уверенности в своих силах и гордости за достигнутый прогресс.

Литература:

1. Кайе В. А. конструирование и экспериментирование с детьми 5–8 лет. — «ТЦ СФЕРА», 2014.

2. Свирская Л. В. «Детский совет. Методически рекомендации для педагогов. ФГОС ДО». — «Национальное образование», 2015.

3. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений». — М.: ТЦ Сфера, 2004.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
исследовательская деятельность
конструирование
Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 239-240):
Часть 4 (стр. 209-283)
Расположение в файле:
стр. 209стр. 239-240стр. 283

Молодой учёный