Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Защита прав потребителей при продаже товаров

Научный руководитель
Юриспруденция
11.03.2024
95
Поделиться
Библиографическое описание
Числова, О. Р. Защита прав потребителей при продаже товаров / О. Р. Числова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111796/.


В данной статье рассмотрены понятие и сущность прав потребителей, природа используемых для их защиты гражданско-правовых средств; сформулированы гражданско-правовые средства защиты прав потребителей и разработаны предложения по их совершенствованию. Проведен анализ действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей с его с отраслью гражданского права.

Ключевые слова: защита прав потребителей, потребители, правоотношения, гражданское право, закон, защита.

За последние двадцать лет в России проводится активное развитие и совершенствованию законодательства в области защиты прав потребителей. Это обусловлено переходом страны к рыночной экономике, где на тот момент еще не установилась система взаимоотношений продавца и потребителя. Поэтому необходимость в становлении и усилении прав потребителей появилось именно тогда.

В связи с этим главным направлением развития в современной России стала разработка и внедрение методов защиты прав потребителей.

Самым значимым для нормотворческой деятельности РФ в области защиты прав граждан стало закрепление основных прав и интересов потребителей, в соответствии с международными стандартами права. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» [1] (далее — Закон) закрепил круг прав и определил механизм их реализации. Данный Закон включил в себя все отрасли права: гражданское, административное, уголовное и самое главное — конституционное. В связи с последними изменениями законодательства в сфере прав потребителей, появлением новых товаров, развитием услуг и работ, а также сети Интернет данная область является достаточно популярной.

На современном этапе развития отрасль защиты прав потребителей сопровождается комплексом нерешенных проблем как в теории, так и на практике. Законодательная база, созданная с целью регулировать и контролировать отношения между потребителем и продавцом, не может гарантировать эффективную защиту прав потребителей.

Происходит это по причине принятых нормативных документов, которые, по сути, мешают защиту своих прав потребителям (н-р, Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров») [2]. В нем отражен увеличенный список товаров, которые можно будет вернуть обратно или произвести обмен только в случае наличия качественных недостатков.

Также причинами является незнание и малая осведомленность потребителей своих прав, их гарантий и способов защиты, недостаточная информированность граждан о ГОСТах качества товаров, что подтверждает недостаточную грамотность населения в области защиты прав потребителей, что значительно увеличивает количество гражданских дел в этой области, а также количество неудовлетворенных реальных требований потребителя по причине неправильных путей их решения и доказывания.

В научной области потребитель выступая в роли ключевого субъекта отношений в сфере оказания услуг может быть охарактеризован через его «правовой статус», который включает в себя правосубъектность, его место в социуме, особенности и связи с другими субъектами и государством [3].

Многие специалисты в юридической сфере уделяли внимание особенностям «правового статуса» покупателя. Например И. В. Кирюшина определяет его как субъективную систему прав потребителя, которая реализуется им в процессе получения товаров и услуг, а также как объективную систему в форме сложного механизма с нормами прав в различных отраслях, которые возникают в отношении потребителей. [4]

Гражданско-правовые средства в свою очередь применяются в предусмотренном законодательством порядке — формой защиты (правовой комплекс мероприятий, которые осуществляются правозащитными структурами с целью защиты прав и законных интересов гражданина).

Судебная защита прав потребителей является одним из основных прав гражданина согласно Конституции РФ. А также судебная защита является важной гарантией охраны прав потребителя, да и в целом гражданина, потому что разрешение споров происходит гласно и открыто с соблюдением норм законодательства [5].

Рассмотрим внесудебный порядок защиты прав потребителей: потребитель может самостоятельно, без обращения в специальные инстанции защитить свои права и предъявить требование напрямую к продавцу [6].

Сущность такой формы защиты прав состоит в том, чтобы потребитель и продавец намного быстрее пришли к решению проблемы. Хотелось бы подчеркнуть, что продавец, в случае нарушения прав потребителя обязан немедленно в добровольном порядке удовлетворить требования покупателя, так как это является его прямой обязанностью, согласно законодательству РФ. А для потребителя данная форма защиты своих прав является добровольной. То есть, потребитель, может выбрать наиболее удобный для него способ воздействия на продавца, поэтому он может подать иск в суд, но также вправе предъявить претензию о некачественном товаре к продавцу, а последний, в свою очередь, обязан принять требование потребителя. Но его право подать иск в суд при отказе продавца в принятии остается.

Согласно ст. 131, ст. 132, ст. 135 ГПК РФ, досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом обязателен, так как они гласят, что иск в суд должен быть подан только после досудебного порядка [7].

В настоящее время досудебным порядком урегулирования споров считаются все действия, совершенные потребителем в отношении продавца, для мирного решения спора, что включает в себя и возможный претензионный порядок. Ранее, до введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (далее — АПК) [8], досудебный порядок был, по сути, претензионным. Теперь же досудебным порядком будет являться иной порядок урегулирования споров. Самозащита представляет собой законные фактические действия по защите собственных прав и интересов самим гражданином для устранения нарушенного права [9].

Таким образом, закон «О защите прав потребителей» выступает в роли необходимого регулятора отношений на рынке продаж и услуг. С появлением этого Закона законодательство в сфере прав потребителей вышло на новый уровень и в настоящее время непрерывно совершенствуется, интегрируя новые понятия в сферу потребителей с приходом нововведений в современный мир.

При юрисдикционной форме защиты истец (потребитель) вправе выбрать для защиты своих прав любой способ. Это может быть самозащита, взыскание неустойки, возмещение убытков, компенсация морального вреда и так далее.

В целом с момента вступления в силу закона «О защите прав потребителей» законодательство в этой сфере сильно изменилось в лучшую сторону. Делая анализ судебной практики за последние года, можно смело говорить о том, что большая часть всех дел завершается в пользу потребителя. Законодательство о защите прав потребителей однозначно представляет собой изменчивую систему и для сокращения количества споров между продавцом и потребителем необходимо уделять постоянное внимание появлению новых технологий в мире и внедрению изменений в законодательство.

Литература:

1. О защите прав потребителей: закон РФ от 7 февраля 1992 № 2300–1 (ред. От 03.07.2016) // Российская газета. — 1996. -№ 8.

2. Об утверждении перечня технически сложных товаров: постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 (ред. от 17.09.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 46. Ст. 6539.

3. Матузов Н. И. Правовой статус потребителя. — М., 2012. — С. 114.

4. Кирюшина И. В. Правовой статус потребителя: монография. — Барнаул, 2009. — С. 8.

5. Постатейный комментарий к Закону РФ о защите прав потребителей / Под ред. Зименковой О. Н., Левшиной Т. Д., Тобиса В. И., Шерстобитова А. Е. — М., 2011. — С.45.

6. Ломакина И. Г. Защита прав потребителей. — Новосибирск, 2015. — С. 123.

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.

8. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 24.07.2002 No 95-ФЗ (ред. 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.

9. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2011. — С. 117, 132.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
защита прав потребителей
потребители
правоотношения
гражданское право
закон
защита
Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 239-240):
Часть 4 (стр. 211-287)
Расположение в файле:
стр. 211стр. 239-240стр. 287

Молодой учёный