Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы правового регулирования государственного оборонного заказа

Юриспруденция
01.03.2024
223
Поделиться
Библиографическое описание
Савина, Г. С. Проблемы правового регулирования государственного оборонного заказа / Г. С. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 265-266. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111698/.


Цель исследования заключается в анализе правового регулирования государственного оборонного заказа в современной России; особое внимание уделяется проблемам правового регулирования государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, военно-техническое сотрудничество, правовое регулирование государственного оборонного заказа.

Государственный оборонный заказ играет важную роль в современной России. Он направлен на разработку и производство военной техники, включая оружие, боеприпасы, авиацию, корабли, оборудование и другие компоненты, необходимые для национальной обороны.

Он также способствует развитию отечественной промышленности и науки, создает спрос на высокотехнологичные разработки, стимулируя инновации и технологический прогресс. В результате укрепляется научно-технический потенциал страны, что важно для ее экономического роста и конкурентоспособности на мировой арене.

К. В. Кичик в своей работе определяет государственный заказ как конкретизированную потребность публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации) в товарах, работах и услугах, закрепленных в правовом акте (нормативном правовом акте или акте применения права), удовлетворяемых посредством размещения заказа в установленном законом порядке (по общему правилу, среди неопределенного круга лиц — потенциальных поставщиков) с заключением государственного контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения или иного гражданско-правового договора, содержащим необходимые требования к этим товарам, работам и услугам, а также условия продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения государственных нужд [4].

Углубляясь в разновидность государственного заказа, а именно в государственный оборонный заказ, важно отметить, что его правовое регулирование шире, чем правовое регулирование государственных заказов. Данная сфера регулируется Конституцией РФ, гражданским законодательством РФ, специальными федеральными законами, нормативными-правовыми актами Правительства РФ и указами Президента РФ, что закреплено в ст. 2 Федеральном законе от 29.12.2012 № 275 — ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — ФЗ «О государственном оборонном заказе»). Однако нельзя сказать, что в ФЗ «О государственном оборонном заказе» учтены все тонкости правоотношений, возникающих в сфере государственного оборонного заказа [1].

В ст. 3 ФЗ «О государственном оборонном заказе» под государственным оборонным заказом понимается установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Считаю необходимым отметить, что в понятии акцентируется внимание именно на целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и поставках продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации, однако нормы данного Федерального закона применяются и при поставках товаров, выполнении работ и для гражданской сферы, например, в сфере гражданской авиации, разработках морского судоходства и так далее. [2]

Однако, можно заметить, что в таких случаях Заказчик опирается и на Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных», но понятие «государственный оборонный заказ» в данном Федеральном законе отсутствует, в связи с чем, по моему мнению, возникает некая правовая коллизия, которая делит отношения, возникающие в сфере государственного оборонного заказа на два федеральных закона. Тем не менее, в рамках данного закона устанавливаются общие принципы и порядок проведения государственных закупок, включая сферу государственного оборонного заказа. [3]

Одним из путей для разрешения такой коллизии может быть приведение законодательства в соответствие друг с другом. Необходимо провести анализ существующих нормативно-правовых актов и внести изменения, уточняющие понятия и устанавливающие единые правила в сфере государственного оборонного заказа. Это позволит определиться с применимым законодательством и снять неопределенности, возникающие в ходе закупок для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Также важно обратить внимание на координацию действий разных органов и субъектов при осуществлении государственного оборонного заказа. Обеспечение единства понимания и применения нормативных актов, а также эффективное взаимодействие между участниками процесса будет способствовать повышению качества и эффективности выполнения заказов, а, следовательно, и укреплению обороноспособности страны.

Одной из важных проблем является длительное оформление договорных документов между субъектами, а также просрочка исполнения обязательств.

ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает ряд участников правоотношений в сфере государственного оборонного заказа, тем самым, образуя цепочку, состоящую из:

  1. заказчика (министерства и ведомства);
  2. головного исполнителя (исполнитель, с которым заказчик непосредственно заключает государственный контракт на реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг);
  3. исполнителей (заключают контракты с головным исполнителем и между исполнителями различных уровней кооперационной цепи);
  4. уполномоченных банков, казначейств и т. д.

Таким образом, на практике цепочка кооперации может достигать десятков и сотен контрагентов исполнения государственного оборонного заказа. Просрочка исполнения обязательств одним из участников цепочки влечет негативные последствия на всех уровнях кооперации, приводит к задержкам в исполнении контрактов, дополнительным затратам и негативному влиянию на готовность и боеспособность вооруженных сил. [5]

Дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере государственного оборонного заказа является важным шагом для достижения стабильности и предсказуемости в отношениях между участниками этой сферы. Гарантирование соблюдения контрактных условий, своевременной оплаты и регулярного обновления нормативной базы поможет улучшить выполнение государственного оборонного заказа и повысить эффективность работы предприятий ОПК.

Особое внимание следует обратить на механизмы защиты прав и интересов исполнителей оборонного заказа. Введение гарантий со стороны государства, таких как, составление четких и ясных контрактных условий, обеспечение прозрачности и открытости процедур заключения контрактов, а также возможность обжалования решений государственных заказчиков, позволит предотвратить возникающие споры и конфликты.

Однако, чтобы добиться полноценной эффективности государственного оборонного заказа, также необходимо уделить внимание подготовке и квалификации специалистов в данной сфере. Обучение персонала, повышение их профессионального уровня и содействие внедрению новых технологий и передовых практик будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий ОПК и увеличению обороноспособности государства.

Таким образом, совершенствование процедур и законодательства в сфере государственного оборонного заказа является важным фактором для обеспечения защиты и безопасности государства. Постоянное развитие сферы позволит эффективно реализовывать программы развития военно-промышленного комплекса и обеспечить безопасность национальных интересов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // СЗ РФ. — 4 августа 2014 г. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» [Текст]: от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (ред. 12.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (Часть I). Ст. 7600.
  3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Текст]: от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
  4. Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. — М.: Юстицинформ, 2012
  5. Михашин А. В. Гражданско-правовое регулирование закупок по государственному оборонному заказу. — М.: Юстицинформ, 2022
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
государственный оборонный заказ
военно-техническое сотрудничество
правовое регулирование государственного оборонного заказа
Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 265-266):
Часть 4 (стр. 213-277)
Расположение в файле:
стр. 213стр. 265-266стр. 277

Молодой учёный