Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Феномен западной демократии как атрибута американского мышления

Юриспруденция
01.03.2024
88
Поделиться
Библиографическое описание
Солошенко, Н. А. Феномен западной демократии как атрибута американского мышления / Н. А. Солошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111694/.


Ключевые слова: демократия, Соединенные Штаты Америки, свобода, равенство, Конституция, разделение властей, верховенство закона.

Для Соединенных Штатов Америки трафаретом демократического устройства предстаёт модель, заложенная в Римской Республике и оформляющая социально-правовой базис, прослеживаемый в ретроспективной динамике становления «западной империи» от колониализма до настоящего времени [1].

Именно в ней действует ранее не фигурировавшая « рыночная демократия» , специфика которой выражается в природе рыночных отношений, преобладая за социально равным сектором. Это во многом связано с «американской мечтой» как основополагающей субъективной идеологией каждого американского гражданина. Доказательством служит системам образования первой половины XIX в., в ней отражается множество благородных принципов: доступность образования, вовлечение женщин в обучение, религиозная терпимость, и конечно же демократизм . Обучение несло в себе утилитарный характер, однако общей теоретической подоплеке не уделялось должного внимания, ибо духовно-нравственное развитие общественных отношений отражало пренебрежительный характер [2]. Отсутствие высокого духовного развития, было причиной достижения практической выгоды — приобрести наибольшее количества материальных благ, в свою очередь это принесло и положительные характерные черты, путешественники отмечали трудолюбие и целеустремлённость американского народа, уже с раннего возраста подростки своей целью ставили получение денежного поощрения.

Американцы прекрасно понимали, что идиллия заточена в прямой зависимости от блага всеобщего, однако труд на государство во многом представлялся возможностью извлечения сугубо личной выгоды как материального, так и духовного характера. Аналогичные настроения сопутствовали следованию воли закона, которая для жителей штатов интерпретируется со своего рода договоренностью или сделкой с бюрократическим суверенном. Джон Стирлинг писал, что в отличии от англичан, считавших подчинённость своих индивидуалистических наклонностей господской воле, американцы принимали свой индивидуализм как суверен с абсолютно законными желаниями [3]. Именно из представленной выше выдержки, некой универсальной формулы с множественностью перемен, можно вывести произведение — принцип «американской свободы».

В Соединённых Штатах в отличие от Старого Света отсутствовала, в своём положительном ключе, строгая субординация и повсеместная императивность. Ричард Кобден , посетивший США в 1835 и 1859 годах, с восторгом описывал диалог соотечественника с вышестоящим по должности. Характерными чертами беседы могли послужить: равенство сторон, фамильярность в речи, но без употребления оскорблений и грубости [4]. «Демократическая простота нравов» прослеживается в работах Адама Ходжонса , по которым иллюстрируется вероятным ситуация: когда в одной американской гостинице могли одновременно сидеть губернатор и простой фермер, вести диалог о политике и обсуждать газетные вырезки, не обращая внимания на свой социальный статус.

Исходя из тезиса, что явление демократии возможно лишь в стране обеспеченным финансово-материальном базисом, важная роль в Соединённых Штатах отводится благотворительным организациям, которые начали создаваться ещё в XVII веке. Особый вклад на развитие частной благотворительности сказалась эпоха Просвещения, в шпангоуте которой лежали идеи общественной прогрессии, теории неотъемлемых прав человека, а позже и категорический императив Канта, сказались на развитии духовно-нравственной культуры граждан Соединённых Штатов. Максимизация социальной полезности и маржи на фоне экономического базиса и морально-патриотических ценностей повлияли на построение демократического устройства, в подготовленном для него обществе [5].

Основополагающий принцип демократического устройства, который выражался в предоставлении гражданам политических прав, наделял субъектов отношений возможностью принять участие в голосовании между выборными кандидатами. Однако столь идеалистический аспект вызывает некоторые сомнения в связи с навязыванием обществу предоставленных и неизвестных ранее лиц. Во многом монополизация партиями общественно-политической жизни и использование граждан как инструмент по достижению заданной цели, а именно приход к власти одной из партий, дискредитировала сам демократический механизм организации власти. Антидемократические настроения сказались и на самой структуре политических партий, нахождение в партии обязывало неукоснительно следовать за партийным лидером, что в следствии привело к появлению «партийной тирании».

М. Даймонт утверждал о недопустимости применения демократических принципов отцами-основателями, признавая их политику квази-демократичной. В противовес ему выступает И. Фомичев , признавая использование демократичности, но лишь в ретроспективном взгляде.

В частности, четвёртый президент США Джеймс Мэдисон был ярым антагонистом демократического устройства. По его мнению, демократия представляет собой неподконтрольную, ничем необремененную «власть толпы» и со временем, подавляет сам социум. Исходя из данного тезиса можно резюмировать, что ключевую роль при демократии выполняют правительствующие институты, осуществляя репрезентативную функцию.

В свою очередь, Томас Джефферсон определял корень проблематики никак иначе, как тиранию, исходящей от уполномоченных органов власти, и предполагал, что установление демократии, поспособствует разрешению данного вопроса. В своём письме 28 мая 1826 года Джону Тейлору, Джефферсон определял дефиницию «республика» как правительство из граждан, действующих с опорой на нормы, одобренные большинством, таким образом он отождествлял его с явлением «прямой демократии» [6].

Джон Адамс в эссе от 1776 года «Мысли о правительстве» отдаёт предпочтение «репрезентативной республике, а идеал формирования представительных органов выражен проведением частных выборов, посредством которых выявляется кандидат от большинства. Несомненно, важным элементом по мнению Адамса является принцип разделения властей в качестве предотвращения возможного злоупотребления полномочиями. Однако в реальной действительности Адамс был далёк от идей народовластия, в связи с тем, что она в итоге сводится к более примитивным политическим формациям, или вовсе сама себя уничтожает.

Научная работа Ф. Фукуямы «Истоки политического порядка» представляет на обозрение три основных компонента стабильной демократии: сильное и эффективное государство, главенство закона, подчинённое правительство [7]. Переменные сильного и эффективного правительства выражаются в должном исполнении всех установленных правил и норм императива.

Политический аналитик Фарид Закарая изучая вопрос о демократии в «Будущее свободы» выделяет два определения демократии, а именно: Западная модель либеральной демократии — это политическая система, которой присущ не только процесс проведения свободных и независимых выборов, но и принцип верховенства закона, разделения ветвей власти и обеспечение основных свобод , к числу которых относятся свободы слова, вероисповедания и владения собственности [8]. «Западная демократия» действует с большей опорой не на массовый плебисцит, а на беспристрастность суда. Явление «демократии» в понимании Фарида Закария формируется на основе первичных принципов — свободных и независимых выборов, с наличием фиктивно-установленных либеральных идей, в противном случаи, при отсутствии данных аспектов резона строить демократию не наблюдается.

Демократические идеи не упустил и Л. Деймонд , его труд « В поисках демократии» преподносит базовые убеждения, в ядре которых государство может считаться демократическим. К ним относятся:

–Всеобщее право голоса по достижению совершеннолетия;

–Независимые, свободные, регулярные выборы;

–Наличие более одной сильной политической партии;

Свободный доступ к альтернативным источникам информации [9].

В свою очередь «Демократия» американского социолога новейшего времени Чарльза Тилли выделяет следующие атрибуты:

Широта — вовлечение большего количества людей в политическую деятельность и демократические институты;

Равность — отсутствие этнической дискриминации, равенство обязанностей и прав;

Защищённость — обеспечение предостережения общества от тиранического произвола государства во всех сферах развития;

Взаимные консультации — обсуждение граждан и власти направлений дальнейшего развития, способствовавшие достижению обоюдной выгоды [10].

Колин Крауч вложил в труд «Постдемократия» два важнейших критерия для демократии: первый — абстрактная возможность участия граждан в политической жизни государства, второй — желание граждан воспользоваться этой возможностью [11].

Отцы-основатели не признавали демократию лучшей формой правления, однако, ставили её выше, чем аристократию или монархию. Во многом это было связанно с общим менталитетом и ценностями, которые возвышали субъективное извлечение выгоды и индивидуализацию качеств личности. Зарождение молодого государства на мировой карте позволило с самого начало внедрить либеральные традиции и сделать их общенациональным достоянием. Несмотря на ряд дискуссионных и противоречивый аспектов, которые выражаются в единой мысли об утрате истинных демократических ценностей, склонности к олигархии и очевидного злоупотребления власти одной из правящей партии, Соединенные Штаты Америки остаются обителью зарождения новой концепции демократического государства.

Литература:

  1. Алимов, А. А. Трансформация американской демократии // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). История и археология. — № 2. — 2017. — С. 75.
  2. Каркозашвили, Н. Ш. Американская демократия первой половины XIX в. восприятие британских путешественников // Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Всеобщая история. — 2012. — С. 17.
  3. Стирлинг, Д. Письма из порабощённых штатов / Нобель Пресс, — 2012. — С. 231.
  4. Кобден, Р. Американские Дневники Ричарда Кобдена / New York, — 1969. — С. 47.
  5. Шадский, О. Г. Становление и развитие института частной благотворительности в США // Социально-экономические процессы. Серия: История и археология. — 2011. — № 1–2. — С. 284.
  6. Лобов, И. С. Демократия в представлении отцов-основателей и современных американских историков // Скиф. Вопросы студенческой науки. Политологические науки. — № 4. — 2020. — С. 86.
  7. Fukuyama, F. The origins of political order: from prehumen times to the French Revolution // Penguin Random House, — 2011. — Pp. 15–16.
  8. Закария, Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Ладомир, — 2004. — С. 6.
  9. Diamond, L. In Search of Democracy / Routledge, 2015. — P. 34.
  10. Тилли, Ч. Демократия / М: АНО «Институт общественного проектирования», — 2007. — С. 30.
  11. Крауч, К Постдемократия / пер. с англ. Н. В. Эдельмана, Гос. ун-т Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, — 2010. — C. 17.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
демократия
Соединенные Штаты Америки
свобода
равенство
Конституция
разделение властей
верховенство закона
Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 273-275):
Часть 4 (стр. 213-277)
Расположение в файле:
стр. 213стр. 273-275стр. 277

Молодой учёный