Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка

Психология
28.01.2024
231
Поделиться
Библиографическое описание
Литовкина, В. В. Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка / В. В. Литовкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 413-416. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110831/.


В данной работе рассматривается взаимосвязь между самооценкой детей, воспитывающихся в гиперопекаемых семьях, и выраженностью стиля воспитания. Исследование основано на анализе трех методик: анализа семейных отношений, теста «Лесенка» и диагностики общей самооценки. В исследовании приняли участие 40 женщин в возрасте от 30 до 45 лет с детьми от 5 до 14 лет. Было выявлено, что существует прямолинейная значимая корреляция между гиперопекаемым стилем воспитания и самооценкой. Результаты исследования могут быть полезны для лучшего понимания процессов формирования самооценки детей и выработки рекомендаций для коррекции стиля воспитания в гиперопекающих семьях.

Ключевые слова: самооценка, стиль воспитания, гиперопека.

В современном мире одним из важнейших составляющих самосознания любого человека, безусловно, стоит признать самооценку. Самооценка играет важнейшую роль в организации управления поведением человека и является основанием для определения задач, которые личность ставит перед собой и считает себя способной выполнить за счет имеющихся умений, навыков, способностей.

Стоит отметить, что проблема самооценки является одной из наиболее актуальных в современном мире и изучается в огромном количестве работ, как отечественными специалистами, так и международными. Данная тематика очень интересна из-за того, что от формирования правильной, эффективной самооценки в детстве зачастую зависит успешность человека в будущем. В этой связи, изучение влияния родителей и семьи на формирование самооценки детей, безусловно, является очень актуальной темой исследования. Таким образом, семья играет определяющую роль в формировании самооценки детей. В каждой семьи существует свой стиль воспитания, который формируется родительскими установками, ценностями, а также эмоциональным отношением к ребенку. Каждый родитель оказывает непосредственное влияние на поведение ребенка, усвоение им правил и норм поведения в обществе, на формирование позиции ребенка по отношению к себе и к миру [1].

Гипотеза исследования заключается в том, что самооценка детей, воспитывающихся в гиперопекаемой семье, будет прямо зависеть от выраженности стиля воспитания.

В качестве методик исследования использовались:

  1. Анализ семейных отношений (АСB);
  2. Лесенка (Щур В. Г.);
  3. Диагностика общей самооценки (Казанцевой Г.Н).

Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 40 респондентов, женщины в возрасте от 30 до 45 лет, имеющие детей в возрасте от 5 до 14 лет. 11 из них состоят в браке, 9 являются матерями-одиночками. 10 респондентов имеют высшее образование и на данный момент 14 проживают в Ставропольском крае и 26 в Московской области.

Этапы исследования:

  1. Подбор методик для определения стиля воспитания родителя и самооценки ребенка;
  2. Формирование разновозрастной выборки (дети от 5 до 14 лет);
  3. Проведение исследования, сбор первичных результатов эксперимента;
  4. Обработка результатов, их интерпретация, составление выводов.

План исследования представлен на рис. 1:

План исследования

Рис. 1. План исследования

По результатам методики Анализ семейных взаимоотношений (АСВ), разработанной Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицкисом, в выборке были рассчитаны основные описательные статистики. Данные представлены на рис. 2:

Распределение стилей воспитания в выборке

Рис. 2. Распределение стилей воспитания в выборке

В выборке детей были рассчитаны основные описательные статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, медиана, асимметрия, эксцесс, максимум и минимум.

Среднее значение по шкале «Самооценка» составляет 4.6. Разброс значений по выборке в пределах нормы (сигма=3.283). Медианное значение составляет 4. Выявлена левосторонняя асимметрия (A=0.304) — в выборке чаще встречаются значения ниже среднего. Выявлен отрицательный эксцесс (Е=-1.536). В выборке много значений находятся около крайних значений минимума и максимума. Значение минимума равно 1, значение максимума равно 10.

Благодаря этим данным мы можем визуализировать распределение самооценки в нашей выборке:

Распределение показателей самооценки среди детей

Рис. 3. Распределение показателей самооценки среди детей

Для подтверждения гипотезы были сравнены группы «Гиперпротекция» и группы «Потворствования» между собой с помощью критерия Т-Стьюдента для независимых выборок. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Расчет Т-Стьюдента для «Гиперпротекции»

Названия шкал

Среднее значение в группе «Гиперпротекция»

Среднее значение в группе «Потворствования»

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

Самооценка

6±1.155

6.1±2.283

-0.124

0.903

Различия по шкале «Гиперпротекция» между группой «Гиперпротекция» и группой «Потворствования» не значимы. Среднее значение в группе «Гиперпротекция» (X =6) меньше среднего значения группы «Потворствования» (X =6.1).

Для определения взаимосвязи стиля воспитания «гиперпротекция» и самооценки ребенка мы выбрали метод наименьших квадратов, так как он дает наилучшие (состоятельные, эффективные и несмещенные) оценки параметров уравнения регрессии. Но только в том случае, если выполняются определенные предпосылки относительно случайного члена (ε) и независимой переменной (x):

H 0 : r xy = 0, нет линейной взаимосвязи между стилем воспитания родителя и самооценкой ребенка;

H 1 : r xy ≠ 0, есть линейная взаимосвязь между стилем воспитания и самооценкой ребенка;

Поскольку |t набл | > t крит , то отклоняем гипотезу о равенстве 0 коэффициента корреляции. Другими словами, коэффициент корреляции статистически значим.

То есть существует прямолинейная значимая корреляция между гиперопекаемым стилем воспитания и самооценкой. Значит, чем больше показатель в данном стиле, тем выше самооценка ребенка.

Считающаяся важным компонентом эмоционального здоровья, самооценка включает в себя как уверенность в себе, так и принятие себя. Детям с высокой самооценкой легче справляться с конфликтами, противостоять негативному давлению и заводить друзей. Детям с низкой самооценкой трудно справляться с проблемами, они чрезмерно самокритичны и могут стать пассивными, замкнутыми и подавленными. На развитие самооценки у детей большое влияние оказывают родительские установки и поведение, в том числе, их стиль воспитания.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. 4-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 672 с.
  2. Алмазова, О.В., Дзукаева, В.П., Садовникова, Т. Ю. Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье // О. В. Алмазова, В. П. Дзукаева, Т. Ю. Садовникова. Знание. Понимание. Умение. Проблемы педагогики и психологии. -2018. -No2. -С. 290.
  3. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ. Медиа Паблишинг, 2018. — 419 с.
  4. Андрущенко, Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. — 2020. — № 4. — С. 5–7.
  5. Беляева, О. В. Сокол // Психологические проблемы современной Российской семьи: вторая Всероссийская научная конференция в 3-х частях. Часть I. -М., 2019. — С. 133.
  6. Берлингейм, Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком / Д. Берлингейм // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2017. — No 2.
  7. Бороздина, Л. В. Притязания и самооценка [Текст] / Л. В. Бороздина, Л. И. Вединская // Школьный психолог. — 2017. — № 3. — С.15–18.
  8. Захарова, А. В. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова // Начальная школа. — 2017. — № 3. — С. 58–65.
  9. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н. В. Шутова, В. В. Кисова. — М.: А–Приор, 2020. — 64 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
самооценка
стиль воспитания
гиперопека
Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 413-416):
Часть 6 (стр. 383-461)
Расположение в файле:
стр. 383стр. 413-416стр. 461

Молодой учёный