Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Компьютерное моделирование как инструмент реализации межпредметных связей

Педагогика
25.01.2024
93
Поделиться
Библиографическое описание
Короткова, В. С. Компьютерное моделирование как инструмент реализации межпредметных связей / В. С. Короткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 174-178. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110688/.


В статье раскрываются особенности обучения учащихся старших классов компьютерному моделированию на уроках информатики. Представлены примеры выполнения заданий, направленных на овладение учащимися умениями построения компьютерно-математических моделей реальных процессов из различных областей наук.

Ключевые слова: информатика, компьютерная грамотность, информационное моделирование, моделирование, информатизация, компьютерное моделирование.

Современный этап развития человеческого общества невозможен без развития таких областей научного познания, в которых в той или иной мере не использовались бы разного рода модели. Моделирование позволяет изучать объекты в различных сферах деятельности человека, дает возможность улучшать их характеристики, помогает человеку принимать обоснованные решения, предвидеть последствия своей деятельности.

Активное использование информационных моделей как инструмента познания и как средства обучения происходит в общеобразовательной школе по многим предметам — математике, физике, биологии и т. д. Каждый из этих предметов изучает присущие ему специфические информационные модели, но ни один из них не рассматривает способы построения самих моделей и не изучает их общие свойства.

Совершенствование методики изучения основ компьютерного моделирования предполагает разработку простых компьютерных моделей физических, технических, биологических и социальных систем, которые были бы понятны школьникам. Моделирование необходимо для того, чтобы изучить строение того или иного объекта, исследовать его структуру и основные свойства. Работа с моделью позволяет научиться управлять объектом, а также выявить наилучшие способы управления объектом или процессом при заданных условиях и критериях. Важнейшим качеством модели является способность прогнозировать прямые или косвенные последствия воздействия на конкретный объект или процесс.

Под компьютерным моделированием понимается метод анализа реальных физических процессов, основанный на применении компьютера. С помощью компьютера можно строить динамические модели, которые реагируют на возможные действия пользователя так же, как и реальный объект. Компьютерная модель реализуется с помощью программной среды и обеспечивает значительную гибкость при решении экспериментальных задач. Использование компьютерной модели позволяет ускорить или, наоборот, замедлить течение времени, дополнительно создать график, таблицу, повторить ситуацию, ввести в процесс случайные события и факторы. Таким образом, компьютерное моделирование способствует развитию у школьников исследовательских навыков. [1]

В результате изучения компьютерного моделирования, учащиеся должны:

– понять, что моделирование в любой области знаний имеет схожие черты;

– усвоить, что модели и компьютеры предоставляют возможность познавать окружающий мир и управлять им в интересах человека;

– осознать преимущества компьютерного эксперимента по сравнению с натурным.

Наиболее важным вопросом является выбор программного обеспечения для разработки компьютерной модели и проведения компьютерного эксперимента. Такое средство должно соответствовать двум основным критериям: быть доступным и его освоение не должно вызывать затруднений. Этим условиям отвечает табличный процессор MS Excel, входящий в пакет Microsoft Office и изучаемый в школьном курсе информатики. MS Excel представляет собой мощный программный инструмент, сочетающий в себе электронные таблицы и графический модуль для построения различных диаграмм, графиков и поверхностей, а также средства визуального программирования. В отличие от профессиональных математических и физических пакетах, MS Excel изначально не содержит физических моделей — их нужно создавать самостоятельно. Поэтому моделирование физических процессов средствами табличного процессора требует глубокого понимания физического и математического смысла используемых формул и моделей. Поэтому при решении задач целесообразно использовать именно этот программный продукт.

Ниже представлены примеры заданий из различных предметных областей, в которых применяется метод компьютерного моделирования.

Задание 1. Тело брошено под углом α к горизонту с начальной скоростью v 0 . Рассчитайте высоту h и длину l полета, максимальную высоту h max и длину l max полета, мгновенные скорости по осям x и y , текущие координаты x и y . По полученным значениям математической модели требуется визуализировать результат графически.

Математическая модель описывается формулами:

Таблица со значениями величин

Рис. 1. Таблица со значениями величин

Таблица со значениями величин в режиме отображения формул

Рис. 2. Таблица со значениями величин в режиме отображения формул

Графики зависимости y(x), x(t), y(t), vy(t)

Рис. 3. Графики зависимости y(x), x(t), y(t), v y (t)

Задание 2 . К источнику переменного напряжения регулируемой частоты подключен последовательный колебательный контур, состоящий из резистора R , конденсатора С и катушки индуктивности L . Рассчитайте емкостное Х C , индуктивное X L , полное сопротивления Z цепи и силу тока I на разных частотах. Постройте резонансные кривые U L (ω) , U C (ω) и фазочастотную характеристику φ(ω) . [2]

Для моделирования резонанса напряжений используются формулы:

Таблица со значениями величин

Рис. 4. Таблица со значениями величин

Таблица со значениями величин в режиме отображения формул

Рис. 5. Таблица со значениями величин в режиме отображения формул

Резонансные кривые UL(ω), UC(ω) и фазочастотная характеристика φ(ω)

Рис. 6. Резонансные кривые U L (ω) , U C (ω) и фазочастотная характеристика φ(ω)

Задание 3. Заполнить таблицу данных и построить по ним поверхность эллиптического и гиперболического параболоида.

Математическая модель эллиптического параболоида описывается формулой: .

Таблица со значениями величин

Рис. 7. Таблица со значениями величин

Диаграмма «Эллиптический параболоид»

Рис. 8. Диаграмма «Эллиптический параболоид»

Математическая модель гиперболического параболоида описывается формулой: .

Таблица со значениями величин

Рис. 9. Таблица со значениями величин

Диаграмма «Гиперболический параболоид»

Рис. 10. Диаграмма «Гиперболический параболоид»

Задание 4 . Одна из задач, которые решают биологи, — изучение изменения численности животных в некоторой области. Обозначим через N 0 начальную численность, а через N i -численность в i -й год с момента начала наблюдений. Тогда количество животных в ( i+1 )-й год может быть вычислено через их количество N i в предыдущем году: , где К — коэффициент прироста, R — отлавливаемая часть животных. [3]

Таблица со значениями величин и таблица со значениями величин в режиме отображения формул

Рис. 11. Таблица со значениями величин и таблица со значениями величин в режиме отображения формул

График зависимости N(i)

Рис. 12. График зависимости N(i)

Реализация рассмотренных в работе особенностей организации обучения моделированию старшеклассников способствует освоению опыта построения компьютерно-математических моделей, интерпретации результатов, которые получены в ходе моделирования реальных процессов. Помимо этого, выявленные особенности позволят в дальнейшем организовать самостоятельную работу учащихся при решении задач, представленных в школьных учебниках информатики.

Литература:

  1. Горностаева Т. Н. Компьютерное моделирование в школьном и вузовском курсе информатики / Т. Н. Горностаева, О. М. Горностаев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019 № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/84PDMN619.pdf (дата обращения: 16.04.2023)
  2. Майер Р. В. Методика использования электронных таблиц Excel для моделирования колебательных процессов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № V6. — 0,4п.л. — URL:http://e-koncept.ru/2017/170140.htm (дата обращения: 17.04.2023).
  3. Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 1 / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. — 240 с.: ил.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информатика
компьютерная грамотность
информационное моделирование
моделирование
информатизация
компьютерное моделирование
Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 174-178):
Часть 3 (стр. 155-233)
Расположение в файле:
стр. 155стр. 174-178стр. 233

Молодой учёный