Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Политические решения как элемент избирательного процесса

Научный руководитель
Политология
29.12.2023
60
Поделиться
Библиографическое описание
Куликова, Е. В. Политические решения как элемент избирательного процесса / Е. В. Куликова, М. В. Рябчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109750/.


В научной работе авторы рассматривают такое понятие как избирательный процесс, который является важной составляющей всего политического процесса в государстве. Также в статье исследуются принципы, состав и этапы избирательного процесса. Стоит отметить, ещё важную составляющую, именно принятие политических решений, которая является важным элементом политического процесса, а также внутренней стороной механизма воспроизведения целостной политической системы.

Ключевые слова: избирательный процесс, избирательная кампания, государство, выборы, избирательное право, политические решения, политика.

Под избирательным процессом понимается урегулированная законом и другими нормативными актами строгая последовательная деятельность по подготовке и проведению выборов. Проведение выборов является важной организационной задачей.

Избирательная кампанию представляет собой деятельность, направленную на подготовку и проведение выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов» [1].

Политические решения являются важным элементом избирательного процесса, поскольку они влияют на исход выборов и на то, каким образом будет управляться страна или регион. Политические решения могут приниматься как правительством, так и другими органами власти, а также политическими партиями и общественными организациями.

Политические решения, влияющие на избирательный процесс, могут включать в себя: изменение избирательного законодательства, определение границ избирательных округов, назначение даты выборов, финансирование избирательных кампаний, регулирование избирательных кампаний, организация и проведение выборов.

Политические решения, принимаемые в отношении избирательного процесса, могут иметь значительное влияние на исход выборов и на то, каким образом будет управляться страна или регион. Поэтому важно, чтобы эти решения принимались открыто и прозрачно, с учетом интересов всех участников избирательного процесса.

В рамках избирательного процесса можно выделить четыре больших этапа. Первая стадия-подготовительная, включающая определение даты выборов, регистрация избирателей, формирование избирательных комиссий. Вторая стадия представляет собой проведение информационных избирательных кампаний, включая в себя выдвижение и регистрацию кандидатов, информирование избирателей о программах кандидатов. Третья стадия является стадией проведения выборов. Четвертая стадия включает подсчет голосов, подведение итогов выборной кампании, рассмотрение протестов.

Избирательная комиссия Российской Федерации представляет собой следующую структуру [2]: центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Важнейшей категорией в избирательном законодательстве с 1999 года является «избирательные права граждан», которая определяется как: «конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации» [3].

Избирательный процесс на территории Российской Федерации осуществляется на основе ряда принципов, которые являются основой правового регулирования отношений, возникающих в ходе избирательного процесса [4]. Среди принципов можно выделить следующие:

– всеобщность (принцип отражен в статье 32 Конституции РФ [5], обозначающий, что в выборах могут принимать участие все граждане РФ, за исключением ограничительных цензов: недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда);

– анонимность (согласно статье 7 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ голосование на выборах является тайным, никто не может контролировать и воздействовать на волеизъявление граждан);

– добровольность (согласно статье 3 пункту 3 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ никто не вправе осуществлять деятельность, направленную на принуждение гражданина к участию в выборах);

– открытость и гласность (согласно статье 3 пункту 5 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ выборные процессы осуществляются открыто и гласно, доступны к информационному освещению);

– альтернативность (согласно статье 38 пункту 33 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ требование законодательства РФ заключается в том, чтобы число зарегистрированных мандатов (или список кандидатов) не было меньше или равно числу мандатов);

– периодичность проведения выборов (требует проведение выборов в обязательном порядке в определенные сроки, обеспечивая сменяемость политической власти).

Как уже было сказано выше избирательный процесс имеет обширную нормативную базу. Источниками избирательного права являются [6]:

– Конституция РФ, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

– федеральные конституционные законы; федеральные законы, а также законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок проведения выборов в различные органы государственной власти и органов местного самоуправления.

Благодаря новой Конституции РФ 1993 года, была создана новая структура организации государственной власти в России. Согласно статье № 11 Конституции РФ, парламентом в Российской Федерации является Федеральное собрание РФ, состоящее из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В статьях № 94–109 разграничивались обязанности двух нововведенных органов [7].

На современном этапе развития российского парламентаризма Государственная Дума обладает необходимой законодательной базой и реальными политическими возможностями для проведения различных социально-экономических, правовых и политических преобразований, направленных на обеспечение общественно-политической стабильности в государстве [8], которые создают все условия для осуществления управленческих процессов в избирательной среде.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67 — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18173 (дата обращения: 08.12.2023).
  2. Алехина, И. С. Система избирательных комиссий в Российской Федерации// Управленческое консультирование. — 2014. — № 4. — С. 129.
  3. Лучин, В. О. Избирательное право России: учебник для студентов вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Закон и право, 2010. — С. 568.
  4. Биктагиров, Р. Т. Принципы российского избирательного процесса и их правовое содержание // Избирательное право. — 2011. — № 4. — С.3.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  6. Митюшев, Д. И. Избирательное право и процесс: учебное пособие / Д. И. Митюшев. — Сыктывкар, 2019. — С.8.
  7. Труфанова, А.Ю., Бабенкова, В.Р., Шепелева, М.П., Пенькова, А. Н. Трансформация Российской избирательной системы и права от постсоветского периода до современности // Вестник ВУиТ. — 2022. — № 2 — С.29.
  8. Давыдова, Н. С. Модели партийно-электоральной агрегации в политической жизни современной России// Коммуникология. — 2022. — № 1. –. С.179.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
избирательный процесс
избирательная кампания
государство
выборы
избирательное право
политические решения
политика
Молодой учёный №52 (499) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 351-353):
Часть 6 (стр. 333-397)
Расположение в файле:
стр. 333стр. 351-353стр. 397

Молодой учёный