Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Педагогика
18.12.2023
71
Поделиться
Аннотация
Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье предлагаются новые пути к формированию навыка говорения у студентов с высоким уровнем знания иностранного языка. К рассмотрению также предлагаются инновационные технологии использования аутентичных материалов в контексте развития коммуникативной компетенции.
Библиографическое описание
Татаринова, Д. А. Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов / Д. А. Татаринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 114-115. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109231/.


Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье предлагаются новые пути к формированию навыка говорения у студентов с высоким уровнем знания иностранного языка. К рассмотрению также предлагаются инновационные технологии использования аутентичных материалов в контексте развития коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, навык говорения, TED talk, публичные выступления .

Говорение является одним из важнейших навыков при развитии коммуникативной компетенции. Для эффективной коммуникации важно развивать следующие навыки:

— структурирования информации — выражать идеи логично и последовательно;

— понимания и адаптации — не только речи, но и интонаций, специальной лексики, присущей культуре народа изучаемого языка;

— речевого творчества;

— риторические навыки — умение убеждать и поддерживать беседу [1].

Существует две формы говорения: диалогическая и монологическая речь. Несмотря на то, что наиболее популярным методом обучения данному навыку является типичная коммуникативная ситуация, где студенты призваны поддержать реальный диалог в рамках типичных социальных ролей и речевого поведения, публичные выступления также могут выступать эффективным методом развития говорения. Публичное выступление включает в себя элементы как диалога (оратор — слушатели), так и монолога — в зависимости от формы проведения.

Монологическая речь занимает важное место в процессе развития коммуникативной компетенции, в особенности у студентов с высоким уровнем знания иностранного языка. В попытке доказать данное утверждение, следует отметить несколько ключевых факторов:

1) «монологическая речь помогает в развитии понимания и оценки информации; призывая студентов выразить идеи с помощью монолога, преподаватель способствует развитию аналитических способностей студентов, а также критического мышления;

2) практика монологической речи способствует улучшению грамматических и фонетических навыков, также как и в рамка диалога;

3) монологическая речь требует связанности и последовательности изложения идей, чем способствует развитию навыка логичного повествования;

4) студент, обладающий навыками высказывания мыслей в формате монолога, приобретает уверенность в себе при возникновении коммуникативной ситуации» [2, c.4].

Данный вопрос вызывает большой интерес исследователей, появляются новые подходы в обучении говорению и развитии коммуникативной компетенции.

На сегодняшний день одним из примеров инновационных методов в развитии коммуникативных навыков является использование аутентичных материалов — таких как выступления TED talk.

Существует множество положительных сторон использования формата TED talk, а именно:

— доклады на TED представляют собой образцы аутентичной речи на английском языке от спикеров со всего мира; для студентов это возможность понимать естественный ритм, интонацию, лексику, акцент;

— предлагаемые доклады предполагают различный выбор тем, что позволит преподавателю подобрать соответствующий материал;

— использование материалов от TED позволит поддерживать интерактивность на занятиях, студенты будут оставаться более вовлеченными.

Говоря о положительных сторонах формата, стоит отметить, что он также является эффективным при развитии навыка говорения. Публичные выступления, выступая эффективным методом развития говорения, могут быть созданы с использованием шаблона формата TED talk. Публичные выступления формата TED talk предоставляют отличную возможность практики устной речи, умение выступать перед аудиторией способствует развитию самоуверенности у студентов, кроме того, развиваются навыки презентации в зависимости от аудитории и ее реакции. Публичные выступления способны подготовить студентов к коммуникативной ситуации: как реагировать на провокационные вопросы и комментарии аудитории. Обучение публичному высказыванию в формате TED talk в соответствии с коммуникативным подходом учитывает особенности реального коммуникативного события и модели реального выступления [3].

В заключение, несмотря на некоторые минусы использования формата TED talk, а именно: сложность лексико-грамматического материала, содержание неспецифичного для обучения материала, что требует затрачивания большего времени преподавателя на подготовку и адаптацию текста, данный формат все еще вызывает большой интерес являясь аутентичным и одним из ведущих жанров коммуникации. Преподавателям следует обратить на него внимание, как вариант дополнения учебного процесса с целью развития навыков говорения. Данный формат развития навыка говорения путем публичных выступлений является одним из продуктивных способов формирования коммуникативной компетенции у студентов с повышенным уровнем владения английским языком.

Литература:

  1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
  2. Тарлаковская Е. А. Приемы обучения воздейственной стороне монологической речи в условиях модернизации содержания образования [Электронный ресурс]. — 2013. — 4 c. — Режим доступа: http://www.teoria-practi-ca.ru/-4–2013/pedagogics/tarlakovskaya.pdf.
  3. Goldstein J. Public Speaking: A Meta-Communicative Approach. Routledge, 2017. 729 p.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коммуникативная компетенция
навык говорения
TED talk
публичные выступления
Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 114-115):
Часть 2 (стр. 69-145)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 114-115стр. 145

Молодой учёный