Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Понятие здравоохранения как сферы государственного управления

Научный руководитель
Юриспруденция
07.12.2023
818
Поделиться
Библиографическое описание
Шибин, А. А. Понятие здравоохранения как сферы государственного управления / А. А. Шибин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 464-469. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108637/.


В статье автор пытается дать характеристику понятию «здравоохранения», рассматривая его с точки в качестве сферы государственного управления.

Ключевые слова : медицинская помощь, Российская Федерация, здравоохранение, организация здравоохранения, медицинская услуга.

Здравоохранение одна из важнейших сфер жизни, как государства, так и общества. Человеческое здоровье в России является одним из объектов защиты/охраны Основного Закона. Соответствующие нормы закреплены в диспозиции статьи 7 Конституции РФ. А в конституционной статье 41 говорится о том, что все граждане-россияне вправе на получение медпомощи и охрану собственного здоровья. Важность вопроса такой правовой охраны связана с тем, что от ее эффективности зависит не просто состояние отдельной личности, а национальная безопасность в целом.

Актуальность темы определяется тем, что здравоохранение относят к важнейшим стратегическим целям деятельности государства как центрального общественного института, оно во многом определяет основные показатели благополучия народонаселения. Так в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, указано, что национальными интересами России, определяющими положение страны в долгосрочной перспективе, выступают сбережение народа России, развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни людей. Реализация целей государственной политики в указанных сферах достигается последовательным решением множества задач, включая преодоление отрицательной тенденции в демографии, последовательное решение системных задач в области здравоохранения, медицинской помощи, профилактике заболеваний, повышение уровня жизни, решение задач в экологической сфере и многое другое.

Эффективное функционирование системы здравоохранения выступает важным условием для устойчивого развития общества и государства в целом.

С одной стороны — это безопасность страны и спокойствие граждан. Люди должны знать, что в момент, когда на карту будет поставлено главное — их здоровье и жизнь, — государство обеспечит их медицинской помощью. Это гарантия социального спокойствия в стране.

С другой стороны, здравоохранение, сохраняя жизни и здоровье граждан, не только тратит государственные средства, но и вносит огромный вклад в ВВП страны. Как отмечает ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Г.Улумбекова, на каждый дополнительно вложенный в медицину рубль государство получает дополнительный доход в пять-семь раз больший. Именно поэтому основные расходы на бесплатную медицинскую помощь во всех странах государство берет на себя [1].

Актуальность исследования государственного регулирования в сфере здравоохранения повысилась в условиях новых факторов общественного развития, спровоцированных последствиями пандемии COVID-19, когда испытывалась на прочность система российского здравоохранения, потребовав консолидации всех усилий государства, в сочетании с финансовым спадом из-за санкций, введенных против России, а также необходимостью ускоренного внедрения технологий и цифровизации, кардинально меняющих ситуацию для пациентов и практикующих врачей.

Мир сильно изменился по сравнению с тем, каким он был десять лет назад, и нигде это так не проявляется, как в здравоохранении. В современном мире политические решения могут оказывать глубокое влияние на самые разные сферы жизни, включая и такую критически важную область, как здравоохранение. Медицина находится в области социальных обязательств государства перед гражданами, она опосредована возникновением новых потребностей населения в повышении качества жизни, которое реализуется во многом за счет сохранения здоровья. Постоянно возрастающие запросы со стороны общества к здравоохранению заставляют последнее постоянно пополняться новыми технологиями, которые часто исходят из немедицинской среды, прежде всего, цифровые технологии и порождаемые ими новые направления, а также трансформируемые старые [2].

Послание Президента Федеральному Собранию о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года выступило основой формирования обновленной системы государственного управления приоритетными отраслями отечественной экономики, в результате чего были разработаны национальные проекты по тринадцати стратегическим направлениям, включая здравоохранение. Таким образом, изменение приоритетов и основных направлений государственной политики в сфере регулирования системы здравоохранения на современном этапе обуславливают актуальность исследования данной темы.

Здравоохранение, как социальный институт, представляемый в условиях организационно-функциональной государственной системы, влияет на совокупность всех факторов и условий здорового образа жизни [3]. Изучением общества и медицины, в их взаимообусловленности в рамках социального института здравоохранения, занимаются такие науки, как социальная гигиена, эпидемиология, медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, менеджмент здравоохранения, социальная педиатрия, социальная геронтология, медицинская экономика, медицинская этика и другие. В отечественной социологии здравоохранения имеется около пятидесяти определений таких понятий, как «здоровье» и «болезнь». Безусловно, это создает определенную двусмысленность в их привычном словоупотреблении [4].

Вполне закономерно при изучении понятия «здравоохранение» было бы обратиться к его легальному определению в соответствующем нормативном акте. Однако, на сегодня не существует законодательной дефиниции этого термина, что свидетельствует о пробеле в нормах права, регулирующих анализируемую сферу. Также легальной формулировки «здравоохранения» не имеется ни в Стратегии развития здравоохранения, ни в комплексной программе Правительства РФ (Паспорте национального проекта «Здравоохранение», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). Исходя из этого стоит рассматривать значение термина «здравоохранение» через взаимосвязь понятий, которые применяются законодателем в границах дефиниций «здоровье», и «охрана здоровья», «медицинская помощь» и других, закреплённых в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту –Закон № 323-ФЗ). Формулировка понятия «здоровье» раскрывается как состояние благополучия человека при отсутствии заболевания и расстройства функций органов и систем организма. Где благополучие дается в его многоаспектности (благополучие физическое, психическое и социальное). Данное в законе определение дефиниции «здоровье» во многом коррелирует с его формулировкой в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) от 22.07.1946 г.

В содержании этого же Закона № 323-ФЗ определение «охрана здоровья» рассматривается сквозь призму комплекса разного рода мероприятий (медицинских, научных, правовых, экономических и пр.), разрабатываемых и реализуемых наделенными соответствующими правомочиями субъектами для поддержания здоровья всех жителей (как психического, так и психологического), а также для предупреждения возникновения/развития болезней, обеспечения среди граждан активного долголетия, оказания им необходимой медпомощи.

В широком, универсальном, смысле система здравоохранения, как затрагивающая интересы все граждан, влияющая на все общество в целом, представляет собой совокупность форм, в рамках которых осуществляется медицинская деятельность. Основной функцией системы здравоохранения, исходя из социально-организационного контекста, является охрана общественного здоровья в широком смысле, выражающаяся через специфическую государственную деятельность. Основное назначение всей отрасли определяется как удовлетворение потребностей общества в услугах в области охраны здоровья. Состояние общественного здоровья характеризуется целым рядом конкретных показателей: демографической ситуацией, уровнем заболеваемости населения, оценкой санитарно-эпидемиологического благополучия и другими. К оценочным критериям экономического характера относят: расходы на здравоохранение в процентном отношении от валового внутреннего продукта (ВВП), структура таких расходов, характеристика финансовых потоков на осуществление профилактических мероприятий, амбулаторной и стационарной помощи, обязательную оценку эффективности и достигнутых результатов системы здравоохранения.

В узком, профессиональном (отраслевом) смысле, здравоохранение включает в себя все медико-санитарные мероприятия, которые осуществляются организациями здравоохранения в целях уменьшения заболеваемости граждан, снижение смертности населения, сохранения здоровья и гармонического развития человека. Такими мероприятиями являются: врачебно-медицинские (лечение и предупреждение болезней); сугубо медицинские (противодействие инфекционным патологиям и их предупреждение среди населения); обеспечивающие санитарное эпидемиологическое благополучие граждан, также являющиеся медицинскими; медицинские, связанные с наблюдением диспансерного типа; обеспечение запросов населения в общей совокупности разновидностей медпомощи и прочие [5].

Положения статьи 1 Закона № 323-ФЗ описывают предмет праворегламентации, под которым рассматривается комплекс существующих в здравоохранительной отрасли социальных взаимоотношений, дифференцируя их на 5 категорий:

– основополагающие;

– отношения в области здравоохранения, составляющие гражданские и человеческие обязанности и права, а также обязанности и права обособленных социальных общностей в здравоохранительной области и гаранты практического осуществления данных прав, обеспечивается властными структурами разных уровней, наделенными соответствующими правомочиями;

– отношения, которые детерминируют специализированное правовое положение публично-властных структур;

– отношения, касающиеся специализированного правового положения коллективных субъектов в здравоохранительной области;

– отношения, касающиеся обязательств и прав фармацевтических и медработников [6].

Основными структурными элементами системы здравоохранения являются медицинские организации, осуществляющие различные виды медицинской помощи, обеспечивающие профилактику заболеваний и охрану здоровья населения. Номенклатура организаций здравоохранения содержит три типа, каждый объединяет определенное количество соответствующих видов организаций здравоохранения. Сюда входят относящиеся к санитарно-эпидемиологической госслужбе организации, организации из группы «аптечные» и лечебно-профилактические организации).

Самая большая группа из указанной номенклатуры — это лечебно-профилактические организации, где населению оказывается медицинская помощь как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. К лечебно-профилактическим относят следующие виды организаций:

– больницы (от уровня оказания медицинской помощи: краевые, областные, республиканские, районные, городские, участковые больницы; госпитали, медико-санитарные части, специализированные больницы, такие как онкологические, кардиологические, туберкулезные и т. д.);

– организации здравоохранения особого типа (бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомическое бюро;

– диспансеры (в зависимости от профиля осуществляемой медицинской помощи: врачебно-физкультурные, онкологические, противотуберкулезные, психоневрологические, инфекционные, наркологические, а также диспансеры для лиц с хроническими заболеваниями и т. д.);

– амбулаторно-поликлинические (в зависимости от уровня оказания медицинской помощи: городские, районные, детские поликлиники, специализированные поликлиники (например, стоматологические); фельдшерско-акушерские пункты; центры; амбулатории, лечебницы);

– организации скорой медицинской помощи и переливания крови (в зависимости от уровня оказания медицинской помощи: станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи);

– организации охраны материнства и детства (в зависимости от уровня оказания медицинской помощи: женские консультации, родильные дома, перинатальные центры, детские поликлиники, центры охраны здоровья семьи и детей и др.);

– санаторно-курортные организации (в зависимости от профиля оказываемой медицинской помощи: бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории (курорты), санатории-профилактории, детские санатории и др.);

– клиники (клиники медицинской научной организации).

В структуру здравоохранения как комплексной социально-культурной отрасли и объекта государственного управления входят также ведомственные организации здравоохранения (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и некоторых других министерств [5].

В диспозиции части 3 статьи 2 Закона № 323-ФЗ раскрывается содержательная сторона определения «медпомощь» в качестве самого значимого компонента действующей здравоохранительной системы. Под данной терминологической единицей понимается обширный диапазон мероприятий, сориентированных на восстановление и сохранение здоровья (включая оказание медорганизациями услуг из категории «медицинские», классифицируемых по форме, условиям и видам). Исходя из сформировавшейся практики, медпомощь предоставляется в стационарных или амбулаторных условиях при медорганизации или за ее пределами.

В диспозиции части 1 статьи 32 Закона № 323-ФЗ и ряде иных закрепленных в нем нормативных предписаний регламентируются разновидности медпомощи: медицинская санитарная первичная (положения статьи 33); специальная, включая высокотехнологическую (положения статьи 34); скорая, включая специальную (положения статьи 35); паллиативная медпомощь (положения статьи 36). Также дифференцированы три основные формы предоставления медпомощи — плановая, неотложная и экстренная.

В статье 32 Закона № 323-ФЗ охарактеризованы форматы, условия и разновидности медпомощи. Медпомощь, помимо предоставляемой в контексте апробации клинического плана, оказывается на основании порядков, требований и правил, отраженных в Положениях, утверждаемых наделенными соответствующими правомочиями исполнительно-властными структурами федерального уровня. Их предписания обладают обязательным характером для всех функционирующих на российской территории медорганизаций. В ходе предоставления медпомощи должны неукоснительно исполняться имеющие место терапевтические протоколы (рекомендации клинического порядка) и предусмотренные для предоставления медпомощи стандарты. Последние тоже проходят утверждение исполнительно-властной структурой, наделенной соответствующими правомочиями, о чем прямо сказано в части 1 статьи 37 Закона № 323-ФЗ [7].

Учитывая правую сущность, между определениями услуг из категории «медицинские» и медпомощи возможно выделить прямую связь. Вместе с тем, предоставление медпомощи обладает более обширным характером и содержит в своей структуре, в частности, и медуслуги, играя роль понятия родового порядка для медуслуг, детерминируя их форму и содержательную сторону. Вместе с тем, в действующем законодательстве закреплен исчерпывающий спектр услуг из группы «медицинские», тогда как определение «медпомощь» обладает в своем содержании и рядом иных дополнительных мероприятий, отсутствующих в законодательных нормативных предписаниях при определении медуслуги. Обращая внимание на то обстоятельство, что предоставляемые населению медуслуги обладают непосредственной связью с человеческим состоянием здоровья, то, следовательно, они затрагивают и здравоохранительную систему. Вместе с тем, отмечается существенное масштабирование разновидностей медуслуг в среде образовываемого их рынка, а за государственной стороной закрепляется обязанность должным образом регулировать эту сферу и держать под контролем каждого субъекта, предоставляющего медуслуги.

Согласно положениям из диспозиции части 4 статьи 2 Закона № 323-ФЗ, терминологическая единица «медуслуга» рассматривается в качестве вмешательства медицинского характера (либо данных вмешательств), ориентированных на лечение, диагностику и профилактику болезней, а также на реабилитацию медицинского плана. В той связи, что в процессе предоставления медуслуги гражданское лицо одновременно играет роль и субъекта-потребителя медуслуги, и субъекта-пациента, в течение довольно продолжительного периода имеет место вопрос, касающийся включения медуслуги в состав связанной с обслуживанием области. Результаты аналитической работы относительно самого понятия «медуслуга» не исключают критерий-признак «возмездности», «платности» предоставляемой услуги. В частности, положения ст. 19 Закона № 323-ФЗ говорят о том, что медпомощь оказывается и на безвозмездной основе (бесплатно) в объеме гарантированного характера по соответствующим госпрограммам, и на платной основе в ходе получения возмездных медуслуг и прочих услуг, включая на основании договорного соглашения ДМС (медстрахования на добровольных началах).

Рассматривая возмездные медуслуги, выделяем отраженную в пункте 8 статьи 84 Закона № 323-ФЗ непосредственную отсылку на положения Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300–1. Благодаря этому, происходит гарантирование и провозглашение права субъектов-потребителей (субъектов-пациентов) на обладающие должным уровнем качества услуги, не представляющие опасности для состояния здоровья, жизни и собственности субъектов-потребителей и экологии, а также право на получение информационных данных, связанных с услугами, оказывающими их субъектами/организациями, что, в свою очередь, гарантирует социальную и государственную защиту законных интересов субъектов-потребителей услуг из категории «медицинские». В общем же, ввиду обширной области использования положений посвященного защите потребительских прав Закона № 323-ФЗ, использование закрепленных в нем норм относительно деятельности по предоставлению медуслуг сопряжено со многочисленными сложностями и проблемными аспектами.

Распространенное утверждение, касающееся отсутствия какой-либо возможности интеграции медуслуг в составе связанной с обслуживанием области, подкрепляется потребностью в конкретизации соотношения, существующего между такими определениями, как «медуслуга», «медпомощь» и «здравоохранение» («охрана здоровья»).В той связи, что закрепленные в конституционной статье 41 нормы закрепляют право каждого на получение медпомощи и здравоохранение, эти определения приобретают общепринятый характер, потому что медицина и медпомощь — это неотъемлемые компоненты здравоохранительной отрасли.

В соответствии с действующими в РФ законодательными регламентациями, россиянам в здравоохранительных организациях (муниципального и госуровня) медпомощь предоставляется безвозмездно. Финансовые ресурсы для этого выделяются из разных бюджетов, а также обеспечиваются взносами по страхованию и прочими поступлениями. Тем не менее, тогда, учитывая неотъемлемость элемента экономического плана, всякую медпомощь возможно рассматривать в качестве услуги, и отличаются только финансовые источники (деньги субъекта-пациента, организаций-страховщиков, бюджетов разного уровня). В таком контексте при представлении профессиональной медпомощи, возможно выделить некоторое сходство определения «медуслуга» и «медпомощь» [8].

Как сказал министр здравоохранения М. Мурашко на собрании Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений 28 октября прошлого года, медицинский работник оказывает медицинскую помощь, а не медицинскую услугу. По словам главы Минздрава, медицинская услуга, скорее выступает как единица тарификации медицинской помощи и используется для финансово-экономических расчетов и медицинской статистики. Поэтому именно в этом контексте, во избежание разночтения в трактовках, термин «медицинская услуга» нуждается в законодательном уточнении и закреплении, считает министр.

В завершении отмечаем, что определение «здравоохранение» при его признании в качестве государственно-управленческой области обладает весьма разноаспектным характером. В его содержание входит и медицинская помощь, и иная деятельность, сориентированная на поддержании здоровья населения (включая деятельность в спортивно-физкультурной сфере). Здравоохранение — это обширный диапазон профилактических, медицинских, научно-исследовательских, правовых, экономическим и политических мер, нацеленных на закрепление здоровья граждан, предупреждение болезней и сохранение активного долголетия населения, оказание ему медпомощи.

Литература:

  1. Улумбекова, Г. На каждый вложенный в здравоохранение рубль государство получает 7 рублей / Г. Улумбекова. — Текст: электронный // Высшая школа организации и управления здравоохранением: [сайт]. — URL: https://www.vshouz.ru/news/smi/wcs-15307/ (дата обращения: 30.11.2023).
  2. М. И. Медицина будущего: тренды и технологические решения / М. И. Муслимов — Текст: непосредственный// Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2021. — № 85. — С. 3–14.
  3. Иванов, Д. А. Система здравоохранения как социальный институт / Д. А. Иванов, А. А. Ефремов— Текст: непосредственный // Актуальные исследования. — 2019. — № 3(3). — С. 90–93.
  4. Дмитриева, Е. В. От социологии медицины к социологии здоровья / Е. В. Дмитриева. — Текст: непосредственный // Социологические исследования. . — 2003. — № 11. — С. 51–57.
  5. Конин, Н. М. Административное право: учебник для вузов / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 459 с. — Текст: непосредственный.
  6. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации». / Коллектив авторов. Специально для системы ГАРАНТ, 2022. — Текст: электронный // Система ГАРАНТ: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 30.11.2023).
  7. Чашин, А. Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Часть I / А. Н. Чашин. — Текст: электронный // Советник юриста: научно-практический журнал № 2. 2012: [сайт]. — URL: http://s-yu.ru/articles/2012/2/5700.html (дата обращения: 30.11.2023).
  8. Комаровская, Н. Л. Современные тенденции развития сферы медицинских услуг / Н. Л. Комаровская, М. Ю. Осипова— Текст: электронный // Социальные и экономические системы. — 2019. — № 6(12). — С. 101–122.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
медицинская помощь
Российская Федерация
здравоохранение
организация здравоохранения
медицинская услуга
Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 464-469):
Часть 7 (стр. 449-525)
Расположение в файле:
стр. 449стр. 464-469стр. 525

Молодой учёный