Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок

Научный руководитель
Юриспруденция
17.11.2023
2262
Поделиться
Аннотация
В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые конвенциями.
Библиографическое описание
Бледных, В. А. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок / В. А. Бледных, А. А. Чульдум. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 181-182. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107762/.


В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые конвенциями.

Ключевые слова: правовое регулирование, международные автомобильные перевозки, Конвенция МДП, перевозка, груз.

Прежде чем мы начнем раскрывать выбранную нами тему, обозначим понятие «международная автомобильная перевозка».

Международная автомобильная перевозка — это процесс перевозки товаров и (или) пассажиров между двумя или более странами, когда груз или пассажир перемещаются или транспортируются за границу в соответствии с договором перевозки.

На сегодняшний день быстрая и качественная перевозка грузов просто необходима [7].

Огромное количество граждан уверенно используют автомобильный транспорт, ставший для всех проверенным и удобным видом транспорта.

Иванова Т. А. в одной из своих работ указала положительные признаки международных автомобильных перевозок: «Достаточное количество транспортных организаций предоставляют услуги автомобильных перевозок в международном сообщении. Для автомобильного транспорта при осуществлении внешнеторговых перевозок характерны определенные преимущества по сравнению с другими видами транспорта: выполнение в сжатые сроки и систематическая доставка. Груз может перевозиться без упаковки, или упаковка требуется в меньших объемах» [6, с. 70].

Переходя к правовому регулированию договора международных автомобильных перевозок выделим основную его особенность — все основные вопросы по данному договору регулируются конвенциями, содержащими в себе унифицированные нормы, помогающие определить все моменты и условия договора, и обладают как двусторонним характером, так и многосторонним.

Основополагающим нормативным актом, закрепляющим правила, регулирующие отношения в сфере международных автомобильных перевозок, является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года.

Благодаря Конвенции можно решить такие вопросы, как расположение доставочных пунктов на территории каждой страны и определить стран участников. 30 июня 2023 года Правительство Российской Федерации вынесло Постановление.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2023 г. № 1078 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» до 30 декабря 2023 был продлен запрет на международные автомобильные перевозки ряда грузов по территории России транспортными средствами недружественных государств, а также введен запрет на перевозки по территории России польскими транспортными средствами [3].

Между тем, для критически важных товаров (лекарственные средства, медицинские изделия, и другие ) сделаны исключения. Важным стоит уточнить, что к дружественным и нейтральным странам на 2023 год относятся Китай, Аргентина, Египет, Индия, Марокко, Молдова, Перу, Тунис и др.

Страны, признанные недружественными, официально закреплены в Распоряжении Правительства РФ от 5 марта 2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» [4].

К ним относятся: Украина, Австралия, Канада, Сингапур, Исландия и др.

Очевидно, что возможно, что и отправитель груза, и перевозчик являются российскими лицами, но перевозка должна осуществляться за пределами территории Российской Федерации. В этом случае отношения будут регулироваться международной конвенцией, в свою очередь, российское законодательство будет применяться опосредованно, в той части, которая не противоречит положениям Конвенции [6, с. 70].

Конвенция содержит статьи, регулирующие:

— пределы ответственности перевозчика (ст. 23);

— ответственность перевозчика за груз (ст. 17);

— определение размера ущерба за потерю или повреждение груза.

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим международные автомобильные перевозки, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [2]. Если говорить конкретнее, то данный закон регулирует отношения сторон, возникающие при выполнении международных автомобильных перевозок.

Нельзя не упомянуть гл. 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации [1], регулирующую перевозку грузов по самым общим правилам, а также гл. 41 «Транспортная экспедиция», применяющаяся для регулирования договора транспортной экспедиции.

Особое внимание также следует уделить: Таможенной конвенции о международной перевозки грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 г.) и Международной конвенции о согласовании условий контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982 г.).

Конвенция МДП была заключена с целью унификации таможенных процедур и упрощения процедуры выдачи разрешений на международные перевозки грузов.

В соответствии с положениями Конвенции МДП, «гарантийное объединение», являющееся членом Международного союза автомобильного транспорта, берет на себя ответственность за нарушение условий перевозки грузов с использованием книжки МДП, которое обязано оплатить все таможенные пошлины и сборы, причитающиеся в случае нарушения режима предусмотрено Конвенцией МДП.

В Российской Федерации таким гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) [5, с. 99].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // Российская газета. № 146. 4 авг.
  3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2023 г. № 1078 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. 2023.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 11. — Ст. 1748.
  5. Абарышев В. А., Кожевникова А. И. Правовое регулирование договора международной перевозки автомобильным транспортом // Вестник науки. 2022. № 6 (51). С. 95–101.
  6. Иванова Т. А. Некоторые вопросы ответственности автоперевозчика по договору международной перевозки грузов // Вопросы российского и международного права. 2021. Том 11. № 2А. С. 69–75.
  7. Миличенкова Ю. В. Автомобильные перевозки как часть жизни обществ // Молодой ученый. 2019. № 37 (275). С. 173–175.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правовое регулирование
международные автомобильные перевозки
Конвенция МДП
перевозка
груз
Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 181-182):
Часть 3 (стр. 153-225)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 181-182стр. 225

Молодой учёный