Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Педагогика
15.11.2023
77
Поделиться
Библиографическое описание
Кононова, Е. Н. Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа / Е. Н. Кононова, Н. Н. Мохова, О. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 386-387. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107744/.


Культурно-нравственное воспитание является приоритетным в формировании и развитии личности школьников. В настоящее время крайне необходимо духовное оздоровление русского народа, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и становится исторически обедненным. Нравственно-эстетическое воспитание детей — это формирование у них моральных качеств, навыков и привычек. Подрастающему поколению крайне необходимо формирование эстетических взглядов, вкусов, видение прекрасного во всех его проявлениях. Первое, с чего необходимо начать — это познакомиться с традициями и культурой христиан, с обычаями русского народа, приблизив, на сколько это возможно, к современной жизни, именно этим можно подчеркнуть связь времён и поколений. Классическая музыка, архитектура, живопись, как правило, выполняют свою роль в воспитании нравственных качеств обучающихся.

И перед педагогом стоят следующие задачи:

— формирование нравственных умений и навыков;

— приобщение к народной культуре.

— формирование чувства причастности к духовной культуре своего народа.

Чтобы решить эти задачи, нужно создать систему мероприятий, основанных на народных традициях и обычаях. Основная форма работы — это занятия в дополнительных объединениях, систематические интегрированные мероприятия, а также праздники, на которых дети — основные участники событий.

Занятия проводятся в форме бесед, прослушивания классической музыки, рисования, чтения художественной литературы. Традиционно в нашей школе проводятся мероприятия, посвященные христианским праздникам. Есть немало народных праздников, уходящих корнями в древность. Это «Рождество», «Масленица» и др. Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это неотъемлемая часть культуры русского народа. Программой дополнительного объединения «Фантазия» предусмотрены занятия изобразительной деятельностью по темам: «Гжель», «Хохломская роспись», а также лепка из пластилина в традиционной технике.

Изучая особенности жизни наших предков, мы можем почувствовать себя частью огромного временного потока. Благодаря таким мероприятиям у школьников формируется умение сотрудничать при работе в группах, развивается речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности. Это помогает педагогу поддержать талантливых ребят, побуждать их к проявлению инициативы, развитию интереса к исторической памяти русского народа.

В настоящее время тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания, как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьёзные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития. Все знают старую поговорку: «Всё новое — хорошо забытое старое». В действительности так и есть, используя опыт наших предшественников мы создаем продукт и выдаем его за новый.

Культура своего народа всегда выделяется обществом как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить «с молоком матери». Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от неё в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период. В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Поэтому у педагога появляется удивительные возможности дать ребёнку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Знакомство с культурой своего народа необходимо начинать с раннего возраста, что позволит подрастающему поколению приобщиться к ее дальнейшему развитию и стать основой для активной творческой деятельности.

Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, научит понимать и удивляться расскажет о жизни предков — тех, кто жил перед нами.

Поэтому необходимо возрождение интереса обучающихся к национальным культурам и традициям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорожденного ребёнка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек и игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть знакомства со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее. Для знакомства детей с культурным наследием предков избран принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от частного к общему, от лёгкого к сложному.

Через уклад школьной жизни педагог вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития.

Литература:

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Половинкин А. И. «Православная духовная культура». — М., 2003.
  4. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. — М., 2007.
  5. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания. Методические рекомендации. — СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2013.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
культурно-нравственное воспитание
нравственно-эстетическое воспитание
традиции и культура
классическая музыка
архитектура
живопись
народные праздники
дополнительные объединения
интегрированные мероприятия
духовное оздоровление
причастность к духовной культуре
Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 386-387):
Часть 6 (стр. 355-427)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 386-387стр. 427

Молодой учёный