Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Международный опыт правового регулирования деятельности самозанятых граждан на примере Республики Казахстан

Юриспруденция
29.10.2023
26
Поделиться
Библиографическое описание
Ефимова, Е. О. Международный опыт правового регулирования деятельности самозанятых граждан на примере Республики Казахстан / Е. О. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107081/.


В статье автор исследует гражданско-правовой режим деятельности самозанятых граждан в странах Содружества Независимых Государств, в частности Республики Казахстан. Изучение процесса правового становления деятельности самозанятых граждан в Республике Казахстан представляет научный интерес для понимания самозанятости в целом и возможности применения успешных правовых решений на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: самозанятость, институт самозанятости, гражданско-правовой режим деятельности самозанятых граждан, налог на профессиональный доход, международный опыт.

In the article, the author examines the civil law regime of self-employed citizens in the countries of the Commonwealth of Independent States, in particular the Republic of Kazakhstan. The study of the process of legal formation of the activities of self-employed citizens in the Republic of Kazakhstan is of scientific interest for understanding self-employment in general and the possibility of applying successful legal solutions on the territory of the Russian Federation.

Keywords: self-employment, institute of self-employment, civil law regime of self-employed citizens, tax on professional income, international experience.

В процессе исследования международного опыта правового регулирования деятельности самозанятых граждан на примере Республики Казахстан, следует изучить и проанализировать нормативно правовую базу данного государства в исследуемом направлении. В законе Республики Казахстан «О занятости населения» от 6 апреля 2016 г. [1], который регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения, законодательно закреплена деятельность самостоятельно занятых граждан. Так, согласно пункту 6 статьи 1 вышеупомянутого закона, есть понятие «свободно избранная занятость», под которой законодатель определяет «деятельность граждан Республики Казахстан, кандасов, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в Республике Казахстан, выбранная ими путем свободного распоряжения своими способностями к труду, выбора профессии и рода деятельности», где кандасы — это этнические казахи, также члены их семей казахской национальности, ранее не являвшиеся гражданами Республики Казахстан, вернувшиеся на историческую родину и получившие соответствующий статус в порядке, установленным на законодательном уровне [2]. Таким образом, можно резюмировать, что казахстанское законодательство дает возможность реализовать своим гражданам право на свободу выбора занятости, не ограничивая правовым статусом.

Согласно статье 776 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Государственная корпорация «Правительство для граждан», в рамках единого совокупного платежа, распределяет и перечисляет сумму единого совокупного платежа в Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования, единый накопительный пенсионный фонд и соответствующий бюджет по месту жительства плательщика [3]. Важным условием для полноценного социального уровня является распределение единого совокупного платежа, уплачиваемого самозанятыми гражданами. Во-первых, после уплаты единого совокупного платежа, самозанятые лица получают доступ к медицинским услугам, в рамках системы обязательного социального медицинского страхования. Во-вторых, происходят отчисления в Единый накопительный пенсионный фонд, а значит фиксируется трудовой стаж и такие граждане, в последствии имеют право на получение пенсионных выплат. В-третьих, появляется право на получение социальных выплат в случаях утраты трудоспособности или ухода за ребенком. В-четвертых, уплачивая данный платеж на постоянной основе, самозанятый гражданин подтверждает свою платежеспособность регулярными взносами, что дает ему возможность официально получить кредит в банке [4]. Таким образом, казахстанское государство законодательно закрепило целый ряд социальных гарантий за самозанятыми гражданами в случае уплаты ими единого совокупного платежа, при этом предоставляя право по его уплате на добровольной основе, не применяя меры по привлечению к ответственности за неуплату.

Особенность исчисления единого совокупного платежа в Республике Казахстан, состоит в том, что сумма платежа фиксирована и закреплена на законодательном уровне в виде месячного расчетного показателя, который с 1 января 2023 года составляет 3 450 тенге (700 рублей) для физических лиц, проживающих в городах республиканского значения, столице и областного значения, а для физических лиц, проживающих в других населенных пунктах составляет половину от выше указанной суммы [5]. При этом прожиточный минимум определен казахстанским государством на тот же период в 40567 тенге (8279 рублей) [5]. В результате, самозанятые граждане в Республике Казахстан должны иметь достаточно высокий доход от своей деятельности, чтобы иметь возможность уплачивать единый совокупный платеж и претендовать на закрепление своего правового статуса и гарантию на социальный пакет от государства.

Изучая международный опыт правового регулирования деятельности самозанятых граждан на примере Республики Казахстан становится понятно, что институт самозанятости имеет широкую географию применения и правовое регулирование самостоятельной занятости имеет важный приоритет не только на территории нашей страны. Стремление Республики Казахстан в формировании правовых основ для легализации деятельность самозанятых граждан, связаны с социальными и экономическими аспектами. Нормативная правовая база в сфере деятельности самостоятельно занятых граждан в Республике Казахстан определяет, что статус самозанятого лица могут получить только граждане этого государства (или иметь вид на жительство), а также кандасы. Интересно, что в Российской Федерации применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» могут физические лица, которые являются гражданами России, граждане других государств — членов Евразийского экономического союза, а также граждане Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики [6] . Государствами –членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация [7]. Таким образом, на территории нашей страны ведение малого и среднего предпринимательства становится более привлекательно и для стран ближнего зарубежья, входящих в состав ЕАЭС, что оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом.

Анализируя правовые основы становления института самозанятости в Республике Казахстан, выделяется особенность формирования единого совокупного платежа, который уплачивается раз в месяц, закреплен на государственном уровне, то есть установлен в виде фиксированной суммы и автоматически распределяется на четыре части после уплаты. Далее происходят отчисления в счет индивидуального подоходного налога, в пенсионный фонд, на медицинское страхование и в счет социальных отчислений. Таким образом, законодатель гарантирует социальную стабильность не только лицам, работающим по трудовым договорам, но и самостоятельно осуществляющим свою деятельность в качестве самозанятого. Данная практика имеет важный аспект для становления самозанятости в правосознании граждан, так как одним из главных факторов легализации деятельности самостоятельно занятых граждан, это сохранение непрерывного трудового стажа для гарантированной пенсии в будущем. В Российской Федерации, отчисления страховых взносов на пенсионное обеспечение самозанятыми лицами происходят на добровольной основе [8] , это обусловлено желанием государства снизить налоговую нагрузку на самостоятельно занятых граждан. При этом возникает неравенство между гражданами, работающими по трудовому договору и самозанятыми, так как бремя по распределению пенсионных платежей ляжет на граждан, исправно уплачивающих страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, следует подчеркнуть, что распределение налоговых отчислений самостоятельно занятых граждан в Республике Казахстан более эффективно для становления института самозанятости, что может представлять интерес для применения на территории Российской Федерации. Изучение и анализ международного опыта в сфере деятельности самозанятых граждан представляет научный интерес и практическую значимость, с целью грамотной оценки становления института самозанятости в других странах и реализации наиболее эффективных правовых аспектов в данном направлении на территории Российской Федерации.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. № 482-V «О занятости населения» [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38847468&pos=3;-58#pos=3;-58 (дата обращения: 17.10.2023 г.).
  2. Электронное правительство Республики Казахстан [Электронный ресурс] // URL: https://egov.kz/cms/ru/articles/kandas_rights_conditions (дата обращения: 17.10.2023 г.).
  3. Подпункт 3 статьи 776 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36148637 (дата обращения: 17.10.2023 г.).
  4. Единый совокупный платеж (ЕСП) в 2020 году [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37543571&pos=9;-60#pos=9;-60 (дата обращения: 17.10.2023 г.).
  5. Месячные расчетные показатели (МРП) установлены Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2023–2025 годы» от 1 декабря 2022 года № 163-VII [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1026672 (дата обращения: 17.10.2023 г.).
  6. Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 206-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» // СЗ РФ. 2022. № 27. Ст. 4607.
  7. Сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 17.10.2023 г.).
  8. Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 24 июня 2023 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
самозанятость
институт самозанятости
гражданско-правовой режим деятельности самозанятых граждан
налог на профессиональный доход
международный опыт
Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 115-117):
Часть 2 (стр. 71-143)
Расположение в файле:
стр. 71стр. 115-117стр. 143

Молодой учёный