Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени

Педагогика
26.10.2023
318
Поделиться
Библиографическое описание
Картунова, Н. В. Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени / Н. В. Картунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 336-337. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107078/.


Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и придерживаться системности в работе. Предоставляется опыт логопедической работы по обогащению словаря с обучающимися младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени в условиях коррекционной школы.

Ключевые слова: умственная отсталость, предметный словарь, предикативный словарь , словарный запас,речевые компетенции, семантические поля, дифференциация, несформированность, познавательная деятельность, вестибулярная система, мозжечковая стимуляция, доска Бельгоу.

У обучающихся с умственной отсталостью когнитивные функции и различные компетенции необходимы для успешной адаптации в социуме. Нарушения речи у детей с умственной отсталостью являются вторичными в структуре дефекта и проявляются на фоне тотального недоразвития познавательной деятельности. По мнению С. Я. Рубинштейна основными причинами недоразвития речи детей с УО является слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах. Дети с УО значительно позже начинают разговаривать и это накладывает отпечаток на социализацию в обществе, общение. Выраженные дефекты речи детей в школе встречаются более 68 % детей. Проблема развитие речи детей в современном мире стоит очень остро. Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Специалисты и педагоги на каждом уроке и занятии формируют одну стратегию — коррекция различных функций школьников, их познавательных и речевых возможностей.

Целесообразно выявить формирование речевых компетенций у школьников с УО. Речевая практика к 1 классу 3–4 года. Первая трудность, которая встречается при адаптации в школе, это отсутствие навыков межличностного общения, как со сверстниками, так и с педагогами. Поэтому со школьниками проводятся речевые игры, на переменах даются настольные игры в паре. Развитие крупной и мелкой моторики протекает медленно, недифференцировано, поэтому на логопедических занятиях включаются упражнения, связанные с мелкой моторикой, нейрогимнастика, логоритмика.

У детей с УО страдает волевая сфера, не всегда понимает слова надо, не сдерживает себя, не совершает волевого усилия над собой. Школьникам с УО в рамках коррекции необходимо развивать познавательную деятельность, мотивацию, для этого целесообразно использовать доску Бельгоу и наборы «Лого мишень для логопедов», «Успех»

Система упражнений позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка. В результате совершенствуется координация, развивается память, концентрация, внимание, стабилизируется работа вестибулярной системы. Упражнения служат для активизации речи и обогащения предметного и предикативного словаря в комплексе с мозжечковой стимуляции.

У умственно отсталых детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Если спросить у школьника с УО: «Что такое магнит?», то частый ответ: «Это магазин». Таким образом, со школьниками с УО с помощью доработанного и пополненного логопедом комплекта «Макси» можно обогатить предметный словарь (стакан, кружка, чашка), формировать обобщающие понятия (мебель, транспорт, животные). В логопедической работе по обогащению словарного запаса уделяют особое внимание развитию предикативному словарю. В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы. Например, парашютист, велосипедист, водитель — катается . Школьникам 2–3 класса, как правило дети читающие, можно предложить прочитать 4 глагола на поле (идет, ползет, скачет, летит), затем показать картинку или слово (лошадь). Школьник с помощью мешочка или мяча выбирает глагол.

У детей с умственной отсталостью нет абстрактной логики, но конкретно-образное мышление может быть выраженное. Страдает смысловая память в отличие от механической, наличие механической памяти, не означает, что память сохранна. Ребенок с УО может выучить стихотворение довольно длинное или сказку, но рассказать своими словами, как правило, не может. Для этого можно использовать опорные картинки или слова с помощью комплекта «Лого мишень для логопедов».

Упражнения используют как часть логопедического занятия, лучшие результаты в индивидуальной работе или подгрупповой до двух детей.

Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и придерживаться системности в работе.

Литература:

  1. Блайт, Салли, Г. Хорошо сбалансированный ребенок: движение и раннее развитие /Под ред. Н. В. Луниной. — М.: Издательство «Национальное образование», 2020. — 192 с. — ISBN 978–1–903458–63–1
  2. Филичева, Т.Б Логопедия. Теория и практика/ [под редакцией д. п.н. профессора Т. Б. Филичевой].- Издание-3е,исправленное и дополненное. Москва: Эксмо, 2022.- 608с.
  3. Шипилова, Л. В. Основы психологии детей с умственной отсталостью: учебное пособие / Л. В. Шипова. — Саратов, 2017. — 80 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
умственная отсталость
предметный словарь
предикативный словарь
словарный запас
речевые компетенции
семантические поля
дифференциация
несформированность
познавательная деятельность
вестибулярная система
мозжечковая стимуляция
доска Бельгоу
Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 336-337):
Часть 5 (стр. 293-375)
Расположение в файле:
стр. 293стр. 336-337стр. 375

Молодой учёный