Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Государственные центры профессионального развития педагогов: практический опыт королевства Марокко и возможности его применения в кадровой политике Российской Федерации

Научный руководитель
Экономика и управление
30.10.2023
17
Поделиться
Библиографическое описание
Соломаха, М. Е. Государственные центры профессионального развития педагогов: практический опыт королевства Марокко и возможности его применения в кадровой политике Российской Федерации / М. Е. Соломаха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106743/.


В статье автор исследует особенности динамично развивающейся кадровой политики королевства Марокко. Доказано, что особый акцент здесь сделан на системе обучения и развития педагогов. Данная практика может быть эффективно применена и в Российской Федерации.

Ключевые слова: кадровая политика, образование, развитие педагогов, Марокко, Россия.

На сегодняшний день в королевстве Марокко принят курс на ускоренное развитие системы образования в стране. Данный фактор обусловлен тем, что аутентичное развитие образовательной системы в стране началось после завершения колониального владычества в 1956 году. Ранее, система образования в Марокко осуществлялась по французским методикам и учебникам, а также на французском языке [5, с. 430]. В 1999 году начался процесс реформирования образования в стране, а именно в области кадровой политики [2, с. 90]. В частности, здесь отмечают следующие ее особенности:

— существенное государственное регулирование политики в области образования (в том числе — назначение учителей органами государственной власти);

— наличие профессионального союза для учителей, которые решают актуальные проблемы в сфере образования совместно с органами власти;

— наличие комплексных государственных программ обучения и развития сотрудников, активно задействующих возможности дистанционного обучения;

— наличие региональных центров подготовки учителей и повышения их квалификации;

— государственная программа непрерывного обучения сотрудников системы образования;

— наличие образовательного сообщества наставников.

Представленные особенности кадровой политики особенно интересны для российской практики. Так, несмотря на устойчивое развитие российского образования в прошлом [1, с. 531], на сегодняшний день прослеживается упадок, обусловленный, прежде всего, выбытием сотрудников, отсутствием необходимых компетенций у сотрудников, отставание кадрового состава от современных тенденций [4, с. 116]. Следовательно, имеется определенная проблема в плоскости кадровой политики [3, с. 155].

В рамках кадровой политики Российской Федерации также можно реализовать систему развития сотрудников на государственном уровне — «Государственный центр обучения и развития педагогических работников». Основные особенности функционирования данного центра следующие:

Внедрение государственных центров развития педагогических работников. В рамках данного мероприятия рекомендуется внедрить сеть государственных центров развития и обучения педагогических работников, расположенных в крупнейших городах России (в областных столицах) — «Государственный центр обучения и развития педагогических работников». В рамках данного центра рекомендуется: создать систему взаимодействия с профильными образовательными организациями (студентами — будущими работниками сферы образования); создать бесплатную обязательную систему обучения педагогических работников; создать бесплатную обязательную систему повышения квалификации педагогических работников; создать бесплатную обязательную систему развития педагогических работников, базирующуюся на дистанционных технологиях; создать онлайн и офлайн программы обучения и развития педагогов; создание сообщества талантов; создание программы наставничества.

В данном формате с учетом практики Марокко и географических особенностей Российской Федерации рекомендуется создать единый головной центр в Москве, имеющий представительства в 89 субъектах Российской Федерации. Организационная структура управления центром может выглядеть следующим образом, представленным на рисунке 1.

Организационная структура регионального офиса «Государственный центр обучения и развития педагогических работников»

Рис. 1. Организационная структура регионального офиса «Государственный центр обучения и развития педагогических работников»

Предложенная количественная структура работников центра представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количественная структура работников «Государственного центра обучения и развития педагогических работников»

Должность

Кол-во сотрудников, чел.

директор «Государственного центра обучения и развития педагогических работников»

1

руководитель программ обучения и развития

1

специалист по созданию программ обучения

5

специалист по созданию программ развития

5

руководитель программы управления талантами

1

специалист по созданию программ развития талантов

2

специалист по управлению карьерным ростом талантов

2

руководитель IT-отдела

1

программист

3

руководитель управления комитетами

1

руководитель управления системой наставничества

1

руководитель регионального офиса

89

координатор комитетов

89

координатор наставничества

89

координатор управления талантами

89

координатор программ обучения и развития

89

Итого

468

Следовательно, для воплощения идеи потребуется найм 468 человек.

Затраты на реализацию государственного центра профессионального развития и обучения педагогов составят:

— 12 000 тыс. рублей — ежегодная аренда помещений (90 помещений: 1 головной офис и 89 подразделений);

— 244 764 тыс. рублей — оплата труда персонала с учетом налога.

Следовательно, необходим бюджет в размере 256 764 тыс. рублей.

Представленная структура затрат сравнительно ниже, чем планируемый бюджет на повышение квалификации персонала сферы образования в Российской Федерации, что определяет релевантность внедрения предложенной централизованной системы.

Таким образом, для внедрения в кадровую политику в сфере образования Российской Федерации предложена централизованная государственная система управления обучением и развитием, которая будет направлена на восполнение навыков у педагогов, непрерывного их обучения и развития.

Литература:

1. Баранова, С. К. Кадровая политика в сфере образования / С. К. Баранова. — Текст: непосредственный // Государственное и административное управление в России. — 2020. — № 4. — С. 531–536.

2. Володина, М. А. Образовательная политика в арабских странах как фактор нациестроительства (на примере Марокко, Алжира и Ливана)/ М. А. Володина — Текст: непосредственный // Общественные науки и современность. — 2020. — № 6. — С. 90–102.

3. Поспелова С. А. Проблемы кадровой политики в сфере образования/ С. А. Поспелова. — Текст: непосредственный // Российский человек в «разломе эпох». — 2021. — № 4. — С. 155–156.

  1. Семенов, С. А. Проблемы системы образования современной России / С. А. Семенов, И. И. Антюшев. — Текст: непосредственный // Наследие И. Я. Яковлева в контексте развития образования и духовно-нравственного воспитания. — 2023. — № 3. — С. 116–120.

5. Успанов, И. А. Возможности удовлетворения внутреннего спроса на образование в Марокко / И. А. Успанов, Т. А. Тропникова. — Текст: непосредственный // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». — Москва: Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие», 2021. — С. 430–436.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
кадровая политика
образование
развитие педагогов
Марокко
Россия
Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 55-57):
Часть 1 (стр. 1-69)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 55-57стр. 69

Молодой учёный