Мотивация студентов СПО как главный критерий успеха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 июня, печатный экземпляр отправим 18 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.10.2023

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, О. И. Мотивация студентов СПО как главный критерий успеха / О. И. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106427/ (дата обращения: 04.06.2025).



В статье автор рассматривает мотивацию студентов среднего профессионального образования как один из главных критериев успеха в образовательном процессе.

Ключевые слова: мотивация, успех.

В современном мире мотивация занимает одно из ключевых позиций в образовательном мире. Среднее профессиональное образование тому не исключение. Мотив, как правило, трактуется как главное составляющее образовательного процесса, соответственно является и критерием успеха студентов.

Для того, чтобы точнее определить роль мотивации в жизни студента XXI века необходимо прибегнуть к двум основным понятиям: мотивация и успех.

Остановимся на термине «мотивация». В педагогике, социологии, психологии «мотивация» трактуется по-разному. К примеру, психолог В. К. Вилюнас из Латвии считал, что мотивация — это «…эмоциональное явление, которое сигнализирует субъекту о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность» [1].

Современный учёный М. В. Ляшенко в своей работе «Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы» прибегает к трактовке А. К. Марковой, которая под мотивом учебной деятельности понимает «…направленность обучающегося на различные стороны учебной деятельности, то есть все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребность, цель, установка, чувство долга, интерес» [2].

Отметим, что термин «мотивация» — это многозначное явление, которое в зависимости от различных сфер образования имеет отличительную трактовку.

Обратимся к термину «успех». Как правило, для понимания определения «успеха» мы обращаемся к такой формулировке. Успех — это постоянное осуществление тех целей, которые мы поставили перед собой и которые исключительно важны для нас.

Успех заключается не в том, что мы достигли цели, решая какую-то задачу (хотя большинство людей представляет себе это именно так), наоборот, успех заключается в том, чтобы двигаться по направлению к этой цели. В нашем случае, цель — это успех студентов среднего профессионального образования в учебной деятельности.

В педагогической сфере написано немало работ, посвящённых теме мотивации достижения успеха. Одной из такой работ можно выделить труд аспиранта кафедры психологии Московского института экономики, политики и права Е. М. Рожкова.

В своём исследовании молодой учёный, что мотивация достижения успеха имеет немаловажную роль в деятельности человека. Изучение ее закономерностей и проблем является значимым направлением в психологии. Это обусловлено достаточно высокими темпами развития современного общества. Для того чтобы осуществить деятельность, необходим достаточный уровень мотивации. Однако если мотивация оказывается слишком сильной, увеличивается уровень активности и напряжения, что приводит к определенным разладам в деятельности и поведении и эффективность работы ухудшается [4]. Таким образом, слишком высокий уровень мотивации может вызывать негативные эмоциональные реакции — стресс, волнение, напряжение, что приводит к ухудшению деятельности. Следовательно, очень высокий уровень мотивации далеко не всегда является наилучшим [5, с. 119–125].

Также разберёмся с таким словосочетанием, как «мотивация к достижению успеха». Оно обозначается как стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Г. Мюррей первым выделил подобный вид мотивации [10] и дал этому термину следующее определение: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [3].

Бесспорно, если обучающиеся СПО будут правильно замотивированы, то успех в образовательном процессе гарантирован. Каким же образом можно помочь в этом сложном процессе студенту?

Отметим ряд принципов и правил, которые стоит учитывать в процессе управления развитием мотивации студентов СПО: учет навыков и знаний, которыми обладает студент; поощрение обучающихся; стимулирование на результат, а не на получение отметки; индивидуальный подход к каждому студенту; доверительные взаимоотношения между педагогом и обучающимся; возможность самостоятельной оценки проделанной работы; взаимопомощь и сотрудничество внутри коллектива (группы/класса).

При выполнении всех вышеуказанных правил, успех в процессе мотивации студентов колледжей и техникумов будет достигнут.

Успешность обучения во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности.

Как мы уже отмечали ранее, мотивация — это главный фактор, который регулирует активность, поведение и деятельность человека. Педагог — тот человек, который может помочь студенту с накопившимися проблемами, в том числе и с плохой мотивацией.

Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными.

Успешность учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определённого предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации — эффективность деятельности падает.

Подводя итог, хочется отметить, что мотивация студентов среднего профессионального образования может видоизменяться в лучшую сторону, что, конечно же, будет характеризоваться успехом в образовательном процессе.

Литература:

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.

2. Ляшенко М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М. В. Ляшенко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2019. — № 1. — Т. 11. — С. 53–73.

3. Murray H. A. Explorations in personality New York; Oxford Press, 1938.

4. Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных учёных. — М.: МИЭПП, 2014.

5. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, образовательный процесс, профессиональное образование, мотивация, успех, высокий уровень мотивации, деятельность человека, мотивация достижения успеха, мотивация студентов среднего, успешность обучения.


Ключевые слова

мотивация, успех

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития творческого мышления учащихся

В статье автор исследует проектную деятельность как средство развития творческого мышления учащихся. Он рассматривает теоретические основы этой взаимосвязи, анализирует ключевые характеристики как проектной деятельности, так и творческого мышления, а...

Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов

В статье автор раскрывает необходимые мотивы выбора профессии как будущие механизмы, побуждающие к успешной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием

В данной статье рассмотрено влияние функционального позиционирования в проектной деятельности на профессиональное самоопределение студентов СПО. Описана методическая база ведущей деятельности подростков.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Стимулирование научной деятельности среди студентов

Авторы в статье рассуждают о необходимости привлечения в научную деятельность молодых студентов. Описаны наиболее актуальные методы мотивации.

Личностно ориентированный подход как одно из условий формирования исследовательской компетентности младших школьников

В статье автор исследует роль личностно ориентированного подхода в формировании исследовательской компетентности младших школьников.

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

В работе рассматривается вопрос мотивации к успеху у школьников и студентов

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития творческого мышления учащихся

В статье автор исследует проектную деятельность как средство развития творческого мышления учащихся. Он рассматривает теоретические основы этой взаимосвязи, анализирует ключевые характеристики как проектной деятельности, так и творческого мышления, а...

Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов

В статье автор раскрывает необходимые мотивы выбора профессии как будущие механизмы, побуждающие к успешной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение студентов в проектной деятельности с функциональным позиционированием

В данной статье рассмотрено влияние функционального позиционирования в проектной деятельности на профессиональное самоопределение студентов СПО. Описана методическая база ведущей деятельности подростков.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Стимулирование научной деятельности среди студентов

Авторы в статье рассуждают о необходимости привлечения в научную деятельность молодых студентов. Описаны наиболее актуальные методы мотивации.

Личностно ориентированный подход как одно из условий формирования исследовательской компетентности младших школьников

В статье автор исследует роль личностно ориентированного подхода в формировании исследовательской компетентности младших школьников.

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

В работе рассматривается вопрос мотивации к успеху у школьников и студентов

Задать вопрос