Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Налоговый минимализм как средство усиления эффективности налогового контроля

Юриспруденция
13.09.2023
18
Поделиться
Библиографическое описание
Ахметов, Р. Р. Налоговый минимализм как средство усиления эффективности налогового контроля / Р. Р. Ахметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105945/.


В статье автор исследует эффективность налогового контроля через внедрение понятия налогового минимализма, который определяется как отказ от необоснованного усложнения налоговой системы, а также простоту бюрократических процедур по уплаты налогов. В качестве подтверждения тезиса используются исторические примеры и компаративистско-экономические исследования Республики Сингапур и Федеративной Республики Германия.

Ключевые слова: налоговый контроль, эффективность налоговой системы, налоговый минимализм.

Налоговый контроль это один из элементов налоговой системы. Согласно ч. 1 ст. 82 НК РФ [1], под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Николаенко Н. С., Дерендяева С. Д. пишут: «Основной целью налогового контроля считается обеспечение исполнения налогового законодательства всеми субъектами налоговых правоотношений» [2].

С данным утверждением следует согласиться. Налоговый контроль является одним из методов, посредством которого достигается исполнение субъектами налоговых правоотношений налогового законодательства, а если говорить проще и конкретнее, налоговый контроль — это средство по стимулированию уплаты налогов.

Налоги являются предметом внимательного изучения не только правовой науки, но и экономической. Фискальная политика оказывает огромное воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. А от поведения хозяйствующих субъектов, в конечном итоге, зависит и объём денежных поступлений в виде налогов в доход публичных образований.

В той части экономической жизни, которая касается уплаты денежных средств, следует признать верным принцип: «чем проще — тем лучше». В данной связи необоснованное усложнение налогового законодательства будет оказывать негативные эффекты как на экономику, так и на непосредственно сбор налогов. Усложнение налогового законодательства приводит, во-первых, к появлению возможностей злоупотреблений сложностью и запутанностью правовых норм с целью уменьшения количества налогов, подлежащих уплаты, со стороны субъектов уплаты налога. Во-вторых, усложнение налогового законодательства требует усложнения работы государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением налогового законодательства. Всё это негативно сказывается на налоговом контроле.

В Российской Федерации действует 15 налогов. Между тем, любой налог в своей сути — это обращение взыскания на имущество в доход публичного образования (государство или муниципальные органы). Любой налог можно признать налогом на имущество, а дифференциация налогов скорее указывает на конкретное имущество, подлежащее налогообложению, или на конкретные обстоятельства, при которых обращается взыскание на имущество. Для сравнения, в Сингапуре всего 8 налогов [3]. Между тем, есть страны, в которых большое количество налогов. Например, в Германии более 40 налогов [4]. Если сравнить уровень экономического развития Сингапура и ФРГ, то можно прийти к выводу, что Сингапур превосходит Германию по уровню экономического развития примерно в 2 раза (ВВП по ППС Республики Сингапур за 2022 год — 127 564 доллара, ФРГ — 63 816, по данным МВФ [5]). Учитывая то, что налогообложение непосредственно связано с экономическими процессами и влияет на них, можно сделать вывод о том, что более эффективная налоговая система Сингапура одно из обстоятельств, которые обеспечили такой отрыв в экономическом развитии, учитывая то, что ещё 70 лет назад Сингапур был страной третьего мира, а Германия, хоть и восстанавливалась после войны, всё равно являлась развитой промышленной державой.

Более низкое количество видов налогов позволяет более успешно осуществлять налоговый мониторинг и реализовывать налоговый контроль, что повышает уровень правовой налоговой культуры в обществе и обеспечивает лучший приток денежных средств в доход публичных образований.

Также, в налоговом минимализме важно не только соблюдать принципы отказа от необоснованного усложнения налоговой системы, но и стремление к простоте исполнения бюрократических операций. Иными словами, сама процедура уплаты налога должна быть простой. И чем проще, тем лучше. Это позволяет не только осуществлять более эффективный контроль за данными операциями, но и стимулирует налогоплательщиков к уплате налога.

Хорошим примером может послужить эксперимент по введению на территории Российской Федерации специального налоговой режима по налогу на профессиональный доход [6] (названный в прессе как «налог для самозанятых»). Минимализм в данном случае проявляется скорее в том, насколько более упрощён процесс уплаты налога, по сравнению с самостоятельной уплатой НДФЛ для обычного гражданина, который не трудоустроен по трудовому договору. К тому же, регистрация ИП и оказывание услуг через ИП также вызывает сложности для рядового гражданина, который занимается мелкими подработками (на кого и был направлен эксперимент по введению налога на профессиональный доход). Законодатель проявил мудрость и не стал давить на граждан, призывая их соблюдать громоздкие и сложные условия законодательства, а пошёл по пути упрощения этих условий, и граждане сами стали регистрироваться в качестве плательщиков налога на профессиональный доход и стали сами платить данный налог, без излишнего принуждения. Конечно, какой-то процент тех, кто так и продолжает «работать в тени» остаётся, как и, вероятно, не все «профессиональные» доходы подлежат учёту теми, кто платит данный налог. Но это лучше, чем ничего, и данный эксперимент следует признать успешным. С этим согласно и Дорошенко С. В.: «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», считается одним из основных показателей успешности эксперимента. По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, на 28 февраля 2023 года численность самозанятых граждан в России составила 6 989 551 человек, из них 6 635 919 человек — физические лица, 353 632 — индивидуальные предприниматели. Годом ранее, на 28 февраля 2022-го, общая численность самозанятых была зафиксирована на уровне 4 285 828 человек, из них 4 037 399 человека — физические лица и 248 429 -индивидуальные предприниматели. Действительно, существенный ежегодный прирост численности самозанятых можно оценивать как успех эксперимента, значимыми результатами которого являются и рост предпринимательства, и увеличение налоговых поступлений в бюджет» [7].

Уровень экономического развития Республики Сингапур, в которой имеется всего 8 налогов, которая значительно опережает уровень экономического развития Федеративной Республики Германия, в которой имеется более 40 налогов, в условиях, когда у Федеративной Республики Германии были более лучшие исторические экономические условия, а также достигнутая эффективность по проведению эксперимента по введению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» в Российской Федерации демонстрируют эффективность налогового минимализма как средства достижения более высоких показателей эффективности налогового контроля.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г., N 31, ст. 3824.
  2. Николаенко Н. С., Дерендяева С. Д. Правовой анализ налогового контроля как элемента управления налоговой системы // Право и управление. 2023. № 6. С. 117–120.
  3. Фадеева И. А. Особенности правового регулирования налогообложения в Республике Сингапур // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: МГИМО. 2018. С. 35–37.
  4. Зотиков Н. З. Особенности налогообложения физических лиц в Германии // Вестник евразийской науки. 2020. № 4. С. 40–55.
  5. Международный валютный фонд // URL: https://www.imf.org (Дата обращения: 05.09.2023 г.).
  6. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2018 г., N 49, ст. 7494 (Часть I).
  7. Дорошенко С. В. Государственная политика и структура доходов населения: эксперимент с самозанятостью // Ars Administrandi. 2023. № 2. С. 338–352.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
налоговый контроль
эффективность налоговой системы
налоговый минимализм
Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 140-142):
Часть 3 (стр. 139-209)
Расположение в файле:
стр. 139стр. 140-142стр. 209

Молодой учёный