Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Научный руководитель
Педагогика
13.09.2023
802
Поделиться
Библиографическое описание
Ощепкова, А. Н. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. Н. Ощепкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105919/.


В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, национализм, дошкольники, игра, дошкольное учреждение.

В современных условиях в системе российского образования патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач. В дошкольном возрасте у детей складывается система ценностей, которая определяет их поведение и отношение к окружающему миру. Они начинают осознавать себя как личность, у них формируются представления о себе, о своих возможностях, способностях, задатках, качествах, интересах и склонностях, т. е. у ребенка складываются самосознание и самооценка. Таким образом, в дошкольном возрасте закладывается основа для развития патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка необходимо начинать в дошкольном детстве, поскольку в этот период закладываются основы его мировоззрения, моральных и нравственных ценностей. Патриотизм — одно из самых важных и больших человеческих чувств, которое необходимо формировать с детства [1, с. 49].

Воспитание любви к Родине, к родной природе, гордости за свой народ, его историю начинается с первых лет жизни ребенка. В дошкольном возрасте у детей формируются устойчивые представления о Родине — ее природе, людях, их труде, культуре. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе единых подходов у педагогов и родителей. Это позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал семьи, так как родители — первые воспитатели своих детей. [3, с. 59]

Патриотическое воспитание является многосторонним процессом. Это и формирование знаний в процессе изучения истории, географии, литературы, культуры, искусства, это и воспитание любви к Родине, уважения к ней, гордости за нее, это воспитание чувства патриотизма, гражданственности, долга, ответственности, любви к своей стране, к своему народу. Воспитание патриотизма направленно на привитие подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважения к ее истории, традициям, государственной символике, культуре. В процессе воспитания патриотизма важно использовать все возможности для развития у детей чувства гордости за свою Родину, ее достижения, свой народ.

Основными задачами патриотического воспитания старших дошкольников являются:

1) формирование у детей любви к Родине, своему народу, его языку, духовным, культурным и материальным ценностям;

2) развитие у детей чувства гордости за свою Родину, ее историю, осознание детьми своей принадлежности к народу, национальности, воспитание уважения к людям другой национальности;

3) приобщение детей к духовным ценностям, национальным традициям, истории своего народа, своей Родины.

В настоящее время существует множество различных методов и форм, которые дают возможность привлекать детей к активному участию в жизни страны. Патриотическое воспитание — это не только развитие у детей любви к Родине, но и формирование уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, к ее традициям, культуре, языку, поэтому так необходимы патриотическое воспитание и его разнообразные формы.

Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей Родине, гордости за принадлежность к своему народу, уважения к его героическому прошлому, стремление подражать своим родителям, сохранять и преумножать традиции своего народа, осознание себя частью народа — задача сложная. Патриотическое воспитание дошкольников имеет определенные особенности, обусловленные возрастными характеристиками детей и задачами развития их личности. В процессе воспитания дошкольников важно учитывать не только специфику национальной культуры, но и традиции, обычаи, обряды, специфику национальных игр и т. д. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя гражданами своей страны.

О. О. Солодилова, С. Н. Юревич отмечают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется чувство гордости за свою Родину, потребность в защите Родины, желание учиться в школе. Дети не только наблюдают за жизнью взрослых, но и начинают подражать им, перенимать их взгляды на жизнь [4, с. 76]. У детей появляются первые представления о прошлом и будущем России, воспитывается уважительное отношение к государственному флагу, гербу, гимну России. Следует учитывать, что дошкольники не могут долго концентрировать внимание на одном объекте, не способны долго и сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, поэтому, чтобы быть эффективным, патриотическое воспитание должно проходить в форме игры.

Патриотическое воспитание старших дошкольников имеет определенные особенности, в качестве основных можно выделить следующие:

— уровень развития эмоциональной сферы;

— умственное развитие;

— социальная направленность;

— осознание принадлежности к своему народу;

— восприятие себя как представителя малой родины.

Проводимые в дошкольных образовательных учреждениях мероприятия должны способствовать формированию у детей основ гражданственности и патриотизма, воспитанию любви к родному краю, родному городу, своей стране. В дошкольных учреждениях педагоги могут организовать работу по патриотическому воспитанию детей в форме тематических занятий, бесед, досугов, викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, которые будут способствовать ознакомлению с историей России, былинами, песенными, танцевальными традициями, творчеством русских поэтов и писателей. Уважение к своей Родине, ее истории и традициям, гордость за достижения и победы своих соотечественников, любовь к своему народу закладывается в детстве с помощью сказок.

Л. А. Яковлева, Т. А. Садыков, А. С. Шевчук обращают внимание, на то, что патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях должно проводиться с использованием разнообразных методов, приемов, средств. При этом должны быть созданы условия для самостоятельной, совместной, индивидуальной, творческой деятельности детей, для их участия в конкурсах, выставках, фестивалях. Важно привлекать родителей к участию в праздниках и развлечениях, совместных проектах, различных мероприятиях [5, с. 127].

Одна из наиболее эффективных форм патриотического воспитания дошкольников — игра — является не только средством развлечения и отдыха, но и ориентирована на всестороннее развитие ребенка, а также выступает источником знаний, способом познания окружающего мира. Например, в некоторых дошкольных образовательных учреждениях практикуется проведение патриотической игры «Зарница».

Педагоги должны использовать все воспитательные возможности для того, чтобы дети узнали как можно больше о своей Родине, о ее истории, культуре, быте, народных традициях, о людях, которые ее создавали, защищали, развивают и преумножают, поэтому, очень важно, чтобы патриотическое воспитание дошкольников осуществлялось в тесном взаимодействии с семьей, общественными организациями, средствами массовой информации.

Таким образом, патриотическое воспитание старших дошкольников имеет определенные особенности, которые обусловлены возрастными и психологическими характеристиками. В этом возрасте целесообразно использовать игровые формы для формирования знаний о собственной стране, ее жителях, культуре; необходимо разнообразить преподносимую информацию посредством разнообразных методов и средств для ее лучшего восприятия и понимания.

Литература:

  1. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. — Волгоград: Издатель, 2014. — 245 с.
  2. Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4–7 лет / В. И. Петрова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2013. — 316 c.
  3. Солодилова, О. О. Особенности работы по ознакомлению дошкольников с родным городом / О. О. Солодилова, С. Н. Юревич // Мир детства и образование: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. — 299 с.
  4. Яковлева, Л. А. Особенности патриотического воспитания старших дошкольников / Л. А. Яковлева, Т. А. Садыков, А. С. Шевчук // Мир детства и образование: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2021. — С. 124–131.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотическое воспитание
национализм
дошкольники
игра
дошкольное учреждение
Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 118-120):
Часть 2 (стр. 65-137)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 118-120стр. 137

Молодой учёный