Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Трансактный анализ как инструмент разрешения межличностных конфликтов

Научный руководитель
Психология
22.07.2023
985
Поделиться
Библиографическое описание
Андреева, А. Д. Трансактный анализ как инструмент разрешения межличностных конфликтов / А. Д. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/476/105003/.


В статье автор рассматривает различные определения понятия «межличностный конфликт», его особенности, различные способы урегулирования конфликтов, а также применение трансактного анализа для предотвращения и разрешения конфликтов.

Ключевые слова: межличностный конфликт, трансактный анализ, коммуникативный стимул, конфликт, коммуникативный ответ, трансакция.

Практически каждый день человек сталкивается с социумом. Растёт и развивается в обществе, взаимодействуя с личностями. Однако общение между людьми не всегда бывает бесконфликтным. У каждого из нас есть собственное мнение, жизненные позиции, интересы и ценности, которые нам приходится отстаивать, если кто-либо посягает на них. Таким образом, возникают межличностные конфликты, которые стали предметом изучения для различных исследователей.

Конфликт между личностями во время их взаимодействия можно объяснить по-разному. Немецкий психолог К. Левин вводил понятие «межличностный конфликт» и считал его столкновением собственных потребностей человека с внешними вынуждающими силами [3, с. 544].

Г. И. Козырев видел межличностные конфликты как столкновение отдельных личностей с разными желаниями и стремлениями [6, с. 240].

Н. В. Гришина определяла межличностные конфликты как ситуации противостояния, воспринимаемые участниками как значимые психологические проблемы, которые требуют разрешения и активного участия сторон [3, с. 544].

Межличностные конфликты имеют следующие особенности:

  1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
  2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.
  3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.
  4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью, охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
  5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями [4, с. 384].

Таким образом, межличностный конфликт можно определить как столкновение, противоборство личностей в процессе их взаимодействия, при котором хотя бы одна из сторон считает действия другой как угрозу интересам, ценностям. Особенности межличностных конфликтов включают прямое столкновение людей, разнообразные причины, высокую эмоциональность и затрагивание интересов не только конфликтующих сторон, но и их окружения.

Анализируя конфликтные ситуации, важно иметь набор инструментов, который поможет достичь взаимопонимания и преодолеть разногласия. Для разрешения межличностных конфликтов существует несколько методов и подходов, таких как переговоры, медиация, арбитраж и трансактный анализ.

Переговоры представляют собой обсуждение спорных вопросов с целью достижения согласия.

Медиация — это посредничество при урегулировании споров, когда стороны добровольно стремятся к взаимоприемлемому решению.

Арбитраж предполагает разрешение конфликтов третьими лицами, которые назначаются сторонами или согласно закону, и выносят обязательные рекомендации [5, с. 56].

Сущность трансакционного анализа заключается в изучении состояний Я, которые представляют собой целостные системы мыслей и чувств, проявляющиеся в соответствующих моделях поведения. Каждый человек проявляет три типа состояний Я (эго-состояний) [2, с. 608].

Я-Родитель (Р), в этом состоянии человек чувствует, думает, действует и реагирует так, как один из родителей в своем детстве. Это состояние Я активно, например, при воспитании собственных детей. Даже не находясь в этом состоянии, оно продолжает влиять на поведение человека, выполняя функции совести.

Я-Взрослый (В), в этом состоянии личность объективно оценивает окружение, рассчитывает на свои возможности и вероятности тех или иных событий, опираясь на свой прошлый опыт. Взрослый функционирует как компьютер. Взрослое Я состояние примиряет в себе Я-Родителя и Я-Ребенка.

Я-Ребенок (Я-Дитя) (Д). У каждого человека внутри есть маленький мальчик или девочка, которые чувствуют, думают, действуют, говорят и отвечают точно так, как он или она поступали, будучи ребенком определенного возраста.

Вступая в общение с людьми, мы посылаем коммуникативный стимул. Когда нам отвечают, мы получаем коммуникативный ответ. Трансактный анализ позволяет понять, из какого эго-состояния мы посылаем коммуникативный стимул и из какого Я-состояния отвечает наш собеседник.

Трансакции делятся на несколько видов: параллельные , пересекающиеся и скрытые . Проиллюстрируем это на рис 1.

Виды трансакций [2].

Рис. 1. Виды трансакций [2].

Параллельными называются трансакции, при которых коммуникативный стимул дополняется коммуникативным ответом. Например, стимул «Через сколько минут мы начнём?», ответ «Через десять минут». Данные реплики исходят из Взрослого Я-состояния. При таком виде взаимодействия конфликты не происходят.

Конфликт возникает при пересекающихся трансакциях. В таких случаях на стимул приходится неожиданный ответ. Например, стимул «Подай мне, пожалуйста, салфетку», ответ «Сам встать и взять не можешь!?». Просьба исходит из Взрослого эго-состояния, а вот ответ из Родительского. Такое взаимодействие начинается с колких фраз и может закончиться хлопаньем двери или сломанными предметами.

С помощью трансактного анализа становится возможным идентифицировать эго-состояния, из которых происходит коммуникация в рамках конфликта. Это позволяет людям осознать свои собственные реакции, понять, какие эго-состояния активизируются у них и у других участников противоборства, а также распознать скрытые трансакции, которые могут влиять на взаимодействие [7, с. 184-185].

Важным является точное определение эго-состояния собеседника, в соответствии с которым он и принимает решения. Это знание позволит спрогнозировать действия собеседника, тем самым незаметно управлять им, с помощью способа включения его в нужную позицию.

В заключение, межличностные конфликты являются неизбежными взаимодействиями в обществе. Они могут быть успешно разрешены с помощью различных методов, и трансактный анализ играет важную роль в понимании динамики и эмоциональных аспектов этих противоречий. Он помогает не только разрешить имеющиеся конфликты, но и развить навыки, необходимые для предотвращения последующих столкновений. Умение управлять собственными реакциями и понимать эго-состояния собеседников способствует созданию здоровых и гармоничных взаимоотношений.

Литература:

  1. Бабосов Е. М. Конфликтология — Минск, 2000.
  2. Берн Э. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. — Москва: Эскимо, 2022.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
  4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009.
  5. Кириллова М. К. Технологии урегулирования конфликтов: Учебно-наглядное пособие. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015.
  6. Козырев Г. И. Основы конфликтологии. 2-ое издание.- М., Инфра — М, 2010.
  7. Чунихина, В. И. Применение трансактного анализа в психопрофилактике конфликтов у молодых супружеских пар / В. И. Чунихина // Modern Science. — 2022.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
межличностный конфликт
трансактный анализ
коммуникативный стимул
конфликт
коммуникативный ответ
трансакция
Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 104-106):
Часть 2 (стр. 77-147)
Расположение в файле:
стр. 77стр. 104-106стр. 147

Молодой учёный