Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Костюмы кино прошлого и настоящего: от Эльзы Скиапарелли до Юбера де Живанши

Научный руководитель
Архитектура, дизайн и строительство
12.06.2023
180
Поделиться
Библиографическое описание
Федорова, Д. А. Костюмы кино прошлого и настоящего: от Эльзы Скиапарелли до Юбера де Живанши / Д. А. Федорова, П. Н. Сасим. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 63-70. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104049/.


В статье проанализировано развитие костюма кино через работы Эльзы Скиапарелли, Юбера де Живанши и их Модных домов.

Ключевые слова: Schiaparelli, Givenchy, Эльза Скиапарелли, Модный дом, Юбер де Живанши, киноиндустрия, костюм, образ, платье, мода.

Мода, как известно, распространяется в массы посредством различных источников информации. На заре развития киноиндустрии актеры сами задумывались о костюмах и для того, чтобы образ был уникальным, самостоятельно обращались к известным модельерам того времени. Но постепенно кинокомпании взяли на себя задачу подбора костюма и стали нанимать модельеров. Так киноиндустрия использовала творения различных мастеров одежды. Например, таких, как Эльза Скиапарелли или Юбер де Живанши.

В отличие от классического французского шика соперницы Коко Шанель модели Скиапарелли были ярким, привлекающими внимание, эпатажными. В ее дизайнах присутствовали неожиданные решения: платье с лобстером, украшения в форме омаров, шляпы в форме туфель. Яркие образы Эльзы Скиапарелли отразились и в кино. Известно, что модельер создал костюмы для главных героинь как минимум 27 фильмов. Например, работы Скиапарелли появились в такой кинокартине, как «Каждый день праздник», — примечательное платье с лобстерами (рис. 1.)

Платье Скиапарелли в фильме «Каждый день праздник» (1937 г.)

Рис. 1. Платье Скиапарелли в фильме «Каждый день праздник» (1937 г.)

Также в этом фильме присутствует костюм для Мэй Уэст, который имеет вставки, проходящие по всей длине пальто, напоминающие мотивами ее стиль (рис. 2.)

Платье Скиапарелли в фильме «Каждый день праздник» (1937г.)

Рис. 2. Платье Скиапарелли в фильме «Каждый день праздник» (1937г.)

Шляпка Эльзы Скиапарелли в форме туфельки появилась на

Кэтрин Хелмонд в фильме «Бразилия» (рис. 3).

Шляпка-туфелька. Фильм «Бразилия» (1985 г.)

Рис. 3. Шляпка-туфелька. Фильм «Бразилия» (1985 г.)

Также причудливый головной убор есть и на Грете Гарбо в фильме «Ниночка» (рис. 4,5.). В этом костюме она наиболее всего примечательна. Необычная и странная форма выдаёт стиль Эльзы Скиапарелли.

Главная героиня в фильме «Ниночка» в шляпке от Скиапарелли (1939)

Рис. 4. Главная героиня в фильме «Ниночка» в шляпке от Скиапарелли (1939)

Эскизы шляпок Скиапарелли

Рис. 5. Эскизы шляпок Скиапарелли

В фильме «Мулен-Руж» знаменитый модельер создала для главной героини несколько костюмов в том числе розовое платье с цветком на плече (рис.6.). Этот цвет в то время был признаком изнеженности. Другие модельеры боялись к нему подступиться, так как этот яркий, розовый оттенок означал эпатаж. Но для Эльзы Скиапарелли было в порядке вещей: создавать нечто, что будоражило общественность. Она не побоялась применить розовый цвет и вскоре снова сделала его модным. Благодаря Эльзе Скиапарелли данный фильм получил «Оскар» за лучшие костюмы.

Розовое платье в фильме «Мулен-Руж» (1952 г.)

Рис. 6. Розовое платье в фильме «Мулен-Руж» (1952 г.)

Подход Юбера де Живанши к платью был совершенно иной. Его костюмы не были столь эпатажными и авангардными. Они отличались простотой дизайна и изяществом силуэта. Одежда Юбера де Живанши всегда вдохновлялась личностью женщины, которую он одевал. Образ девушек в его костюмах излучал особую элегантность, обаяние и в какой-то степени даже благородство. Наиболее ярким амбассадором одежды Юбера де Живанши в кинематографе является актриса Одри Хепберн, которая стала музой модельера. Ее гардероб стал настолько уникален, что подчеркивал ее характер: ребячливость, озорство и одновременно утонченность. Другим девушкам, надевавшим этот образ, не удавалось также сиять.

Платье, созданное Живанши, впервые появилось в фильме «Сабрина» (рис. 7.) В данном случае интересно не только изделие, но и история его создания. Актрисой для этого фильма была назначена Одри Хепберн. Встреча этих двух людей, артиста кино и модельера, стала судьбоносной и в дальнейшем их рабочий союз подкрепился также крепкой дружбой. Поскольку выход актрисы в платье Юбера де Живанши был настолько эффектным, что и ее образ, и платье стали популярными. Но модельер, на тот момент еще молодой специалист, не получил своей заслуженной славы, так как в титрах был указан приглашенный, основной модельер. Но чувство справедливости Одри Хепберн дало продолжение этой истории, и она начала популяризировать костюмы Юбера де Живанши.

Одри Хепберн в известном черном платье от Живанши (1954 г.)

Рис. 7. Одри Хепберн в известном черном платье от Живанши (1954 г.)

Актриса всегда стеснялась двух вещей: большого размера ноги и ярко выделяющихся ключиц. Поэтому Юбер де Живанши делал платье с учетом пожеланий своей подруги. Верх платья прикрывал ее ключицы, а низ ноги.

Юбер де Живанши создавал костюмы и для других фильмов, в частности «Завтрак у Тиффани» (рис. 8.) Образ Одри Хепберн в данном случае представляет собой белое платье-бюстье с пышной юбкой, украшенное цветочной вышивкой. Уже несколько десятилетий оно входит в списки самых востребованных силуэтов у невест.

Белое платье. Фильм «Завтрак у Тиффани» (1961)

Рис. 8. Белое платье. Фильм «Завтрак у Тиффани» (1961)

В фильме «Здравствуй. грусть» наряд должен был передавать трансформацию характера Сесиль (Джин Сиберг) (рис. 9). От маленького черного платья в первой сцене в ночном клубе до белого платья с цветочным принтом. Через смену одежды прослеживается раскрытие внутреннего мира героини.

Сессиль в черном платье

Рис. 9. Сессиль в черном платье

Образ роковой женщины Элизабет Тейлор в «Очень важные персоны» был также хорошо подчеркнут роскошным платьем с глубоким декольте, созданным Юбером де Живанши.

Элизабет Тейлор в «Очень важные персоны» (1963 г)

Рис. 10. Элизабет Тейлор в «Очень важные персоны» (1963 г)

Мы рассмотрели историю зарождения кино, но в наши дни эта ниша давно уже развилась в широких масштабах, а также с ней и одежда. Равным образом не забыты и великие модельеры 20 века: Эльза Скиапарелли и Юбер де Живанши. Их знаменитые образы часто перекраивают на новый лад, подстраиваясь под современные тенденции.

Дом Скиапарелли в лице Джудианны Маковски, например, работал над костюмами в фильме «Голодные игры» 2012 года. Персонажи Капитолия одеты в яркие, немного сюрреалистичные наряды, которые были вдохновлены работами известного модельера. Самый яркий персонаж, которого играет Элизабет Бэнкс (рис. 11.)

Элизабет Бэнкс в костюме от Скиапарелли

Рис. 11. Элизабет Бэнкс в костюме от Скиапарелли

В сравнении с многими другими работами платье Леди Гаги 2021 года в исполнении Дэниела Розберри, художественного руководителя дома моды Schiaparelli, может показаться более строгим, но яркая красная юбка и крупная золотая птица на синем жакете смотрится эффектно (рис.12.). Оно идеально подошло для мероприятия- инаугурацию Джо Байдена. Броский, но элегантный наряд вполне соответствует стилю Эльзы Скиапарелли.

Леди Гага в платье от дома Schiaparelli

Рис. 12. Леди Гага в платье от дома Schiaparelli

Givenchy представил коллекцию про искусство и кино. На парижской Неделе моды осень-зима 2020 года модели Кайя Гербер, Саша Лусс и Виттория Черетти показались публике в костюмах знаменитых голливудских актрис.

В эту коллекцию креативный директор бренда Клэр Уэйт Келлер вложил идею артхаусного кино и искусства эпатажа. При создании она черпала вдохновение из работ многих художников, в числе которых были архивные коллекции Юбера де Живанши.

Модели прохаживались по дорожке Longchamp в образе героев артхаусов- изящных и таинственных девушек, внутри у которых полыхает накал страстей. Принты в стиле оп-арт напоминали рябь экранов перед началом киношедевра.

В коллекцию вошли минималистичные платья с вырезами и объемными рукавами, отсылающие к моде старого Голливуда (рис. 13,14,15,16,17). Творчество создателя дома также заметно в крое платья- силуэт свободен. Юбер де Живанши был в числе первых, кто заботился о комфорте женщины, поэтому такая конструкция присуща ему. На фото шея у девушки обвязана платком- отсылка к Одри Хепберн (рис. 13.) Актриса часто использовала в своем гардеробе этот аксессуар. К тому же она так же подвязывала его.

Модель с показа мод Givenchy

Рис. 13. Модель с показа мод Givenchy

На модели со следующего фото сохраняется свободный силуэт (рис. 14). Нет ярко выраженной талии платья, а также отсутствует пояс- свобода для тела женщины. Длинные рукава немного с нотками гигантизма переносят нас в современность- все же этот показ является переосмыслением старых идей.

Модель с показа мод Givenchy

Рис. 14. Модель с показа мод Givenchy

На показе присутствуют и приталенные двубортные жакеты с широкими плечами- веяние начала 20 века (рис. 15,16.)

Модель с показа мод Givenchy

Рис. 15. Модель с показа мод Givenchy

Шикарные образы дополнили шляпы с широкими полями, длинные кожаные перчатки, украшенные кольцами, а также крупные серьги и подвески (рис. 15, 16). Главными цветами коллекции стали черный, белый, синий и серый цвета со вспышками ярко-красного.

Модель с показа мод Givenchy

Рис. 16. Модель с показа мод Givenchy

Дизайнеры дома Schiaparelli полагаются на сюрреализм Эльзы Скиапарелли, но также подстраиваются под нынешнее время и добавляют больше повседневности. Шокирующий розовый, ярко выраженная талия, широкие плечи, необычной формы аксессуары и головные уборы — все это также можно встретить на показах моды в 21 веке. Несмотря на современную специфику, нынешний модный дом Schiaparelli смог сохранить былой шарм. Что касается дома Givenchy: с течением времени одежда стала более открытой и появилось больше оголенных участков тела. Это веяние современного мира, которое крайне разнится с установками Юбера де Живанши. Также изменилась композиция платья. Добавляется все больше усложненных фрагментов, они становятся более утрированные.

Тренды постоянно меняются в зависимости от политики, социума, религиозных верований, представлений богатых слоев общества. Так и по одежде в кино можно проследить модные тенденции времени. Несмотря на то, что костюмы кинокартин 20 века и нынешнего времени сильно отличаются, их все же объединяет одна главная цель- сделать за счет моды мир красивее и интереснее.

Литература:

  1. Современная энциклопедия «Мода и Стиль» издательство Аванта
  2. https://zolotoy-ru.turbopages.org/zolotoy.ru/s/news/55161-givenchy-predstavil-kollekciju-pro-iskusstvo-i-kino/
  3. https://theblueprint.ru/fashion/history/schiaparelli-encyclopedia
  4. https://dzen.ru/media/openhorizons/kino-otkutiur-7-filmov-kostiumy-dlia-kotoryh-sozdavali-znamenitye-dizainery-5f944d264dcc5c613ca1b342
  5. https://www.livemaster.ru/topic/2576507-nazad-v-buduschee-elsa-schiaparelli-i-kino-chast-2
  6. https://www.livemaster.ru/topic/2551671-nazad-v-buduschee-elsa-schiaparelli-i-ee-tvorchestvo
  7. https://levelvan.ru/pcontent/fashion-icons-12/schiaparelli
  8. https://peopletalk.ru/article/massivnye-plechi-i-syurrealizm-5-trendov-kotorym-my-obyazany-elze-skiaparelli/
  9. https://www.marieclaire.ru/moda/kultovyie-brendyi-o-kotoryih-myi-uznali-iz-kino/
  10. https://dzen.ru/a/Y9_KlQON8Vj9IR9h
  11. https://www.livemaster.ru/topic/2576507-nazad-v-buduschee-elsa-schiaparelli-i-kino-chast-2
  12. https://vintagedream.ru/blogs/istorii-brendov/istoriya-brenda-schiaparelli
  13. https://dzen.ru/a/Y9_KlQON8Vj9IR9h
  14. https://mybloggattaciara.blogspot.com/2013/03/blog-post_16.html
  15. https://vitaviktoria.livejournal.com/500630.html
  16. https://dzen.ru/a/ZAYiSTsxRluA2Gww
  17. https://theblueprint.ru/fashion/history/the-blueprint-encyclopedia-givenchy#films
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Schiaparelli
Givenchy
Эльза Скиапарелли
Модный дом
Юбер де Живанши
киноиндустрия
костюм
образ
платье
мода
Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 63-70):
Часть 1 (стр. 1-79)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 63-70стр. 79

Молодой учёный