Создание и принятие кодекса об административном судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 07.06.2023

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Штыкова, Е. В. Создание и принятие кодекса об административном судопроизводстве / Е. В. Штыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103790/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматривается создание и принятие кодекса об административном судопроизводстве.

Ключевые слова: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство, Российская Федерация, КАС РФ, Государственная Дума.

The article discusses the creation and adoption of the Code of Administrative Proceedings.

Keywords: Code of Administrative Procedure of the Russian Federation, administrative proceedings, Russian Federation, CAS of the Russian Federation, State Duma.

Проблема охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц от незаконных действий со стороны государственной власти и органов местного самоуправления оставалась актуальной во все времена. Неравные по своей природе отношения, в которых одна сторона обладает властными полномочиями, а другая обязана подчиняться — необходимо было уравновесить с помощью защиты интересов последней. Выходом из сложившейся ситуации стало создание механизма административного судопроизводства.

На протяжении всей Российской истории ставился вопрос о создании административных судов, но впервые упоминания о административном судопроизводстве появилось с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году.

В Конституции было провозглашено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [1].

Первой попыткой создания суда по административным делам было внесение в Государственную Думу Российской Федерации проекта Федерального конституционного закона N 7886–3 " О федеральных административных судах в Российской Федерации» [2] в 2000 году, а в 2006 гуду поступил первый проект Кодекса административного производства, но законопроекты не были приняты [3].

В 2012 году на XIII Всероссийском съезде судей Президент Российской Федерации — Владимир Путин «призвал завершить создание административного судопроизводства — поскорее принять кодекс и сформировать судебные составы, которые будут разрешать споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Бремя доказывания возлагается на госорган, не на граждан». В постановлении XIII Всероссийском съезде судей говорилось, что что приоритетным для Государственной Думы Российской Федерации является рассмотрение «проекта федерально конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» [2] и проекта федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».

Принятый Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) был подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ еще весной 2013 г. В июне 2013 г. проект был принят в первом чтении, и на этом работа над ним остановилась почти на два года. 20 февраля 2015 г. КАС РФ был принят Государственной Думой РФ, а 8 марта 2015 г. подписан Президентом РФ [4].

КАС РФ представляет собой завершающий развитие российского процессуального законодательства этап, в котором появились правовые институты и традиционные для судебной власти процедуры по разрешению административных и иных публично-правовых споров. Сформировалась абсолютно новая административно-правовая форма, элементы и признаки которой появились с вступлением в силу анализируемого процессуального закона. Новый вид судопроизводства — административное — это одновременно и новый эта в развитии не только административного процессуального законодательства (административного процессуального права). Но и дальнейшее адекватное развитие общего административного права. Словом, с принятием КАС РФ фактически «состоялось» специализированное правовое регулирование (т. е. в конкретном процессуальном законе) судебного порядка разрешения административных и иных публичных споров [5].

Таким образом, вступивший в законную силу 15 сентября 2015 г. Кодекс административного судопроизводства [6] приготовил для юристов и участников административно-процессуальных отношений множество нововведений, споры о которых продолжаются и по сей день.

Появились новые понятия, такие как административное дело, административный иск, административный истец и административный ответчик. Кроме этого, важно отметить, что административными истцами могут выступать государственные и местные органы, а также иные организации, наделенные публичными функциями (например, избирательные комиссии). Кроме того, законодатель определил, что административно-процессуальной правосубъектностью могут обладать ограниченно дееспособные в рамках гражданского законодательства лица, а также организации, не имеющие правового статуса юридического лица.

Также в целях повышения динамики рассмотрения дел и ускорению работы суда, по некоторым категориям дел была введена упрощенная процедура, сущность которой сводится к тому, что рассмотрение такого дела осуществляется в виде изучения судьей письменных материалов и принятия решения на их основе, то есть без устного разбирательства в судебном заседании.

Другим нововведением в целях повышения динамики рассмотрения дел является право участников административно-процессуальных отношений представлять и получать документы в электронном виде, право на участие в заседании посредством конференц-связи, а также ранее не встречающиеся в нормативно — правовых актах извещение путём отправки СМС-сообщения или вызова по электронной почте с согласия лица.

Также следует отметить, что законодатель детализирует вопросы, связанные с подведомственностью судов, а также закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, что, безусловно, снимает множество неясностей при обращении в суд, особенно для граждан, не имеющих юридического образования или профессионального представителя.

К слову, о гражданах, не имеющих юридического образования. Одним из главных нововведений, вызвавших споры среди теоретиков процессуального права и юристов-практиков (судей, должностных лиц административных органов, государственных и муниципальных служащих) стало обязательность участия профессионального представителя-юриста в целях максимально возможного обеспечения интересов заявителя. При этом в соответствии со статьей 55 КАС [6] профессиональный представитель должен обладать высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности, и представить соответствующий документ об образовании суду.

Данное нововведение получило неоднозначную оценку. С одной стороны, такая норма поможет разгрузить суды от необоснованных исков, а с другой норма ограничивает положение правозащитников и общественных деятелей.

В отношении индивидуальных предпринимателей, а также иной экономической деятельности изменения не произошли. Данные виды споров продолжают рассматриваться в арбитражных судах.

Кроме того, в Кодексе об административном производстве стала прослеживаться четкая параллель с уголовным процессом. Так, появилась возможность подачи гражданского иска с требованиями о возмещении вреда (в том числе морального) в рамках административного производства.

Еще одна немаловажная деталь — все судебные издержки в полном объеме возлагаются на проигравшую сторону. Это означает, что проигрывать административные иски будет довольно накладно, поскольку стоимость проведения судебных экспертиз и иных судебных действий, а также возмещение расходов, связанных с приглашением в суд необходимых участников процесса, являются дорогим удовольствием. Правда, здесь следует отметить, что при подаче коллективного иска в случае проигрыша судебные издержки распределяются в равных долях на всех соистцов, что существенно повышает возможность инициации административных дел коллективным способом [7].

В заключении необходимо отметить, что КАС Российской Федерации официально закрепил институт административной юстиции в качестве неотъемлемого элемента российской правовой системы. Обозначил административное судопроизводство как форму правосудия в публичном праве России, осуществляющуюся на практике. Соответственно реализовал положение ст. 118 Конституции РФ о наличии административного судопроизводства в России.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Проект Федерального конституционного закона N 7886–3 «О федеральных административных судах в Российской Федерации»: внесен Верховным Судом РФ) (в первом чтении) (не действует) // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70403198/
  3. Lektsia.com: «Формирование кодекса административного судопроизводства» URL: https://lektsia.com/6x1d3f.html
  4. Wiselawyer.ru: «Принятие кодекса административного судопроизводства РФ: значение, проблемы, дальнейшее перспективы». URL: https://wiselawyer.ru/
  5. Cyberleninka.ru: «К дискуссии о Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации». URL: https://cyberleninka.ru/
  6. Кодекс административного судопроизвлства Российской Федерации: федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. От 17.02.2023) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147 (дата обращения: 06.06.2023).
  7. Cyberpedia.su: «Что нового появилось в связи с принятием КАС?». URL: https://cyberpedia.su/21x12349.html
Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, Российская Федерация, РФ, административное производство, Государственная Дума, суд, государственная власть, местное самоуправление, профессиональный представитель, юридическое образование.


Похожие статьи

Административные суды Российской Федерации: есть ли в них...

Так, например, в Государственную Думу с 2000 годов вносились законопроекты об административных

Такими и могут быть специализированные административные суды РФ.

Чирнинов А. М. Некоторые проблемы создания административных судов в Российской Федерации

суд, общая юрисдикция, Верховный Суд РФ, дело, государственная власть...

Административное судопроизводство в судах общей...

 В настоящее время участились случаи нарушения прав и свобод граждан, юридических лиц от незаконных

апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация...

Осуществление административного судопроизводства судами общей юрисдикции по.

суд, общая юрисдикция, Верховный Суд РФ, дело, государственная власть.

Организационно-правовой механизм проведения...

Изучение организационно-правового механизма проведения административного судопроизводства в судах общей юрисдикции требует глубокой проработки и разработки мероприятий, призванных улучшить данный механизм в Российской Федерации.

Основные тенденции развития института административного...

административное судопроизводство, административная юстиция, РФ, суд, административная ответственность, общая юрисдикция, Россия, государственная власть, Российская Федерация, административный процесс.

Административное судопроизводство в судах общей...

Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции: понятие, основные задачи и функции.

Ключевые слова : административное судопроизводство, Российская Федерация, задача, государственная власть, общая юрисдикция, законный интерес граждан.

Административное право в контексте российского права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судебная власть реализуется с

Административное право занимает одну из важнейших отраслей в системе российского права.

Административное право не может существовать без административного процесса с его особенностями, принципами.

Административное судопроизводство в судах общей...

Административная юстиция в арбитражном судопроизводстве...

образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов

Хотя ч.3 ст.27 АПК РФ и относит к компетенции арбитражных судов иные дела, все же

которым является представитель власти — должностное лицо или государственный орган.

арбитражный суд, РФ, общая юрисдикция, АПК РФ, суд, судебная система, Российская...

Этапы развития административного судопроизводства в России

В данной статье представлен анализ исторического развития административного судопроизводства в России. Автором кратко исследованы основные этапы исторического становления административной юстиции и административного процесса в РФ.

Отличительные особенности и сходства Кодекса...

 В статье рассматриваются сходства и различия КАС РФ, КПК РФ и АПК РФ.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) [3].

Кроме того, целая глава ГПК РФ, посвященная производству по делам, возникающим из

Названия сторон КАС РФ сохранил, однако добавил к каждому из них «административный».

Некоторые вопросы учреждения административных судов...

Во-первых, в административном судопроизводстве одной из сторон в процессе всегда будет субъект, наделенный публичной властью, тогда как в гражданском упор делается на равенство сторон в процессе, и, как правило, стороны – носители частноправовых интересов.

Похожие статьи

Административные суды Российской Федерации: есть ли в них...

Так, например, в Государственную Думу с 2000 годов вносились законопроекты об административных

Такими и могут быть специализированные административные суды РФ.

Чирнинов А. М. Некоторые проблемы создания административных судов в Российской Федерации

суд, общая юрисдикция, Верховный Суд РФ, дело, государственная власть...

Административное судопроизводство в судах общей...

 В настоящее время участились случаи нарушения прав и свобод граждан, юридических лиц от незаконных

апелляционная жалоба, РФ, апелляционная инстанция, суд, дело, Российская Федерация...

Осуществление административного судопроизводства судами общей юрисдикции по.

суд, общая юрисдикция, Верховный Суд РФ, дело, государственная власть.

Организационно-правовой механизм проведения...

Изучение организационно-правового механизма проведения административного судопроизводства в судах общей юрисдикции требует глубокой проработки и разработки мероприятий, призванных улучшить данный механизм в Российской Федерации.

Основные тенденции развития института административного...

административное судопроизводство, административная юстиция, РФ, суд, административная ответственность, общая юрисдикция, Россия, государственная власть, Российская Федерация, административный процесс.

Административное судопроизводство в судах общей...

Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции: понятие, основные задачи и функции.

Ключевые слова : административное судопроизводство, Российская Федерация, задача, государственная власть, общая юрисдикция, законный интерес граждан.

Административное право в контексте российского права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судебная власть реализуется с

Административное право занимает одну из важнейших отраслей в системе российского права.

Административное право не может существовать без административного процесса с его особенностями, принципами.

Административное судопроизводство в судах общей...

Административная юстиция в арбитражном судопроизводстве...

образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов

Хотя ч.3 ст.27 АПК РФ и относит к компетенции арбитражных судов иные дела, все же

которым является представитель власти — должностное лицо или государственный орган.

арбитражный суд, РФ, общая юрисдикция, АПК РФ, суд, судебная система, Российская...

Этапы развития административного судопроизводства в России

В данной статье представлен анализ исторического развития административного судопроизводства в России. Автором кратко исследованы основные этапы исторического становления административной юстиции и административного процесса в РФ.

Отличительные особенности и сходства Кодекса...

 В статье рассматриваются сходства и различия КАС РФ, КПК РФ и АПК РФ.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) [3].

Кроме того, целая глава ГПК РФ, посвященная производству по делам, возникающим из

Названия сторон КАС РФ сохранил, однако добавил к каждому из них «административный».

Некоторые вопросы учреждения административных судов...

Во-первых, в административном судопроизводстве одной из сторон в процессе всегда будет субъект, наделенный публичной властью, тогда как в гражданском упор делается на равенство сторон в процессе, и, как правило, стороны – носители частноправовых интересов.

Задать вопрос