Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Педагогика
17.05.2023
444
Поделиться
Библиографическое описание
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр / Е. С. Кладова, Е. А. Никитенко, Е. В. Конради [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102810/.


Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Использование нетрадиционных игр и пособий для полноценного сенсорного развития, безусловно, актуально. Ведь детей можно заинтересовать не только дорогими игрушками из магазина, но играми и пособиями из интересных предметов домашнего обихода, изготовленными собственноручно. Дидактические пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция — делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки — редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

Посредством нетрадиционных игр и пособий, сделанных своими руками, дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности — отличительная особенность таких необычных игр. Поэтому, мы решили разнообразить сенсорное пространство в группе нетрадиционными дидактическими играми.

Мы решили разнообразить сенсорное пространство, и изготовили «Сенсорный ларец», а также систематически его пополняем нетрадиционными дидактическими играми для полноценного сенсорного развития детей раннего возраста. Мы решили создать пособия и игры собственноручно. Ведь не секрет, что ребенку гораздо интереснее играть, например, с обычной коробкой, кастрюлей, крышечками, ложками, прищепками, крупами, губками и т. д. С помощью различных предметов домашнего обихода малыш может самостоятельно придумать себе занятие.

«Сенсорный ларец» — это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, представляющее собой передвижной куб, где каждое игровое пространство (а всего их пять) помогает освоить сенсорные эталоны:

— 1-е игровое пространство — изучение цветов.

— Мы используем дидактическую игру «Досочки Сегена», которая представляет собой рамки и вкладыши различных цветов и геометрических фигур.

— 2-е игровое пространство — изучение формы предметов и их сортировка. Мы используем обучающее игровое пособие — развивающие карточки на липучках. Данные карточки содержат обучающий материал по разным темам: «Домашние животные», «Геометрические фигуры», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

— 3-е игровое пространство — изучение размера предмета «Большой — маленький». Здесь мы используем абсолютно одинаковые картинки, но разного размера и предлагаем распределить их на игровом поле в соответствии с размером «большой и маленький»

— 4-е игровое пространство — тактильное восприятие. Мы используем тактильные карточки с изображением животных, где на каждой карточке есть окошко с разной фактурой.

— 5-е игровое пространство — познание окружающего мира. Данное игровое поле представляет собой четыре наглядных пособия, описывающие времена года и их признаки. В центре поля размещены часы — сортер, способствующие изучению времени суток (день-ночь).

Куб «Сенсорный ларец» достаточно многофункциональный — у него есть не только пять рабочих областей, но и отличное, достаточно большое место хранения, которое мы используем для нетрадиционных дидактических игр. В зависимости от наполнения «ларца», игры могут развивать и совершенствовать сенсорные способности и познавательную активность, мелкую моторику, внимание, логическое мышление, воображение, умение сопоставлять и сравнивать, любознательность, умение различать геометрические фигуры и основные цвета, тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша. Для реализации познавательной потребности детей раннего возраста, нами был разработан рад дидактических игр, способствующих сенсорному развитию дошкольников.

Игры, способствующие сенсорному развитию:

Величина : «Лесная полянка», «Белкины запасы», «Три медведя». Эти дидактические игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма : «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Найди тень». В этих дидактических играх дети учатся различать, группировать предметы по форме.

Цвет : «Колючки ёжика», «Цветные резиночки», «Разноцветные сапожки побежали по дорожке», «Спрячь мышку». «Цветные шарики», «Дерево — Времена года», «Бабочки на летней полянке», «Разноцветные жуки», «Домик для крышек», «Цветные комочки», «Предметы-потеряшки», «Найди свой лепесток». Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Осязание : «Чудесный мешочек», «Тактильные карточки».

Каждая дидактическая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Внедряемые нами нетрадиционные дидактические игры для сенсорного развития у детей раннего возраста позволяют осуществлять личностно — деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения. Анализ проведенной работы показал, что использование различных методов и видов работы эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Используя разнообразные дидактические игры, мы заметили, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляют желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие посредством нетрадиционных дидактических игр планомерно и систематически включались во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Именно использование дидактической игры помогает развивать навыки у детей сенсорного воспитания, формировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру, дети знакомятся с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей начинает формироваться умение точно, полно воспринимать свойства предметов, сравнивать предметы.

Литература:

  1. Айтмаганова, А. А. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего возраста средствами сенсорного воспитания / А. А. Айтмаганова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. О. О. Айвазян. — Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2018. — С. 5–6.
  2. Венгер, Л. A. Сенсорное развитие и воспитание при обучении предметным действиям второй-третий год жизни / Л. A. Венгер // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. — М.: Просвещение, 2014. — С. 59–72.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. A. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова и др. — М.: Просвещение, 2016. — 110 с.
  4. Карнаухова, М. В. Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников / М. В. Карнаухова, С. И. Манохина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т. В. Яковлева. — Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. — С. 78–80.
  5. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. — № 6. — С. 779–783.
  6. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1 / под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 2016. — С. 242–476.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 188-190):
Часть 3 (стр. 155-229)
Расположение в файле:
стр. 155стр. 188-190стр. 229

Молодой учёный