Актуальные проблемы применения цифровых технологий в деятельности органов государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Чистяков, И. О. Актуальные проблемы применения цифровых технологий в деятельности органов государственной власти / И. О. Чистяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102346/ (дата обращения: 28.03.2024).



Современный мир вступил в новую фазу информационной эпохи, тесно связанной с тотальной цифровизацией всех сфер жизнедеятельности общества. Ключевое изменение при цифровизации — кардинально новые возможности по накоплению, анализу и обработке данных. Моментом начала активного процесса цифровизации принято считать начало 90-х гг. XX в. Данный процесс продолжается по сегодняшний день. Цифровизация оказывает значительное влияние не только на повседневную жизнедеятельность человека, но также и на профессиональную сферу. В данной ситуации исключением не выступает и сфера деятельности органов государственной власти, в которой повсеместно можно наблюдать внедрение новых информационных технологий. Повышение доступности и открытости услуг для граждан и юридических лиц, оказываемых со стороны различных государственных структур, ускорение государственных процессов являются основополагающими задачами процесса цифровизации. В этой связи целью настоящей статьи является анализ и обобщение некоторых проблем, возникающих при внедрении цифровых технологий в процесс деятельности органов государственной власти.

Ключевые слова: цифровизация, органы государственной власти, ИТ-кадры.

The modern world has entered a new phase of the information age, closely related to the total digitalization of all spheres of society. The key change in digitalization is radically new opportunities for data accumulation, analysis and processing. The beginning of the active digitalization process is considered to be the beginning of the 90s of the XX century. This process continues to this day. Digitalization has a significant impact not only on the daily life of a person, but also on the professional sphere. In this situation, the sphere of activity of public authorities is no exception, in which the introduction of new information technologies can be observed everywhere. Increasing the accessibility and openness of services for citizens and legal entities provided by various government agencies, accelerating government processes are the fundamental tasks of the digitalization process. In this regard, the purpose of this article is to analyze and summarize some of the problems that arise when introducing digital technologies into the process of public authorities.

Keywords: digitalization, public authorities, IT personnel.

Одной из основополагающих целей, преследуемой процессом цифровизации выступает повышение уровня доступности и открытости тех или иных государственных услуг для физических и юридических лиц. Для обеспечения успешного взаимодействия между государством и хозяйствующими субъектами необходимо наличие одного важного элемента — квалифицированных специалистов в сфере ИТ. Одновременно с этим, возникает основа для выделения одной из серьёзных проблем — проблема кадрового состава. Возникновение данной проблемы возможно, как у хозяйствующих субъектов, так у государственных органов. Если говорить о хозяйствующих субъектах, отсутствие необходимого кадрового состава — специалистов в IT сфере, создаёт серьёзные препятствия по внедрению новых технологий в осуществление деятельности того или иного юридического лица, вместе с тем это порождает проблему взаимодействия организаций с органами государственной власти при помощи современных технологий в электронном виде. У органов государственной власти также потребность в квалифицированных специалистах, которые смогут обеспечить бесперебойную работу современных платформ и своевременное выявление и устранение возникающих проблем, для возможности беспрерывного взаимодействия органов государственной власти с различными хозяйствующими субъектами. В подтверждение вышесказанному можно обратиться к оценке численности IT-специалистов в России, проведённой Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (далее — Ассоциация АПКИТ) по заказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — Минцифры России) в 2020 году ( Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ). Согласно проведённой оценке по состоянию на 2019 год, общая численность кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ — кадров) в России, составила около 1.8 млн, что составляет 2.4 % от общего числа экономически активного населения страны. При этом, как указано в исследовании, по данному показателю Россия занимает одно из предпоследних мест по сравнению с аналогичными странами, что подтверждает актуальность проблемы ИКТ -кадров. Также на основании указанного исследования стоит отметить тенденцию к росту спроса на сотрудников данной категории. Так в 2019 году потребность оценивалась в 222 тыс. человек, а согласно прогнозу, в 2024 году данная цифра достигнет отметки в 290–300 тыс. человек в год. При этом стоит отметить, что в данном случае идёт речь исключительно о высококвалифицированных специалистах, без учёта специалистов средней квалификации. Потребность в специалистах средней квалификации в 2019 году оценивалась в районе 76 тыс. человек [5]. Также как отмечено в исследовании, наблюдается существенная разница по концентрации специалистов. Наибольшее число специалистов находится в Москве, в связи с чем обостряется потребность экономики регионов России в кадрах в сфере информационных технологий (далее — ИТ-кадрах). В настоящий момент прослеживается тенденция к ухудшению данной ситуации в связи с миграцией ИТ-кадров за пределы Российской Федерации. Как было отмечено главой Минцифры России М. И. Шадаевым, в 2022 году из России уехало и не вернулось порядка 10 % ИТ-специалистов, что составляет порядка 100 тысяч потенциальных сотрудников.

Согласно мнению ряда исследователей, ситуация усугубляется неподготовленностью технологического оборудования и оснащения, выступающей одной из причин низкой эффективности цифровизации отдельных функций государственных органов. Недостаточность проработки отдельных цифровых технологий, провоцирующих долгосрочные технологические сбои в работе, также создают существенные препятствия для выполнения государственными органами своих функций с максимальной эффективностью.

Необходимо отметить, что в настоящий момент государство, осуществляет активную работу по поддержке данного сектора. Так, согласно Указу Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [2] предусматривается предоставление бюджетных ассигнований за счёт средств федерального бюджета, предоставление льготных кредитов, предоставление права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданами, осуществляющими деятельность в аккредитованных организациях. Однако, несмотря на предпринимаемые меры со стороны государства, описываемый сектор по-прежнему требует к себе повышенного внимания.

При этом, если проблема с несовершенством знаний специалистов, входящих в штат сотрудников организации или органа государственной власти, может быть решена путём направления сотрудников на курсы по повышению квалификация, то задача решения проблемы в части повышения и углубления знаний в сфере новых информационных технологий среди физических лиц, представляется более трудно решаемой, что также создаёт проблему взаимодействия государственных органов с населением в электронной форме, что в свою очередь сказывается на эффективности цифровизации. В указанной проблеме можно выделить два аспекта. Первый связан с отсутствием знаний населения о полном спектре услуг, предоставляемых государственными органами в электронном виде. Но если проблема в этой области в последнее время имеет тенденцию к уменьшению, так как можно отметить множество действий со стороны государства, направленных на повышение знаний населения в исследуемой сфере, то второй аспект проблемы представляется более трудно решаемым. Речь идёт об отсутствии у значительного количества жителей страны доступа к выходу в Интернет. Это создает значительное препятствие для успешного электронного взаимодействия граждан с органами государственными власти в электронном виде, что также значительно сокращает эффективность цифровизации деятельности органов государственной власти [4].

Однако, согласно последним целям национального развития Российской Федерации до 2030 года, планируется увеличить долю домохозяйств, обладающих доступом в информационно — телекоммуникационную сеть Интернет до 97 %. В случае успешного выполнения поставленной цели, будет решена одна из глобальных проблем цифровизации деятельности органов государственной власти [1].

Помимо рассмотренных выше проблем, существуют и иные. Например, проблема информационной безопасности в процессе цифровизации деятельности органов государственной власти. Одним из возможных решений указанной проблемы, может выступать перевод государственных учреждений на отечественное программное обеспечение (далее — ПО). Однако как отмечают некоторые авторы переход на отечественное ПО, тесно связан с рядом проблем, прежде всего процесс перехода на отечественное программное обеспечение и оборудование требует значительных финансовых вложений со стороны государства, что создаёт значительную нагрузку на бюджет. Также существует риск потери существующей работоспособности, связанный с возникновение сбоев в процессе работы при вводе отечественного ПО в технологические процессы государственных органов. Возможно увеличение финансовых затрат по причине необходимости проведения обучения персонала на предмет порядка работы с отечественным ПО. Существенная проблема также может возникнуть в процессе необходимого переноса накопленного массива данных на новую платформу. Процесс переноса может вызвать увеличение финансовых затрат, а также временное снижение производительности.

Итак, цифровизация деятельности органов государственной власти — одна из приоритетных целей государства, способная значительно увеличить производительность государственных органов как в процессе выполнения своих функций, так и при взаимодействии указанных субъектов с юридическими и физическими лицами. Как было отмечено, данный процесс был начат ещё в 90-х годах прошлого столетия и продолжается по сей день, более того можно говорить об ускорении данного процесса в последнее время. Однако, как было указано выше, при достижении данной цели, возможно возникновение разного рода проблем, создающих значительные препятствия при достижении поставленной цели. Несмотря на то, что в настоящее время государство совершает активные действия, направленные на преодоление возникающих проблем в процессе цифровизации деятельности органов государственной власти, тем не менее остаются области, требующее к себе повышенного внимания со стороны государства.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»// «Российская газета», № 159, 22.07.2020.
  2. Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» // «Российская газета», N46, 03.03.2022.
  3. Скидан А. В., Чипига Ю. А., Исюк А. А. Цифровизация как фактор повышения результативности государственного управления: проблемы и направления развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-faktor-povysheniya-rezultativnosti-gosudarstvennogo-upravleniya-problemy-i-napravleniya-razvitiya (дата обращения: 24.04.2023)
  4. Магомедов А. М. О проблемах цифровизации сельских территорий // УЭПС. 2020. № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-tsifrovizatsii-selskih-territoriy (дата обращения: 28.04.2023)
  5. ИТ-кадры для цифровой экономики в России. — Текст: электронный // apkit: [сайт]. — URL: https://www.apkit.ru/files/it-personnel %20research_2024_APKIT.pdf (дата обращения: 23.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Российская Федерация, Россия, деятельность органов, орган, проблема, сторона государства, процесс, электронный вид, отечественное программное обеспечение.


Похожие статьи

Электронное правительство как инструмент трансформации...

 Под концептом «электронное правительство» ключевым образом понимается информатизация работы органов государственной власти и местного самоуправления, а еще взаимодействие обозначенных органов с социумом при помощи информационно-коммуникационных технологий. Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, государственные услуги, политическое управление.

Перспективы и актуальные проблемы внедрения технологии...

В статье исследуются перспективы и цели автоматизации административно-управленческих механизмов в целом и технология электронного правительства, внедряемая в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена повсеместным внедрением технологий автоматизации и оптимизации бюрократических процессов, делающих государственную власть более доступной и прозрачной для населения.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Согласно определению, И. Л. Бачило, «электронное правительство» представляет собой систему органов и организаций, нацеленных на создание условий, обеспечивающих формирование таких параметров Российского государства, при которых оно может рассматриваться как информационное общество. Основные положительные черты «электронного правительства заключаются в следующем

Реализация программы "Электронное правительство" на...

Однако создание портала государственных услуг должно быть лишь первым шагом реализации программы «Электронная Россия», которая предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций.

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

Перевод услуг в электронный вид является сложным процессом и должен осуществляться одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, при этом услуга должна быть популярной, то есть такая услуга, которая оказывается не менее тысячи раз в год. Для перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму распоряжением Правительства Российской Федерации № 1993-р утверждены следующие этапы

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Существенные изменения системы государственного управления в России в 2020 году создали условия для своего рода изменения «баланса сил» в высших эшелонах государственной власти посредством нормативного закрепления в соответствующем Федеральном законе статуса Государственного Совета, а также принятия нового Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Актуальные проблемы цифровизации государственного...

На основе данного проекта изменяется деятельность органов государственной власти посредством внедрения цифровых технологий. Данные технологии направлены на повышение эффективности и результативности государственного управления. Оптимизация и ускорение различных государственных процессов, повышение уровня открытости и доступности государственных услуг всем категориям граждан — основные цели процесса цифровизации.

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

В статье рассматриваются основные понятия электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму. А также говорится о проблемах и угрозах его применения. Особое внимание уделяется опыту Российской Федерации во внедрении технологии электронного правительства.

Совершенствование системы информационной безопасности...

В связи с повышением уровня недоверия к иностранным продуктам призванным защищать информацию — иностранные программные продукты в области обеспечения информационной безопасности в данный момент находятся под запретом к использованию в органах власти. На Российском рынке существует несколько программных продуктов, предоставляющих возможность обеспечить сетевую и кибернетическую безопасность организации.

Похожие статьи

Электронное правительство как инструмент трансформации...

 Под концептом «электронное правительство» ключевым образом понимается информатизация работы органов государственной власти и местного самоуправления, а еще взаимодействие обозначенных органов с социумом при помощи информационно-коммуникационных технологий. Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, государственные услуги, политическое управление.

Перспективы и актуальные проблемы внедрения технологии...

В статье исследуются перспективы и цели автоматизации административно-управленческих механизмов в целом и технология электронного правительства, внедряемая в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена повсеместным внедрением технологий автоматизации и оптимизации бюрократических процессов, делающих государственную власть более доступной и прозрачной для населения.

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Согласно определению, И. Л. Бачило, «электронное правительство» представляет собой систему органов и организаций, нацеленных на создание условий, обеспечивающих формирование таких параметров Российского государства, при которых оно может рассматриваться как информационное общество. Основные положительные черты «электронного правительства заключаются в следующем

Реализация программы "Электронное правительство" на...

Однако создание портала государственных услуг должно быть лишь первым шагом реализации программы «Электронная Россия», которая предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций.

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

Перевод услуг в электронный вид является сложным процессом и должен осуществляться одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, при этом услуга должна быть популярной, то есть такая услуга, которая оказывается не менее тысячи раз в год. Для перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму распоряжением Правительства Российской Федерации № 1993-р утверждены следующие этапы

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Существенные изменения системы государственного управления в России в 2020 году создали условия для своего рода изменения «баланса сил» в высших эшелонах государственной власти посредством нормативного закрепления в соответствующем Федеральном законе статуса Государственного Совета, а также принятия нового Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Актуальные проблемы цифровизации государственного...

На основе данного проекта изменяется деятельность органов государственной власти посредством внедрения цифровых технологий. Данные технологии направлены на повышение эффективности и результативности государственного управления. Оптимизация и ускорение различных государственных процессов, повышение уровня открытости и доступности государственных услуг всем категориям граждан — основные цели процесса цифровизации.

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

В статье рассматриваются основные понятия электронного правительства. Представлены концепции развития информационного общества. Под электронным правительством понимается преобразование государственного управления в открытую сетевую форму. А также говорится о проблемах и угрозах его применения. Особое внимание уделяется опыту Российской Федерации во внедрении технологии электронного правительства.

Совершенствование системы информационной безопасности...

В связи с повышением уровня недоверия к иностранным продуктам призванным защищать информацию — иностранные программные продукты в области обеспечения информационной безопасности в данный момент находятся под запретом к использованию в органах власти. На Российском рынке существует несколько программных продуктов, предоставляющих возможность обеспечить сетевую и кибернетическую безопасность организации.

Задать вопрос