О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Чижевская, А. В. О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики / А. В. Чижевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102314/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую редакцию документа. Также, проведен краткий анализ деятельности обучающихся в рамках ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» и представлены варианты обновленных заданий для организации производственной практики.

Ключевые слова: стандарт, профессиональная готовность, профессиональные компетенции, педагогическая практика, проектная деятельность, Московская электронная школа, среднее профессиональное образование.

В. А. Сластенин рассматривал профессиональную готовность педагога к деятельности как совокупность профессионально подобранных требований к нему, выделяя при этом три комплекса: общегражданские качества; качества, раскрывающие специфику профессии педагога; специальные знания, умения и навыки по преподаваемому предмету (специальности) [1]. И если два блока данного комплекса можно наблюдать при изучении лекционно-теоретического материала обучающимися, то третий — наиболее точно в процессе педагогической практики.

В начале 2022/2023 учебного года был проведен опрос среди работодателей базовых дошкольных организаций, сотрудничающих с ГАОУ ВО МГПУ ИСПО имени К. Д. Ушинского, о уровне готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО. В опросе приняло участие 26 человек. Средний показатель по стажу работу респондентов составил 18 лет. 63 % опрошенных, это управленцы, административные работники ДО с высшим педагогическим образованием, остальные 37 % воспитатели, педагоги со средним профессиональным образованием.

Вопросы, предложенные к рассмотрению, были поделены на блоки:

  1. Виды детской деятельности (9 вопросов);
  2. Образовательные области по ФГОС ДО (5 вопросов);
  3. Смешанный блок, включающий в себя вопросы о реализации авторских технологий, развивающей предметно-пространственной среды, вопросы планирования образовательного процесса и взаимодействия с семьями воспитанников (4 вопроса);
  4. Вопросы по периодам и объёму практики, основные трудности обучающихся на взгляд работодателей (2 вопроса).

Критерием оценки стал метод ранжирования от наименьшего числа до наибольшего по шкале от 0 до 10 соответственно.

Подробно остановимся на рассмотрении вопросов, касавшихся оздоровления детей дошкольного возраста, а также грамотной организации форм физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима обучающимися СПО.

Одно из требований при организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста и его физического развития, согласно требованиям, к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена Приказа Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1351 — это самостоятельно проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима [2].

Также неотъемлемой частью структуры программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки является модуль «ПМ.01», а именно «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» [2]. По результатам освоения модуля обучающийся должен уметь:

— проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, праздники, физкультурные досуги);

— анализировать процесс проведения режимных моментов мероприятий двигательной деятельности;

— методику планирования и теоретические основы мероприятий по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста;

— особенности планирования мероприятий двигательного режима

— теоретические основы двигательной активности;

— основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;

— методы, средства и формы физического развития и воспитания ребенка дошкольного и раннего возраста в процессе выполнения двигательного режима.

В связи с этим, одним из вопросов опроса было уточнение уровня профессиональных компетенций и готовности обучающихся СПО в оказании педагогического сопровождения двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Как показано на Рисунке 1. «Сопровождение двигательного режима в ДОО», около 50 % обучающихся имеют достаточно высокий уровень владения данными компетенциями, что было оценено респондентами на 10 и 9 баллов соответственно. Обучающиеся достаточно уверенно могли спланировать мероприятия двигательного режима в зависимости от возрастной группы и особенностей отдельных воспитанников. Умели проводить различные формы физкультурно-оздоровительной работы, такие как: утренняя гимнастика, физкультурное занятие. Причем стоит отметить, что физкультурное занятие как основную форму работы они могли организовать также в разных вариантах, в зависимости от условий, особенно хорошо сложилось проведение классического физкультурного занятия и занятий в сюжетном и соревновательном форматах. По окончании деятельности, обучающиеся адекватно проводили анализ своих действий, находили в них положительные и отрицательные моменты, охарактеризовали степень реализации поставленных задач, планировали дальнейший ход работы на педагогической практике. Обращаясь к Рисунку 1. «Сопровождение двигательного режима в ДОО», оставшиеся 50 % обучающихся, не слишком уверенно владеют профессиональными компетенциями по данному вопросу, а ниже 5 баллов из 10 заняли около 18 % обучающихся, что достаточно много. Например, в процессе педагогической практики такие обучающиеся не могли гибко переключаться от составленной технологической карты физкультурного занятия к реальной педагогической ситуации, не всегда правильно подбирали адекватные методы и приемы для детей в соответствии с их особенностями, а руководствовались только стандартными требованиями программы по возрасту.

Сопровождение двигательного режима в ДОО

Рис. 1. Сопровождение двигательного режима в ДОО

Схожие данные были получены и по вопросу оценки уровня профессиональных компетенций обучающихся, реализующих программу в рамках образовательной области по ФГОС ДО «Физическое развитие» с детьми дошкольного возраста. Как показано на Рисунке 2. Уровень сформированности компетенций в образовательной области «Физическое развитие», около 65 % обучающихся были оценены на 8, 9 и 10 баллов по шкале ранжирования. Это уровень выше среднего и не вызывает опасений, так как умения закреплены достаточно хорошо, что говорит о достаточном уровне профессиональной готовности. Но почти 35 % обучающихся неустойчиво владеют данными компетенциями, что подсказывает о необходимости пересмотра сроков и заданий для педагогической практики.

Уровень компетенций с образовательной области «Физическое развитие»

Рис. 2. Уровень компетенций с образовательной области «Физическое развитие»

В августе 2022 года был принят обновленный Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего профессионального образования [3], но требования в нем, касавшиеся подготовки специалистов среднего звена в ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» качественно не изменились. Но в связи с вышеизложенным и в соответствии со Стратегией развития Московского городского педагогического университета на 2020–2025 годы [4], начата работа по внесению дополнений и обновлений заданий учебной и производственной практик для обучающихся по специальности 44.02.01. Дошкольное образование. На данный момент задания в рамках ПМ.01 подготовлены дополнения, внесенные в содержание, которые можно посмотреть в таблице 1.

Таблица 1

Распределение проектных заданий и заданий для работы в системе МЭШ в рамках производственной практики ПМ.01

Задание проектного характера

Задание, осуществляемое для работы в системе Московской электронной школы (МЭШ)

Проектная деятельность по формированию у детей культурно-гигиенических навыков. Задание реализуется в процессе организации режима дня воспитанников

Разработка и оформление в виде сценария или модельного занятия по требованиям МЭШ фрагмента работы в рамках проектной деятельности. По выбору обучающегося это могут быть материалы для физкультурного досуга, индивидуальной работы с ребенком по закреплению навыков развития основных движений, формирования культурно-гигиенических навыков и другое

Соответственно, содержание производственной практики по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» теперь выглядит следующим образом:

План-содержание

производственной практики 2 и 3 курса 4 и 6 семестра

2022/2023 уч.года

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Объём практики: 36 часов. Форма: концентрированно.

Направления в содержании практики:

— Организация режимных процессов 1 и 2 половины дня

(1 половина дня: прием детей, свободная детская игра, утренняя гимнастика (по заданию в этот день), подготовка к завтраку, дежурство, утренний круг, игры, второй завтрак (подготовка к нему), подготовка к прогулке и прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с ребенком, самостоятельная детская деятельность), возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, дежурство, подготовка к дневному сну, чтение перед сном)

(2 половина дня: (постепенные подъем детей, КГН, подготовка к полднику, игры, вечерний круг, подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с ребенком), возвращение с прогулки, подготовка к ужину, уход детей домой (помощь в КГН) ;

— Осуществление педагогической поддержки и организация различных форм осуществления двигательной деятельности детей:

  • гимнастика после дневного сна (гимнастика пробуждения);
  • физкультурное занятие (различные его формы по выбору обучающегося);
  • физкультурный досуг.

— Сопровождение индивидуальной работы с ребенком по отработке ОД, элементы закаливания в режиме дня (в утренний и/или вечерний отрезок времени) ;

—Педагогическое сопровождение проектной деятельности по формированию у детей культурно-гигиенических навыков (в процессе организации режима дня воспитанников) (задание выполняется в течение периода практики двумя обучающимися в группе);

—Разработка и оформление в виде сценария или модельного занятия по требованиям МЭШ фрагмента работы в рамках проектной деятельности . По выбору обучающегося могут быть выбраны материалы для организации физкультурного досуга, индивидуальной работы с ребенком по закреплению навыков развития основных движений, выполнения общеразвивающих упражнений, формирования культурно-гигиенических навыков и другое.

— Анализ и составление рекомендаций для педагогов по дополнению предметно-пространственной среды (РППС) для создания развивающей образовательной ситуации и успешной социализации, закаливания, безопасности и профилактики заболеваемости в дошкольной группе (образовательная область «Физическое развитие»).

Итак, работа по обновлению содержания учебной и производственной практики не завершена и продолжается. Надеемся, что задания окажутся не только актуальными с точки зрения реализации новых государственных документов, но и будут способствовать формированию грамотных профессионалов-педагогов будущего!

Литература:

  1. Васякина А. С., Шепилова Н. А. Профессиональная готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5–3. [Электронный ресурс] https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13734
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование». [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/70810642/98c63fbcbeeb1362018330a88cb049e2/
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2022г. № 743 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование». [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230010?index=14&rangeSize=1
  4. Стратегия развития Московского городского педагогического университета на 2020–2025 годы. [Электронный ресурс] http://2025.mgpu.ru/#StrProjects
Основные термины (генерируются автоматически): двигательный режим, производственная практика, физическое развитие, дошкольный возраст, Организация мероприятий, педагогическая практика, проектная деятельность, укрепление здоровья ребенка, физкультурное занятие, индивидуальная работа.


Похожие статьи

Планирование и педагогическое сопровождение физического...

Любая деятельность ребенка дошкольного возраста наполнена яркими эмоциями и

Цель: Охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них потребностей в физическом

Совместная деятельность педагога и детей по физическому развитию в режиме дня.

Цель: Повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка.

Прохождение педагогической практики дистанционно на...

Представлены цель, задачи практики, подробное содержание заданий.

укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Освещая пример организации производственной педагогической практики ПП.01.01

План производственной практики 2 и 3 курса 3 и 5 семестра 2020/2021 учебного года (36 учебных...

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

 Одна из основных задач в дошкольном учреждении — охрана и укрепление здоровья

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут

Во время организации необходимо музыкальное сопровождение. [8,58]. Физкультминутка.

Закаливание — важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста.

Формирование двигательной активности воспитанников старшего...

За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей, улучшения их

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

Формирование навыков безопасного поведения; Развитие познавательного интереса детей.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в контексте ФГОС

Согласно ФГОС, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных

Прежде всего, путем укрепления здоровья ребенка! Таким образом, согласно ФГОС

Отметим некоторые направления из опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Двигательный режим в ДОУ, как правило, начинается с утренней гимнастики, которая...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста

В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в

3. Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: Материалы 2-ой...

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня...

Михайлова, Т. В. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников / Т. В. Михайлова.

Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5 % суточного объёма двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости.

Совершенствование здоровьесберегающих условий в ДОО

Оценка уровня физического развития и здоровья детей включает в себя диагностические мероприятия.

организацию профилактических мероприятий в детском саду

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность. Важность и значимость для развития детей в процессе двигательной деятельности.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего...

Основу охраны и укрепления здоровья в дошкольном возрасте составляют физическое развитие и

Именно она обеспечивает естественную организацию его двигательной активности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

двигательная активность , дошкольный возраст , развитие, ребенок.

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ...

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (из опыта работы).

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, система, ДОУ, здоровье.

Разработан оптимальный двигательный режим детей с учетом уровня развития двигательной сферы.

– участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей.

Похожие статьи

Планирование и педагогическое сопровождение физического...

Любая деятельность ребенка дошкольного возраста наполнена яркими эмоциями и

Цель: Охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них потребностей в физическом

Совместная деятельность педагога и детей по физическому развитию в режиме дня.

Цель: Повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка.

Прохождение педагогической практики дистанционно на...

Представлены цель, задачи практики, подробное содержание заданий.

укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Освещая пример организации производственной педагогической практики ПП.01.01

План производственной практики 2 и 3 курса 3 и 5 семестра 2020/2021 учебного года (36 учебных...

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

 Одна из основных задач в дошкольном учреждении — охрана и укрепление здоровья

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут

Во время организации необходимо музыкальное сопровождение. [8,58]. Физкультминутка.

Закаливание — важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста.

Формирование двигательной активности воспитанников старшего...

За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей, улучшения их

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

Формирование навыков безопасного поведения; Развитие познавательного интереса детей.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в контексте ФГОС

Согласно ФГОС, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных

Прежде всего, путем укрепления здоровья ребенка! Таким образом, согласно ФГОС

Отметим некоторые направления из опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Двигательный режим в ДОУ, как правило, начинается с утренней гимнастики, которая...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста

В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в

3. Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: Материалы 2-ой...

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня...

Михайлова, Т. В. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников / Т. В. Михайлова.

Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5 % суточного объёма двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости.

Совершенствование здоровьесберегающих условий в ДОО

Оценка уровня физического развития и здоровья детей включает в себя диагностические мероприятия.

организацию профилактических мероприятий в детском саду

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность. Важность и значимость для развития детей в процессе двигательной деятельности.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего...

Основу охраны и укрепления здоровья в дошкольном возрасте составляют физическое развитие и

Именно она обеспечивает естественную организацию его двигательной активности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

двигательная активность , дошкольный возраст , развитие, ребенок.

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ...

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (из опыта работы).

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, система, ДОУ, здоровье.

Разработан оптимальный двигательный режим детей с учетом уровня развития двигательной сферы.

– участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей.

Задать вопрос