Учебная мотивация и эмоциональное отношение к учебе у младших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 05.05.2023

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Татулова, К. С. Учебная мотивация и эмоциональное отношение к учебе у младших подростков / К. С. Татулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102275/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор анализирует связь учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших подростков.

Ключевые слова: учебная мотивация, эмоциональное отношение к учебе, младшие подростки.

В настоящее время происходят значительные перемены в современном обществе. С развитием нано-технологий, бесспорно, наука и техника шагнули значительно вперёд. В свою очередь, с техническим прогрессом меняется и сам человек. Политические, экономические и социальные изменения в обществе особенно влияют на формирование личности младшего подростка. С одной стороны, технический прогресс стимулирует интеллектуальное развитие младших подростков, с другой — оказывают влияние на развитие всех сфер личности. Погружение детей и подростков в современные гаджеты, замена школьных интересов на досуг, замена личного общения со сверстниками на общение через социальные сети и мессенджеры приводят к снижению учебной мотивации и меняют эмоциональное отношение к самому процессу обучения. В связи с этим возникает необходимость применять новые и эффективные подходы к формированию учебной мотивации в современной системе образования. Ведь образование основывается не только на развитии знаний, умений и навыков, но и формировании целостного образа личности, включающей мотивационные потребности [3].

Отношение к учебной деятельности предопределяет и отношение к выбору профессии в будущем, активной деятельности во взрослом возрасте. Поэтому очень важно развивать и поддерживать интерес к обучению, учебную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение ко всему процессу обучения в младшем подростковом возрасте [1].

Поэтому для выявления связи между учебной мотивацией и эмоциональным отношением к обучению было проведено исследовании, в котором приняли участие 50 младших подростков 11–12 лет, обучающихся в пятых классах, из них — 29 мальчиков и 21 девочка.

В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А. А. Андреева; опросник «Учебная мотивация школьников» в модификации Н. Г. Лускановой; методика изучения мотивации обучения обучающихся пятого-одиннадцатого класса, разработанная М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой.

В результате анализа полученных результатов оказалось, что чем выше уровень развития учебной мотивации, тем выше уровень развития познавательной активности и меньше выражены такие показатели, как «гнев» и «тревожность». Соответственно, чем ниже уровень развития учебной мотивации, тем ниже уровень развития познавательной активности и более выражены такие показатели, как «тревожность» и «гнев».

Так, если рассматривать полученные результаты более детально, то оказывается, что имеется связь между уровнем развития учебной мотивации и уровнем развития познавательной активности:

– младшие подростки, обладающие высоким уровнем учебной мотивации, также обладают и высоким уровнем развития познавательной активности;

– у младших подростков, имеющих, наоборот, низкий уровень развития учебной мотивации, наблюдается низкий уровень познавательной активности;

– те младшие подростки, у которых сформированность учебной мотивации отражена средним уровнем развития, соответственно, обладают и средним уровнем развития познавательной активности.

Также была выявлена тенденция в наличии связи учебной мотивации младших подростков с уровнем развития их тревожности:

– младшие подростки, имеющие высокий уровень развития учебной мотивации, показывают низкий уровень развития тревожности;

– младшие подростки, чей уровень развития учебной мотивации — низкий, имеют высокий уровень тревожности;

– младшие подростки, показывающие средний уровень развития учебной мотивации, имеют такой же средний уровень развития тревожности.

Ещё одна тенденция была выявлена в развитии учебной мотивации и выраженности гнева у младших подростков:

– школьники с высоким уровнем развития учебной мотивации имеют низкий уровень развития гнева;

– школьники же с низким уровнем развития учебной мотивации имеют высокий уровень развития гнева;

– школьники, чей уровень развития учебной мотивации соответствует среднему, показывают средний уровень развития гнева.

Благодаря математической обработки данных также были выявлены были отмечены некоторые закономерности:

– наличие сильной и обратной связи между учебной мотивацией и уровнем развития гнева (уровень развития гнева влияет на уровень учебной мотивации, с повышением уровня развития гнева понижается уровень учебной мотивации);

– наличие сильной и обратной связи между уровнем развития учебной мотивации и уровнем развития тревожности (уровень развития тревожности влияет на уровень развития учебной мотивации, с повышением уровня развития тревожности понижается уровень развития учебной мотивации);

– наличие сильной и прямой связи между уровнем развития учебной мотивации и уровнем развития познавательной активности младшего подростка (уровень развития учебной мотивации оказывает своё влияние на уровень развития познавательной активности).

Таким образом, мы видим, что эмоциональное отношение к учению (проявление гнева и тревожности или же, наоборот, их отсутствие), несомненно, влияют на уровень развития учебной мотивации младших подростков. А отсутствие тревожности и гнева по отношению к процессу учения, наоборот, положительно сказываются на формировании учебной мотивации. Полученные результаты говорят о наличии единства эмоциональных и мотивационных процессов, о том, что младший подросток руководствуется, в первую очередь, эмоциями, которые вызывает у него процесс учения, по отношению к этому процессу.

Полученные результаты можно объяснить тем, что состояние тревоги сопровождается ожиданием, предвосхищением неудач, ожиданиями опасности. Именно для младшего подростка такие ожидания тесно связаны с их самоидентичностью — школьники, неуверенные в себе, испытывающие некую беспомощность, склонны преувеличивать масштаб возникающих перед ними возможных трудностей. Также и с влиянием на учебную мотивацию тревожности — уже заранее личность считает, что может не справиться с трудностями.

Положительные же эмоции (в данном случае — низкие уровни развития тревожности и гнева) соответственно положительно влияют на протекание учебной деятельности, наличие высокого уровня развития учебной мотивации. Наличие познавательной активности в учебном процессе демонстрирует наличие интереса к учению, на что влияет высокий уровень развития учебной мотивации.

Анализ соответствующей психолого-педагогической литературы позволил выделить основные моменты, касающиеся условий, которые бы наиболее благоприятно способствовали бы повышению учебной мотивации, а также формированию положительного отношения к учению:

– способствовать проявлению школьника как творческой личности в различных учебных ситуациях;

– выстраивать различные ситуации, в которых младший школьник мог почувствовать себя успешным, с социальным признанием;

– создавать положительную, благоприятную атмосферу на занятии;

– способствовать снижению уровня тревожности школьников посредством исключения угроз и упрёков, всяческих насмешек, моментов, окрашенных иронией и т. п.;

– способствовать исключению возникновения у подростков чувства страха, возникающего вследствие ситуации риска, в которой он может бояться совершить ошибку, дать неправильный ответ, забыть или смутиться (педагог должен понимать, что ребёнок — личность, которая тоже может ошибаться, забывать, не понимать);

– моделировать такие учебные ситуации, в которых у детей формировались бы такие чувства, как чувство уверенности, чувство удовлетворённости, объективное понимание собственной самооценки, а также, что немаловажно, появлялось бы ощущение радости от активного участия в процессе учебной деятельности;

– активно использовать принцип наглядности на занятиях, тем самым повышая учебную мотивацию детей и интерес (дети лучше воспринимают материал, если он яркий, его можно потрогать, на него можно посмотреть);

– включать в учебную деятельность разнообразные, занимательные, новые виды деятельности, способствующие эмоциональному стимулированию, а также проявлять личную активную, эмоциональную позицию с целью вовлечения детей в занятие и предупреждения у них возникновения такого чувства, как скука;

– стимулировать детей на возникновение оптимистического настроя по отношению к процессу учения, желания преодолевать трудности, чувство сомнения, придавать уверенности в собственных действиях, давать установку на достижение новых целей;

– оценивать не ребёнка, а результат его действий;

– регулярно проводить индивидуальную работу с детьми с целью обсуждения имеющихся достижений у школьников, а также пробелов в каких-то областях, показывать заинтересованность тем, какие результаты показывает школьник, а также тем, как школьник относится к процессу учения;

– организовывать совместные обсуждения в ситуациях, когда педагог сам допускает ошибки или понимает, что его работа сделана недостаточно хорошо (детям нужно видеть, что все люди ошибаются и у всех людей бывают промахи, им важно видеть перед собой пример самокритичного и ответственного за собственные ошибки взрослого); с этой же целью можно организовывать различные встречи с интересными людьми, которые бы делились со школьниками своими победами и неудачами [4];

– включать в учебный процесс моменты рефлексии (дети должны научиться находить связь между тем, сколько усилий они приложили и какой результат, в конечном итоге, они получили);

– способствовать развитию познавательного интереса младших подростков:

  • избегать возникновения переутомления у детей и учебных перегрузок;
  • качество и количество предлагаемого детям учебного материала должны быть адекватны способностям и возможностям детей;
  • важно стимулировать развитие у детей познавательного интереса посредством самого содержания обучения [2];
  • использовать разнообразные приёмы (задания-шутки, кроссворды, использование красочных иллюстраций, игр);
  • активно использовать в своей работе с детьми различные проблемные и поисковые ситуации, проблемно-поисковые методы обучения, которые несомненно способствуют возникновению у детей интереса, поскольку в данном случае им не преподносится готовый материал, а его необходимо добыть самим коллективно;
  • организовывать учебные занятия с опорой на игру с интеллектуальным подтекстом.

Таким образом, практическая значимость исследования нашла отражение в достоверных результатах и выводах, которые могут быть использованы в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации и эмоционального отношения к учению у младших подростков. Также, благодаря анализу литературы были определены условия, способствующие формированию эмоционально положительного отношения к учению у младших подростков Поэтому полученные в исследовании результаты могут быть применены в практике психолого-педагогического сопровождения младших подростков.

Литература:

  1. Алфеева Е. В. Изучение мотивов учения и отношения младших школьников к учебной деятельности / Е. В. Алфеева //Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. — 2014. — № 1(3). — С. 59–62.
  2. Воронкова И. В., Лагутина Е. Н., Адаскина А. А. Особенности учебной мотивации и эмоционального отношения к учению обучающихся 4-х классов (на примере традиционного и развивающего обучения) // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Том 14. — № 1. — С. 32–48.
  3. Жулина Г. Н. Проблема развития мотивации учения младших школьников / Г. Н. Жулина, В. Г. Хан // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. — 2013. — № 1. — С. 285–288.
  4. Кулагина И. Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. — 2015. — Т. 11. — № 3. — С. 100–109.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, уровень развития, познавательная активность, эмоциональное отношение, подросток, высокий уровень развития, уровень развития тревожности, младший подросток, процесс учения, учебная деятельность.


Ключевые слова

учебная мотивация, младшие подростки, эмоциональное отношение к учебе

Похожие статьи

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

По результатам проведенного исследования можно будет судить о том, какой уровень мотивации характерен для учащихся данного учебного заведения. После обработки полученных данных будет определён самый «популярный» уровень мотивации.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Мы описали выше ряд несовершенств психических процессов у младших подростков.

Она состоит в том, что отношение подростка к школе, побуждение к учению тесно связаны с тем

Как же придать самой учебной деятельности роль основного побудителя к учению?

Здесь, кстати, подросток соприкасается и с эстетической стороной умственного труда.

Особенности развития младших школьников в сравнении со...

Так у учащихся с высоким уровнем сформированности учебной деятельности. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в. младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник...

Изучение мотивации учебной деятельности младших...

2. изучить особенности мотивации учебной деятельности младших подростков

Итак, в исследуемой группе нами зафиксированы внешние проявления мотивации учения 5 (25%).

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

В процессе учебной деятельности младший школьник осваивает умения и знания уже выработанные

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет. Основной деятельностью ребенка в этот период является учебная деятельность.

2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности...

Библиографическое описание: Моисеева, Т. А. Развитие внутренней мотивации учебной

 В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития.

У 83,3 % исследуемых школьников средний и 16,7 % — высокий уровень мотивации учения.

Также было выявлено повышение уровня учебно-познавательного мотива у подростков.

Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста

эмоционально-волевой (отношение к обучению в школе, уровень тревожности).

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем... 1. Учебная деятельность в младшем

По нашему мнению, успешность учебной деятельности младших школьников в большей.

Мотивы учения в подростковом возрасте | Статья в журнале...

Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни».

Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учения, учебной

Кроме того, отношение подростка к учению никогда не увидишь в «чистом виде», оно всегда

Эти обстоятельства нередко затемняют подлинную картину мотивов учения у подростков.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

 В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Похожие статьи

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

По результатам проведенного исследования можно будет судить о том, какой уровень мотивации характерен для учащихся данного учебного заведения. После обработки полученных данных будет определён самый «популярный» уровень мотивации.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Мы описали выше ряд несовершенств психических процессов у младших подростков.

Она состоит в том, что отношение подростка к школе, побуждение к учению тесно связаны с тем

Как же придать самой учебной деятельности роль основного побудителя к учению?

Здесь, кстати, подросток соприкасается и с эстетической стороной умственного труда.

Особенности развития младших школьников в сравнении со...

Так у учащихся с высоким уровнем сформированности учебной деятельности. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в. младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник...

Изучение мотивации учебной деятельности младших...

2. изучить особенности мотивации учебной деятельности младших подростков

Итак, в исследуемой группе нами зафиксированы внешние проявления мотивации учения 5 (25%).

В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

В процессе учебной деятельности младший школьник осваивает умения и знания уже выработанные

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет. Основной деятельностью ребенка в этот период является учебная деятельность.

2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности...

Библиографическое описание: Моисеева, Т. А. Развитие внутренней мотивации учебной

 В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития.

У 83,3 % исследуемых школьников средний и 16,7 % — высокий уровень мотивации учения.

Также было выявлено повышение уровня учебно-познавательного мотива у подростков.

Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста

эмоционально-волевой (отношение к обучению в школе, уровень тревожности).

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем... 1. Учебная деятельность в младшем

По нашему мнению, успешность учебной деятельности младших школьников в большей.

Мотивы учения в подростковом возрасте | Статья в журнале...

Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни».

Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учения, учебной

Кроме того, отношение подростка к учению никогда не увидишь в «чистом виде», оно всегда

Эти обстоятельства нередко затемняют подлинную картину мотивов учения у подростков.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

 В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Задать вопрос