Формы и направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 03.05.2023

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Митяева, В. А. Формы и направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности / В. А. Митяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102214/ (дата обращения: 20.04.2024).



В рамках настоящей статьи проводится анализ центральных форм деятельности органов внутренних дел в сфере осуществления охраны общественного порядка, а также в рамках обеспечения безопасности общества. Представлены разные формы деятельности, которые только могут осуществлять работники полиции по представленному вектору деятельности. Обозначены пути, а также проблемы совершенствования в работе ОВД в плане обеспечения безопасности общества.

Ключевые слова: деятельность, общественный порядок, общественная безопасность, охрана, полиция.

В настоящее время из многочисленных задач в деятельности органов внутренних дел стоит выделить аспект охраны общественного порядка, а также обеспечение общественной безопасности. Вектор активности этой деятельности целиком зависит от осознания оперативными сотрудниками органов внутренних дел собственных целей и задач. По этому вектору деятельности сейчас идет множество субъектов.

Полиция — это правоохранительный орган исполнительного управления, который призван осуществлять большинство функций, решать массу вопросов, связанных с обеспечением общественной безопасности. Как полиция, так и прочие государственные органы, компании и учреждения постоянно ведут работу, связанную с устранением правонарушений. Для этого они применяют не только правовые средства, но и инструменты морального воздействия, типа убеждения и принуждения [2, с. 171].

Что касается вопросов охраны общественного порядка, а также обеспечения общественной безопасности в работе подразделений МВД РФ, то тут все выражается в конкретной системе, которая формируется с учетом объединения правовых, организационных форм. Как правило, в рамках научной литературы их делят по сферам влияния.

  1. Деятельность административно-правового характера пребывает в прямой взаимосвязи с проведением таких мероприятий, которые, собственно, и характеризуются административно-правовой содержательностью [3, с. 98].

Особенно важной является работа полиции, когда нужно поддерживать правопорядок, не допускать нарушений прав и свобод человека и гражданина на различных мероприятиях, в том числе политических акциях и т. п.

Согласно ст. 5 Закона «О полиции» правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О полиции» // СПС Консультант плюс

  1. Оперативно-розыскная деятельность — это также одно из многочисленных направлений в работе полиции — всех подразделений, которые уполномочены на такую работу Конституцией, нормативно-правовыми актами РФ.
  2. Уголовно-процессуальная деятельность, которая осуществляется полицией, имеет в основе, среди прочего, обеспечение правопорядка. По действующему законодательству такая работа может проводиться многочисленными уполномоченными органами: МВД, суды, ФСБ, Следственный комитет и другие. Тут же активно участвуют прокуратура, органы юстиции. Принимая во внимание нормы УПК РФ, уголовно-процессуальная деятельность со стороны ОВД проводится через предварительное расследование — в форме дознания и предварительного следствия.
  3. Организационно-правовая деятельность — может осуществляться полицией. Практические действия тут состоят в работе управленческого, организационного, а также правового характера. Цель — улучшить функционал, качество нормотворчества в подразделениях ОВД.

В настоящее время в России фактически создан организационно-правовой механизм межведомственного взаимодействия правоохранительных органов, который представляет собой совокупность нормативных правовых актов и организационных решений, позволяющих противодействовать любым угрозам общественной безопасности [4, с. 97].

Если рассматривать взаимодействие органов внутренних дел и Росгвардии, то одним из направлений взаимодействия является контроль за оборотом гражданского оружия, проблема несомненно актуальная и вызывающая непосредственный интерес со стороны гражданского общества. Так, в настоящее время полиция участвует в таких мероприятиях только по мотивированному запросу Росгвардии, что несколько снижает оперативность решения некоторых правоохранительных задач, и в некоторых случаях требует вмешательства надведомственных структур управления, например дополнительных поручений Президента, позволяющих полиции проводить такие проверки в отношении неопределенного круга лиц в случае резкого осложнения оперативной обстановки.

То есть проблема так или иначе решается, и угроза общественной безопасности нейтрализуется, однако механизм ее реализации не всегда прописан напрямую в ведомственных приказах.

В этой связи отметим, что несмотря на наличие межведомственных противоречий, обусловленных спецификой решаемых задач, общим для всех структур правоохранительной направленности является их принадлежность к федеральным органам исполнительной власти, то есть к субъектам, выполнявшим социальный заказ общества на обеспечение общественной безопасности.

С такой точки зрения, объединяющим фактором для различных правоохранительных органов становится общество, чьи интересы они обязаны учитывать в качестве приоритетных. То есть, при решении различных задач правоохранительной направленности в области обеспечения общественной безопасности, взаимодействующие стороны должны максимально учитывать запросы гражданского общества, чья безопасность и является основной целью этого процесса [6, с. 89].

Отметим, что нормативная составляющая рассматриваемого организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности в настоящее время достаточно полно отражена, как в федеральном законодательстве, в частности в ФЗ «О безопасности» [1], в котором определены принципы и содержание такой деятельности, так и в ряде подзаконных нормативных правовых актов, определяющих административно-правовой статус субъектов обеспечения общественной безопасности, участвующих в этой деятельности.

Однако этот процесс подробно не регламентирован в ведомственных приказах. В частности, у руководителя территориального органа МВД России районного уровня отсутствует алгоритм действий по нейтрализации какой-либо угрозы общественной безопасности во взаимодействии с другими правоохранительными органами [3, с. 90].

В результате, в ходе осуществления свой повседневной деятельности, руководитель более ориентирован на решение задачи исходя преимущественно из своих узковедомственных интересов, что, в случае недостатка собственного административно-правового статуса, не позволяет устранять угрозу комплексно, нейтрализуется лишь та ее часть, которая входит в компетенцию одного ведомства или одного территориального органа. Соответственно, в таком случае, даже если достигается требуемый ведомственный показатель оценки деятельности, не обеспечивается реализация главной цели правоохранительной деятельности, а именно — защита прав и свобод граждан от угроз общественной безопасности криминального характера.

В связи с чем, наиболее оптимальным было бы определить ведомственный организационно-правовой механизм противодействия угрозам общественной безопасности, учитывающий вопросы межведомственного взаимодействия с учетом приоритета интересов общества.

За основу предлагается взять механизм, прописанный в статье 3 Федерального закона «О безопасности» и адаптировать его на уровень ведомства. Так, предлагается конкретизировать полномочия территориального органа, в части касающейся выявления и устранения угроз общественной безопасности. В частности, имеется алгоритм для главы территориального органа: определить угрозу, проанализировать степень ее воздействия на критерии целостности системы безопасности; проанализировать нормативно-правовую базу, посредством которой урегулированы общественные отношения в области установленной угрозы; определить ведомство, которое имеет полномочия н принятие решений в анализируемой сфере; передать данные об угрозе по подведомственным каналам, определить нормативно-правовую базу, на основании которой может быть установлен порядок совместных действий. Далее прорабатываются управленческие решения собственной компетенции вплоть до их реализации; контроль за предложенными изменениями позволит руководителю территориального органа как районного, так и регионального уровня самостоятельно выявлять наиболее актуальные для его территории обслуживания угрозы общественной безопасности, подбирать для их нейтрализации соответствующий организационно-правовой механизм, который учитывает вопросы организации взаимодействия, в случае если это угроза не может быть ликвидирована одним ведомством, и в конечном итоге отчитаться перед населением о проделанной работе.

Итак, можно с уверенностью сказать о том, что построенная конституционно-правовая основа для работы правоохранительных органов сегодня развивается на практике с учетом действующего законодательства. В свою очередь, полиция — это главный субъект, который реализует положения Главы 2 Основного Закона, защищает и охраняет конституционные свободы, права человека и гражданина.

Степень эффективности в работе ОВД при осуществлении юрисдикционной, административной деятельности на основании полномочий, которые предоставлены законодательством РФ, говорят о том, что не все проблемные вопросы имеют качественное разъяснение на практике. Грамотное решение профессиональных задач, прежде всего, зависит от уровня профессиональной подготовленности, образованности, а также ответственности работников полиции.

Литература:

1 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011 г. — № 1. — Ст. 2.

2 Баух Д. А. Продовольственная безопасность и импортозамещение как часть экономической безопасности / Д. А. Баух // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2020. — № 25. — С. 171–174.

3 Гуреева М. А. Экономическая безопасность государства. Противодействие спектру угроз — от материально-вещественных до информационно-цифровых / Москва — 2021. (2-е издание) — 341 с.

4 Джафаров С. А. Национальная безопасность России / С. А. Джафаров. — М.: ЦТМ-Пресс, Журнал «Российская миграция», 2018. — 600 c.

5 Земскова Е. С. Инновационная безопасность как подсистема экономической безопасности / Е. С. Земскова // Контентус. — 2019. — № 3 (80). — С. 65–72.

6 Кочетков А. П. Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / А. П. Кочетков. — М.: Юнити-Дана, 2018. — 550 c.

Основные термины (генерируются автоматически): общественная безопасность, общественный порядок, территориальный орган, полиция, угроза, гражданское общество, межведомственное взаимодействие, нормативно-правовая база, правоохранительная направленность, уголовно-процессуальная деятельность.


Похожие статьи

Охрана общественного порядка и обеспечения общественной...

Уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая полицией, имеет в своей

деятельность, общественный порядок, общественная безопасность, охрана, полиция.

и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [7]. Также.

Нормативно-правовой основой правоохранительной деятельности и охраны прав граждан.

Основные направления взаимодействия полиции с Росгвардией...

Взаимодействие органов полиции с иными органами Российской Федерации — это

А. В. Безруков, выделяет две формы взаимодействия: процессуальную и организационную. К основным процессуальным формам взаимодействия органов внутренних дел и других

6) применение мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного...

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной...

 Нормативно-правовое регулирование любой деятельности в РФ, в том числе

Деятельность полиции регулируется Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О

На региональном уровне деятельность правоохранительной деятельности регулируется

По своей сути, Федеральная служба безопасности РФ идентична правоохранительным...

Охрана общественного правопорядка | Статья в журнале...

Рис. 2. Виды деятельности ОВД по обеспечению общественного правопорядка.

Уголовно-правовая — служит для применения уголовно-правовых средств для пресечения и выявления

– обеспечение общественного порядка во время избирательных мероприятий.

– проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов

К вопросу о понятии общественного контроля за деятельностью...

Институт общественного контроля за деятельностью государственных и иных органов, в том числе

Зуева О. В. Общественный контроль за деятельностью полиции на примере

М., Проспект, 2019. Киричёк Е. В. Взаимодействие полиции с институтами гражданского

Общественный контроль предполагает деятельность институтов гражданского общества и...

Основы кооперации органов внутренних дел с различными...

Ключевые слова: общественная безопасность, органы внутренних дел, правоотношения

Правовая регламентация взаимодействия полиции и органов государственной власти

В вопросах, связанных с обеспечением общественной безопасности, полиция чаще всего

общественная безопасность, органы внутренних дел, правоотношения, взаимодействие.

Правовая сущность понятий «общественный порядок»...

Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, общественный порядок

– государство (конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).

Среди приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности в ФЗ N 390-ФЗ

Даньшин, И. Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка / И. Н. Даньшин.–

Особенности правового регулирования процесса участия граждан...

На проект ФЗ №146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка» возложена обязанность восполнить пробелы и коллизии в законодательном регулировании на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка.

Принцип общественного доверия и поддержки граждан как...

d) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах

5) осуществления общественного контроля над деятельностью полиции» [3, с. 26–27]. В случае если общество и полиция основываются на принципе взаимоуважения, то между

Стратегические задачи полиции по охране общественного порядка определяются, прежде...

Похожие статьи

Охрана общественного порядка и обеспечения общественной...

Уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая полицией, имеет в своей

деятельность, общественный порядок, общественная безопасность, охрана, полиция.

и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [7]. Также.

Нормативно-правовой основой правоохранительной деятельности и охраны прав граждан.

Основные направления взаимодействия полиции с Росгвардией...

Взаимодействие органов полиции с иными органами Российской Федерации — это

А. В. Безруков, выделяет две формы взаимодействия: процессуальную и организационную. К основным процессуальным формам взаимодействия органов внутренних дел и других

6) применение мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного...

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной...

 Нормативно-правовое регулирование любой деятельности в РФ, в том числе

Деятельность полиции регулируется Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О

На региональном уровне деятельность правоохранительной деятельности регулируется

По своей сути, Федеральная служба безопасности РФ идентична правоохранительным...

Охрана общественного правопорядка | Статья в журнале...

Рис. 2. Виды деятельности ОВД по обеспечению общественного правопорядка.

Уголовно-правовая — служит для применения уголовно-правовых средств для пресечения и выявления

– обеспечение общественного порядка во время избирательных мероприятий.

– проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов

К вопросу о понятии общественного контроля за деятельностью...

Институт общественного контроля за деятельностью государственных и иных органов, в том числе

Зуева О. В. Общественный контроль за деятельностью полиции на примере

М., Проспект, 2019. Киричёк Е. В. Взаимодействие полиции с институтами гражданского

Общественный контроль предполагает деятельность институтов гражданского общества и...

Основы кооперации органов внутренних дел с различными...

Ключевые слова: общественная безопасность, органы внутренних дел, правоотношения

Правовая регламентация взаимодействия полиции и органов государственной власти

В вопросах, связанных с обеспечением общественной безопасности, полиция чаще всего

общественная безопасность, органы внутренних дел, правоотношения, взаимодействие.

Правовая сущность понятий «общественный порядок»...

Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, общественный порядок

– государство (конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).

Среди приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности в ФЗ N 390-ФЗ

Даньшин, И. Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка / И. Н. Даньшин.–

Особенности правового регулирования процесса участия граждан...

На проект ФЗ №146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка» возложена обязанность восполнить пробелы и коллизии в законодательном регулировании на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка.

Принцип общественного доверия и поддержки граждан как...

d) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах

5) осуществления общественного контроля над деятельностью полиции» [3, с. 26–27]. В случае если общество и полиция основываются на принципе взаимоуважения, то между

Стратегические задачи полиции по охране общественного порядка определяются, прежде...

Задать вопрос